ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ. Контакт

Качество коммуникации родителей, детей и коллектива детского сада

DOI 10.22394/2078−838Х−2022−1−96−102
Светлана Михайловна ПОДЪЯНОВА
к. пед. н., мастер-коуч, сооснователь детского сада и школы «Талантвилль» (119 192, Москва, Ломоносовский просп., 29, корп. 1).
Аннотация
Качество взаимодействия между детьми, родителями и коллективом детского сада становится важным критерием оценки дошкольно­го образования. Несколько лет назад этот тренд уже нашел отражение в новой редакции шкалы комплексной оценки качества образования в ДШО ECERS-R. В исследовании причин недовольства родителей детсадами Москвы, которое провел автор статьи, тенденция подтвердилась: именно критерий «взаимодействие» был оценен родителями значительно ниже прочих групп критериев. Исследование показало, что крайние проявления негатива во взаимодействии (грубость и хамство воспитателей и администрации в отношении детей и родителей, буллинг и травля, игнорирование серьезных проблем) приводят к решению о смене ДШО. Мнение современных родителей, которые все активнее вовлечены в образовательный процесс и становятся менеджерами по образованию своих детей, требует особого внимания. Хотя детсады пока не испытывают конкуренции и не борются за удовлетворенность и лояльность родителей, удержание клиентов, конкуренция в дошкольном образовании уже существует. К сожалению, в российских детских садах взаимодействию между всеми участниками процесса уделяют недостаточно внимания или игнорируют важность этого аспекта в принципе. Методических рекомендаций по налаживанию взаимодействия пока мало, что также подтверждает недостаточное внимание к вопросу. Качество коммуникации может быть улучшено за счет комплексной программы взаимодействия с родителями, усиления их вовлеченности, в том числе посредством интерактивных программ, культивирования личностно ориентированной модели взаимодействия с детьми и семья­ми, принятия во внимание высокой конкуренции в детской среде и нивелирования ее за счет организационных моментов и обучения детей выстраиванию партнерских моделей взаимодействия. Автор подробно разбирает аспект взаимодействия между персоналом, родителями и детьми, рассказывая о результатах своего исследования, и дает рекомендации по налаживанию качественного взаимодействия, ссылаясь на разработки методистов и собственный практический опыт.

Ключевые слова
Взаимодействие персонала, родителей и детей в детском саду, повышение качества взаимодействия, удовлетворенность родителей детским садом, причины неудовлетворенности родителей, критерий взаимодействия в шкале ECERS, личностно ориентированный подход, индивидуальный подход, личностно ориентированная педагогика, удовлетворенность дошкольным образованием, вовлеченность родителей в образовательный процесс.
Введение
Детское образование — клиентоориентированная услуга. Ее потребителями являются в первую очередь родители как лица, выбирающие образовательное учреждение, и опосредованно — дети. В современной российской образовательной системе наблюдается недопонимание данного постулата, что не отменяет его истинности.

Родители все активнее вовлекаются в образовательный процесс и становятся менеджерами образования своих детей. Эта тенденция вызвана демографической ситуацией и будет укрепляться: в стране преобладают городские семьи с хорошим уровнем достатка, образования и малым количеством детей — в среднем по России приходится 1,7 ребенка на семью. Женщины рожают детей позже (средний возраст рождения первенца по России — 28 лет), предпочитая сначала сделать карьеру. Родители имеют возможность заботиться о детях на высоком уровне, выбирать для них самое лучшее. Последние десятилетия детоцентричность является основной характеристикой семей с детьми.

Современные родители берут на себя все большую ответственность за организацию образовательной траектории своих детей. Растет их осведомленность в области образовательных возможностей, как и разнообразие образова­тельных предложений на рынке. А значит, появляется возможность выбора. Повышается уровень требований, предъявляемых матерями и отцами к образовательным услугам. Они уже не готовы мириться с грубым отношением, хамством и невежеством педагогов, администрации образовательных учреждений.
Чтобы повернуть педагога в сторону личностно ориентированного образования, следует чаще разговаривать о нем самом
В исследовании К. А. Любицкой родители рассматриваются как менеджеры образования своих детей: «Если раньше семью, родителей устраняли из образовательного процесса, отводя главную роль школе, педагогу как единственным держателям знаний, которые нужно передать новому поколению, то сегодня ситуация меняется: главную позицию занимает семья, родители, которые теперь решают, как, чему, где и когда их дети будут обучаться» [Л­юбиц­кая, 2020].

