школьный автобус. СТРАТЕГИИ

Как становятся «олимпиадниками»:
продвигающая сила школы (ч. 2)*

*Первая часть статьи была опубликована в № 3 (87) журнала «Образовательная политика».
DOI 10.22394/2078−838Х−2022−1−80−89
  • Светлана Евгеньевна Черненко
    Специалист по учебно-методической работе Центра педагогического мастерства, стажер-исследователь Центра развития навыков и профессионального образования, Институт образования НИУ ВШЭ (101 000, РФ, Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10).
  • Ксения Романовна Романенко
    кандидат наук об образовании, аналитик проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов», Институт образования НИУ ВШЭ, академический руководитель магистерской программы «Доказательное развитие образования» (101 000, РФ, Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10).
Аннотация
На материале Всероссийской олимпиады школьников представлена попытка выявления продвигающей силы школы — практик, через которые школа готовит, поддерживает и поощряет учеников в их участии в олимпиадном движении.
Во второй части нашего исследования мы предлагаем сосредоточиться на двух практиках — на поддержке школьников в подготовке к олимпиадам и поощрении их за олимпиадные заслуги.
Респонденты — 61 призер и победитель ВсОШ по разным общеобразовательным предметам.
Разнообразие и разнородность практик поддержки и поощрения — это может говорить о ненормированности такого рода практик со стороны школы и неформализованности роли школы в олимпиадном движении в целом. Полученные данные предлагаются к рассмотрению в качестве опорной точки для дальнейшего формирования методических рекомендаций для школ в олимпиадном движении, а также централизации систем подготовки и поддерживающих практик.

Ключевые слова
Олимпиады школьников, переход школа — вуз, Всероссийская олимпиада школьников, ВсОШ, «олимпиадники», практики школ, практики поддержки «олимпиадников», практики поощрения школьников.
Авторы благодарят сотрудников РОО «Ассоциация победителей олимпиад» Ольгу Кольнер, Валерию Галахову, Кристину Кузьминых и Марину Боровкову за помощь в проведении интервью и заместителя руководителя РОО «Ассоциация победителей олимпиад» Максима Макарцева за содержательные дискуссии.
Введение
Исследования олимпиад школьников, дающих приоритетную возможность поступления в вузы, мы классифицировали по четырем основным направлениям и подробно описали в статье «Как становятся „олимпиадниками“: продвигающая сила школы (ч. 1)». Во-первых, олимпиады исследуются в рамках истории отечественного образования (Брук & Кикоин, 2008; Кукулин и др., 2015; Луцкий, 1982). Во-вторых, олимпиады как система и «олимпиадники» как особый тип абитуриентов и студентов изучаются для понимания сектора высшего образования (Fedorovykh, 2021; Гордеева и др., 2010, 2011a, b; Мирский, 2011; Пересецкий, Давтян, 2011; Польдин и др., 2014; Прахов, Юдкевич, 2012; Прахов, 2015). В-третьих, больше всего внимания исследователи и эксперты уделяют подготовке к олимпиадам на школьном уровне (Антонова и др., 2015; Бойцова и др., 2019; Екимова, 2014; Есеева и др., 2012; Келдибекова, 2017; Кирюхин, Цветкова, 2011; Лазоренко, Волкова, 2017; Литвин, 2014; Николаева, Соколова, 2018; Рождественская, 2013; Соломин и др., 2013; Фихтнер, Макаревич, 2013). И в-четвертых, олимпиады могут пониматься как особые практики развития школ (Карной и др., 2019; Пинская и др., 2018, 2019). Благодаря последнему направлению для нашего исследования в качестве концептуальной рамки была выбрана идея продвигающей силы школы (school promoting power) (Borman et al., 2003).
В качестве фокуса исследования мы выбрали Всероссийскую олимпиаду школьников
Мы предлагаем исследовать продвигающую силу школы в отношении вовлечения школьников в олимпиадное движение. В статье «Как становятся „олимпиадниками“: продвигающая сила школы (ч. 1)» мы описали практики, которые школа использует для подготовки школьников к олимпиадам, а в этой показываем практики поддержки школьников в процессе подготовки к олимпиаде и их поощрения за олимпиадные заслуги со стороны школы.
Методы и данные
В качестве фокуса исследования мы выбрали Всероссийскую олимпиаду школьников (ВсОШ), а в качестве респондентов — победителей и призеров регионального и заключительного этапов этой олимпиады. Выбор олимпиады был обусловлен тем, что школа напрямую с нею связана. Даже первый этап олимпиады проводится в школе (отсюда его название — школьный). На наш взгляд, это особенно важно для отражения продвигающей силы школы.

ВсОШ имеет четыре этапа, но нами были выбраны только региональный и заключительный. Именно эти этапы дают наибольшие льготы и выделяют наиболее успешных «олимпиадников» с точки зрения равности (учитывая субъективный человеческий фактор жюри) заданий и критериев оценивания (на школьном и городском этапах задания и критерии в регионах различаются).