Ожидания и потребности родителей как заказчиков детских образовательных услуг необходимо изучать для того, чтобы разо­браться с потребностями и соответствовать им. Ведь крайняя неудовлетворенность родителей ведет к решению о смене ДОУ. Отток воспитанников на фоне усиливающейся конкуренции станет критичным для стабильного существования детского сада любой формы собственности. Рано или поздно это коснется и непосредственных руководителей государственных детсадов и директоров комплексов, которые сейчас, по мнению И. В. Абанкиной, конкуренции в дошкольном образовании не ощущают, хотя она есть и исходит из частного сектора [Абанкина, Поливанова, 2019]. По результатам «Мониторинга экономики образования» НИУ ВШЭ, за 2017 год численность дошкольников в негосударственном ДО увеличилась на 8,5% по сравнению с предыдущим годом [там же]. По мнению И. В. Абанкиной, мотивировать дошкольные учреждения к повышению качества услуг могут только спрос со стороны семей и их требования [там же].

Существующие мониторинги, например «Мониторинг экономики образования НИУ ВШЭ» в 2015 году, мониторинг ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, проведенный в 2016—2018 годах, показывают, что доля родителей, не удовлетворенных качеством образования, приближается к 50%. Чтобы разобраться с причинами недовольства родителей ДОУ Москвы и понять, что именно заставляет родителей принимать решение о переводе в другие детские сады, автор статьи провел качественное исследование.
Описание исследования и основные выводы
Во второй половине 2021 года было проведено качественное исследование среди родителей дошкольников Москвы с целью выявления и описания причин неудовлетворенности родителей дошкольными образовательными учреждениями на примере московских ДОУ. В нем участвовали 20 матерей детей возраста от 3 до 7 лет из разных районов Москвы, посещающих детсады разного типа и форм собственности. Использовался метод полуструктурированных интервью. Тематической рамкой для вопросов послужила международная шкала Early Childhood Environment Rating Scale (ECERS) [Шиян, Воробьева, 2015].
Личностно ориентированное общение с детьми — главнейший запрос родителей
Шкала для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (Early Childhood Environment Rating Scale, сокращенно ECERS) — признанная в мире методика, содержащая шесть групп критериев. Одна из групп критериев — «взаимодействие» — включает критерии взаимодействия между детьми и воспитателями и непосредственно между детьми [Шиян, Воробьева, 2015].

В новой редакции шкалы ECERS-R (Revised) появилась 7-я группа критериев — «Родители и персонал», где в критерии включены «взаимодействие и сотрудничество персонала», «обеспечение нужд родителей» [Шиян, Воробьева, 2015].
Результаты исследования
Группа критериев «взаимодействие» лидирует по уровню неудовлетворенности родителей с большим отрывом от всех остальных групп (видов детской активности, присмотру и уходу, предметно-пространственной среде, развитию речи и грамотности). Этот показатель подразумевает взаимодействие между детьми, воспитателями, администрацией, родителями. Причины именно из этой группы являются критичными для перевода ребенка в другое ДОУ.

Участники исследования жаловались на то, что не учитывается индивидуальность ребенка, а воспитатели действовали чрезмерно строго, грубо и непрофессионально. Им не нравились жесткая дисциплина, повышенные требования к одежде и обуви. Упоминались авторитарная позиция руководителя по отношению к родителям и отсутствие внимания руководства к проблеме, умозаключения педагогов о неправильном воспитании ребенка родителями, работа с психологом без согласия родителей. Матери были не удовлетворены качеством обратной связи о делах и прогрессе своего ребенка, озабочены взаимоотношениями со сверстниками. Наконец, мам возмущала поддержка антипрививочной позиции словами и предоставлением преимущества непривитым детям.
«Треугольник» взаимодействия
В процессе дошкольного образования во взаимодействие вступают три группы лиц: персонал детсада, дети и родители. Взаимодействие происходит как между группами, так и внутри групп.

Коллектив детского сада состоит из администрации, воспитателей и их помощников, непосредственно контактирующих с детьми. Поскольку предполагается единая культура внутри детского учреждения, все сотрудники детского сада в целях данной статьи могут быть объединены в одну группу.
Комплексная программа взаимодействия
Персонал детского сада должен стать ближе к родителям в широком смысле: обеспечить достаточный поток информации о происходящем, быть в доступе и взять на себя некоторую просветительскую функцию. Хорошая осведомленность о делах своего ребенка, уверенность в том, что пообщаться с воспитателем и администрацией можно без препятствий при любой необходимости, успокаивает родителей. Иначе возникает тревога, переходящая в агрессию. А это уже деструктивная позиция, которая сильно усложнит диалог.

Способы общения детского сада с родителями нужно систематизировать в документ, например «Комплексную программу взаимодействия с родителями», определив форму и периодичность. Это могут быть личные встречи, чат, информационный стенд, группа в соцсетях, праздники и открытые уроки, образовательные семинары для родителей.

Для личного общения с родителями рекомендуется установить правила: дни и часы приема. Важно не путать правила с препятствиями: родители должны иметь свободный доступ к коллективу в отведенное для этого достаточное время, не мешая при этом рабочему процессу. Мамы и папы не должны записываться на прием за месяц в 15-минутный слот.
Родителям необходима качественная обратная связь о происходящем с их ребенком: взаимоотношениях с друзьями, образовательном процессе и прогрессе, бытовых аспектах. Информация по ежедневной рутине может быть передана во время встречи и проводов ребенка. Для этого также хорошо подходят чат группы в Whatsapp и закрытая группа в соцсетях. Открытые уроки с непосредственным участием родителей хороши для демонстрации образовательного процесса. А вот присутствие родителей как зрителей нецелесообразно: детям, особенно тревожным, сложно делать что-то напоказ. Такие уроки можно проводить 2−3 раза в год. Результаты занятий творчеством можно показывать на выставке в холле, музыкальных занятий — на праздниках (с приглашением родителей), к которым дети готовятся с удовольст­вием и без надрыва в меру своих сил и способностей, а не как «крепостные актеры». А вот разговаривать об образовательном прогрессе ребенка нужно наедине. Здесь тоже важна регулярность: например, два раза в год.

Информационный стенд у входа — также прекрасный способ информирования родителей. На нем могут быть анонсированы предстоящие мероприятия и основные новости детского сада. Главное здесь — качество подачи информации и ее своевременность, заблаговременность. Читать бюрократическую информацию мелкими буквами никто не будет. Ту же информацию стоит дублировать в электронном виде.

Современные родители высоко оценят взаимодействие «продвинутого» уровня: семинары и тренинги по возрастной психологии, педагогике, практическую отработку навыков общения с детьми, которыми родители не владеют, но хотели бы использовать в ежедневной жизни. Это экологичное разрешение конфликтных ситуаций, коучинговые методики, педагогические методики развития речи, мелкой моторики, письма, игры. В соответствии с концепцией самоэффективности А. Банду­ры, возможность получения и расширения репертуара родительс­ких средств и методов и взаимодействие с окружением по поводу собственного родительства оказывает влияние на уровень самоэффективности матери, то есть на ее способность разрешить проблему и достичь желаемого результата.
Еще один прекрасный инструмент взаимодействия — родительский совет — стратегические сессии родителей, где папы и мамы могут проявить свои экспертные качества. Темы советов могут быть разными: формирование культурной и спортивной программы, программы выездов, организации пространств для игр и спорта. Здесь родители с удовольствием помогут своими идеями, связями, организацией. Может быть, их профессия позволит оказать высококвалифицированную помощь в определенной области. Одна из участниц исследования, мама-дизайнер, с удовольствием и бесплатно разработала дизайн-проект и помогла обустроить развивающее пространство группы на самом современном уровне.

Интерактивные и совещательные мероприятия серьезно углубляют взаимодействие родителей и детского сада, и это идет на пользу всем: в саду повышается качество образовательных услуг, растет и удовлетворенность родителей — она напрямую зависит от вовлеченности родителей в детсадовскую жизнь. Мероприятия, в которых родители имеют возможность пообщаться друг с другом, сплачивают пап и мам. Принадлежность к кругу родителей-единомышленников также влияет на удовлетворенность. Значимость вклада семьи в достижения детей и зависимость академических результатов от степени родительской вовлеченности изучались Ф. Хендерсон, Н. Берла, М. Е. Гошиным, Т. А. Мерцаловой, Марком Питерсом, Дж. Стилианидесом, К. А. Любицкой [Любицкая, 2020; Мерцалова и др., 2018; Epstein, 1987; Hoover-Dempsey et al., 2005].

Главные правила в выстраивании взаимодействия сотрудников детсада с родителями: вежливость, корректность, этичность и принятие, личностно ориентированный подход к родителю и его ребенку.
Личностно ориентированная модель взаимодействия
Чтобы общение педагогов с детьми устраивало всех, педагоги должны ориентироваться на личностную модель взаимодействия с детьми. По сути, это главнейший запрос родителей, чуть больше проявленный в частных детских садах. Персонифицированное общение с учетом индивидуальных особенностей — это сервис.

Личностно ориентированное общение с детьм­и — главнейший запрос родителей.

Секрет принятия идеи, присвоение навыка и постоянное использование личностно ориентированной модели общения воспитателями лежит в работе с личностью педагога.

Для развития личностно ориентированного взаимодействия с детьми педагог должен иметь высокую степень самопринятия. Низкая степень самопринятия характеризуется нетерпимым отношением к детям, несдержан­ностью, грубым авторитарным взаимодействием, особенно в сложных эмоциональных ситуациях [Маралов, 2020].
Прекрасный инструмент взаимодействия — родительский совет
Сложившаяся практика повышения квалификации педагога через лекции, тренинги для задач выработки личностно ориентированного стиля общения малоэффективна и работает только на моментальное ситуативное устранение проблемы — ведь с личностью педагога объективно ничего не происходит.

Трансформацию нужно начинать с руководителя ДОУ и осознанного формирования поддерживающего климата внутри коллектива. Если лидер хочет, чтобы его педагоги тепло, по-доброму и индивидуально относились к каждому ребенку вопреки всем детским шалостям и неправильностям, он должен также тепло и по-доброму, с принятием и сочувствием отно­ситься к своим подчиненным вопреки их ошибкам и недоработкам. Сотрудник сам увидит свою оплошность и сделает выводы, как действовать, чтобы избежать неприятностей в будущем. Штраф или выговор не сделают педагога мягче и теплее по отношению к детям, коллегам и самому руководителю. Воспитателю, постоянно находящемуся в напряжении и страхе наказания, сложно придерживаться личностно ориентированной педагогики. Он неминуемо сорвется на тех, кто непосредственно рядом, — на детей. В случае неприятности, заслуживающей наказания, можно поступить по-другому, искренне посочувствовать: «Понимаю, как ты расстроена, как тебе обидно». В другой раз этот педагог, окрыленный реакцией руководителя, постарается быть внимательнее, расторопнее, добрее, аккуратнее и т. д.
Безусловно, бывают сотрудники, регулярно допускающие просчеты. В этом случае необходимо взять на себя ответственность за ошибочное решение при найме и распрощаться с нерадивым сотрудником.

Чтобы повернуть педагога в сторону личностно ориентированного образования, следует чаще разговаривать о нем самом. Что тебе нравилось, когда ты учился в институте? Что хорошо получается с детьми? Когда дети радуются, родители замечают, хвалят? Необходимо опираться на сильные стороны каждого педагога и помогать ему реализовывать свой потенциал. Коучинговый подход в управлении, опора на преимущества каждого педагога и поддержка — фундамент клиентоориентированного детского сада [Дауни, 2003].
Гармоничные отношения
Детская среда по определению высококонкурентна: часто случаются ссоры и даже драки. Дети должны быть на виду у педагога постоянно, это вопрос безопасности. Воспитатель всегда должен быть в курсе детских конфликтов, но не всегда — вмешиваться. Если же ситуация накаляется, уладить ее лучше из роли посредника, модератора, не принимая чью-то точку зрения, присоединяясь к чувствам детей. Говорить с ребенком сразу после ссоры, драки или неприятного разговора малоэффективно, как и обсуждать чувства другого. Он сосредоточен на своем состоянии. Лучше сделать это позже, когда ситуация успокоится. Тогда дети учатся договариваться.

Еще один эффективный способ снижения уровня конкуренции — разрешение риска в разумных пределах. Степень готовности рисковать определит сам ребенок: это прекрасная тренировка знания о своих способностях и прокачка навыка просить о помощи друзей или взрослых. Например, построив объект из ростового конструктора и забравшись на него, ребенок сам решает, с какой высоты спрыгнуть. Но веселее так играть не одному, а вдвоем или втроем. Педагогу важно не стоять над душой и не контролировать каждый шаг, иначе ребенок переложит ответственность за свою безопасность на взрослого.
Наконец, для формирования чувства плеча, умения сотрудничать, а не соревноваться существует множество упражнений, которые стоит включать в программу занятий. Два ребенка могут синхронно рисовать узор: в этом им помогает воспитатель или ребята из группы, считая или хлопая. Друзья получают задание пройти лабиринт, не расцепляя рук, или завершить прохождение полосы препятствий одновременно. Педагогу также полезно быть рядом, чтобы вовремя изменить ход событий детской игры. Дети не умеют контролировать эмоции, педагог может предотвратить последствия агрессивного поведения. На помощь могут прийти физические игровые упражнения с непосредственным участием самого педагога [Ершов и др., 1998; Реутский, 2010].

Очень важно давать возможность детям играть. Сюжетно-ролевые игры — основа детского дошкольного развития. Воспитатель, наблюдающий за детской игрой, может по необходимости включаться, брать на себя какую-то роль, вбросить аксессуар, новую мысль, идею. Тогда игра найдет другое русло и продолжится. Режиссировать детскую игру не стоит: пусть дети занимают активную позицию.

Иногда поведение определенного ребенка в коллективе деструктивно, агрессивно и влияет на весь детский, да и взрослый коллектив. Это должно вызвать озабоченность. Для разрешения ситуации обязательно нужно попытаться подключить семью: узнать у родителей об обстановке, предложить помощь штатного психолога, составить план совместных действий.
Заключение
Взаимодействие между коллективом, детьми и родителями — важный, но пока недооцененный параметр качества образовательных услуг. В современном дошкольном образовании, согласно исследованию автора статьи, это самое слабое место. Его негативное проявление в критической степени заставляет родителей принимать решение о смене ДОУ. Сейчас отток воспитанников для государственных детсадов не является критичным, поскольку они не замечают давления конкуренции. Но эта ситуация не будет длитьс­я

вечно: конкуренция усиливается, и качество взаимодействия придется улучшать. Сделать это можно следующими способами: осознанно выстраивать общение с родителями и вовлекать их в образовательный процесс; стимулировать применение личностно ориентированной модели взаимодействия педагогов с детьми и родителями через формирование корпоративной культуры и работу с личностью педагога, его самопринятие; снижение уровня детской конкуренции и акцентирование сотрудничества в воспитании детей.
Рисунок 1. Взаимодействие групп в детском саду
Литература
1. Абанкина И. В., Родина Н. В., и др. (ред.). (2018). Участие родителей в обеспечении качественного дошкольного образования. Мониторинг экономики образования, 11(131). — Москва: НИУ ВШЭ.
2. Абанкина И. В., Поливанова К. Н., Фрумин И. Д. (2019). От универ­сальной доступности к современному качеству. — Москва: НИУ ВШЭ.
3. Дауни М. (2003) Эффективный коучинг. — Санкт-Петербург: PR_Publishing.
4. Ершов П. М., Ершов А. П., Букатов В. М. (1998). Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. - Москва: Московский психолого-социальный институт, Флинта.
5. Любицкая К. А. (2020). Родительская вовлеченность в формирование образовательного пространства детей. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата наук об образовании. — Москва.
6. Маралов В. Г. (2020). Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми. — Москва: Академический Проект.
7. Мерцалова Т. А., Гошин М. Е. (2018). Типы родительского участия в образовании, социально-экономический статус семьи и результаты обучения. — Вопросы образования, 3, 68–90.
8. Реутский С. (2010). Шпаргалки по зверобатике. Игры и физкультурные занятия. — СПб., Образовательные проекты. Агентство образо­вательного сотрудничества.
9. Шиян О. А., Воробьева Е. В. (2015). Новые возможности оценки качества образования: шкалы ECERS-R апробированы в России. Современное дошкольное образование. Теория и практика, 7(59).
10. Epstein J. L. (1987). Teacher Practices of Parent Involvement: What Research Says to Teachers and Administrators. Education and Urban Society, 19(2), 119–136.
11. Hoover-Dempsey K. V., Walker J. M. T., Sandler H. M. (2005). Why do parents become involved? Research findings and implications. Elementary School Journal, 106(2), 105–130.
The quality of communication between parents, children and kindergarten staff
Svetlana Mikhailovna PODIEIANOVA
Ph.D., master coach, co-founder of Talentville Kindergarten and School, (29/1, Lomonosovsky, pr., 119 192, Moscow).
Abstract
The quality of interaction between children, parents, and kindergarten staff is becoming an important criterion for evaluating preschool education. A few years ago, this trend was already reflected in the new version of the ECERS-R comprehensive educational quality assessment scale. In the study of the reasons for parents' dissatisfaction with Moscow kindergartens conducted by the author of the article, the trend was confirmed: it was the criterion of "interaction" that was rated by parents significantly lower than other criterion groups. The study showed that extreme manifestations of negative interaction (rudeness and boorishness of teachers and administration towards children and parents, bullying and harassment, ignoring serious problems) lead to the decision to change kindergartens. The opinion of today’s parents, who are increasingly involved in the educational process and are becoming managers of their children’s education, requires special attention. Although kindergartens are not yet experiencing competition and are not struggling for parental satisfaction and loyalty and customer retention, competition in preschool education already exists. Unfortunately, in Russian kindergartens, insufficient attention is paid to interaction between all participants in the process, or the importance of this aspect is ignored in principle. There are few methodological recommendations on how to establish interaction, which also confirms the lack of attention to the issue. The quality of interaction can be improved through a comprehensive program of interaction with parents, strengthening their involvement, including through interactive programs; cultivating a person-centered model of interaction with children and families; taking into account the high competition in the children’s environment and leveling it out through organizational moments and training children to build partnership models of interaction. In the article, the author examines in detail the aspect of interaction between staff, parents, and children, describing the findings of her study, and gives recommendations for establishing quality interaction, citing the development of methodologists and her own practical experience.

Keywords

Interaction of staff, parents and children in kindergarten, improving the quality of interaction, satisfaction of parents with kindergarten, reasons for parental dissatisfaction, criterion of interaction in the ECERS scale, personality-oriented approach, individual approach, personality-oriented pedagogy, satisfaction with preschool education, parental involvement in educational process.
References
1. Abankina I. V., Rodina N. V. et al. (2018) Parents' participation in providing quality preschool education, 11(131). Moscow: HSE University. (In Russian).
2. Abankina I. V., Polivanova K. N., Froumin I. D. (eds.). (2019). From universal accessibility to modern quality: pre-school education in Russia. Moscow: HSE University. (In Russian).
3. Downey M. (2003). Effective Modern Coaching. (In Russian). Saint-Petersburg: PR_Publishing. (In Russian).
4. ECERS-R Scales Tested in Russia. Preschool Education Today. Theory and Practise, 7(59). (In Russian).
5. Epstein J. L. (1987). Teacher Practices of Parent Involvement: What Research Says to Teachers and Administrators. Education and Urban Society, 19(2), 119–136.
6. Ershov P. M., Ershov А. P., Bukatov, V. M. (1998). Communication in the classroom, or Directing of the teacher's behavior. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute, Flinta. (In Russian).
7. Hoover-Dempsey K. V., Walker J. M. T., Sandler H. M. (2005). Why do parents become involved? Research findings and implications. Elementary School Journal, 106(2), 105–130.
8. Luybitskaya K. A. (2020). Parental involvement in the formation of children's educational environment. Moscow. (In Russian).
9. Maralov V. G. (2020). Psychological features of teachers' orientation towards the personal model of interaction with children Moscow: Akademichesky Proekt. (In Russian).
10. Mertsalova T. A., Goshin M. Е. (2018). Types of Parental Involvement in Education, Socio-Economic Status of the Family and Students' Academic Results. Educational Studies Moscow, 3, 68-90. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-3-68-90. (In Russian).
11. Reutsky S. (2010). Cheat sheets for animal acrobatics. Games and physical education. Saint Petersburg. (In Russian).
12. Shiyan О. А., Vorobieva, E. V. (2015). New Opportunities in the Education Quality Assessment.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!