Поле изучения «олимпиадников» остается открытым для исследователей и малоизученным, поэтому для описания роли школы были выбраны качественные инструменты исследования (полуструктурированные интервью), которые позволят наметить основные проявления практик школ как продвигающего механизма в олимпиадном движении.

Методология эмпирической части состояла из нескольких этапов:

  1. Составление и апробация инструментария (гайд интервью).
  2. Формирование базы данных.
  3. Сбор данных.
  4. Анализ данных (через призму обоснованной теории Страусса и Корбин).
Респонденты оценивали свой олимпиадный опыт ретроспективно
В данной статье мы фокусируемся на предоставлении данных двух осей, которые мы закладывали в гайд интервью:

1) поддержка в процессе подготовки к олимпиадам за пределами непосредственной подготовки к тому или иному предмету;

2) поощрения школьников за успехи в олимпиаде.

База данных потенциальных респондентов была сформирована преимущественно на основе наиболее полной базы контактов (к которой мы имели доступ) РОО «Ассоциация победителей олимпиад» (далее — АПО) — организации, которая занимается подготовкой школьников к олимпиадам и другими формами и направлениями образовательной деятельности. Респонденты итоговой выборки были сформированы на основании следующих критериев:

1) вариативность федеральных округов и регионов;

2) вариативность предметных областей;

3) респонденты окончили школы и являются выпускниками 1, 2 или 3 курсов вуза;

4) респонденты являются призерами/победителями регионального и/или всероссийского этапа ВсОШ.
Таблица 1. Итоговая выборка исследования
Все интервью проводились в аудиоформате по телефону (в среднем по 40 минут) со звукозаписью, все респонденты давали согласие. В тексте данные интервью анонимизированы, в цитатах используется обозначение пола (М/Ж), города и предмета (основного или одного из основных), по которому была выиграна олимпиада.

Полученные данные интервью были проанализированы через призму обоснованной теории через осевое кодирование. Оси совпадают с основными вопросами гайда интервью, основанного на анализе литературы и наших вопросах исследования. Кодирование было проведено вручную, без использования специализированных программ. На основе ответов респондентов были также добавлены субоси, более точно отражающие содержание ответов респондентов и последующие выводы исследования. Подробное распределение выборки исследования представлено в Приложениях 1−3.
В результате анализа мы выявили 8 методов поддержки «олимпиадников» в процессе подготовки
Если говорить об ограничениях исследования, то наши респонденты оценивали свой олимпиадный опыт ретроспективно, что, с одной стороны, давало свободу суждений, поскольку респонденты не зависели от мнения школы, но, с другой стороны, могло приводить к искажениям. Это ограничение мы старались компенсировать анонимностью данных. Далее в исследовании рассматриваются только ситуации успеха, поскольку мы хотели выявить практики, которые можно считывать как успешные. Наконец, наша выборка базируется на данных одной образовательной организации, где заведомо собираются вовлеченные в олимпиадное движение люди, так как сотрудники данной организации — АПО — являются призерами или победителями ВсОШ и продолжают готовить школьников к олимпиадам. Допустимость этого ограничения мы объясняем тем, что единой базы доступа ко всем призерам и победителям ВсОШ не существует, а также тем, что большинство «олимпиадников» обучается в вузах Москвы, многие представители которых работают или работали в АПО.
Важно, чтобы респондент был независим от школы, мог учитывать весь опыт обучения в школе, а также окончил школу достаточно недавно.
Поддержка школы
В первой части исследования, отраженного в статье «Как становятся «олимпиадниками»: продвигающая сила школы (ч. 1)», были рассмотрены практики подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников, предлагаемые школой. В данной статье мы предлагаем рассмотреть то, как школа поддерживает учащихся в процессе подготовки к олимпиаде и после получения ими призовых и победных мест.

Важной характеристикой школы, где учились «олимпиадники», для нас являются меры поддержки, которую школа оказывала учащимся в процессе подготовки к олимпиадам, не включая поддержку, оказываемую за победы в олимпиаде. Для этого мы разработали специальный отдельный блок о мерах поощрения. Нам удалось выявить несколько повторяющихся паттернов в том, как именно региональные школы поддерживают «олимпиадников» в подготовке.

Таблица 2. Распределение практик поддержки школьников в подготовке ко Всероссийской олимпиаде школьников (ВсОШ)
[4] В данной группе насчитывается четыре кода:

● освобождение от уроков (2),
● индивидуальный план обучения (4),
● свободное посещение (6),
● разрешение не ходить в школу (1).

[5] В данной группе насчитывается 1 код:
уступки / шли навстречу / простить / лояльно (7).

[6] В данной группе насчитывается 1 код:
подбадривали / хвалили / поощряли / моральная поддержка / психологическая поддержка (5).

[7] В данной группе насчитывается 1 код:
● не мешали (4).

[8] В данной группе насчитывается 1 код:
● оплачивала.

[9] В данной группе насчитывается 1 код:
● материалы для подготовки / методическая поддержка (3).

[10] В данной группе насчитывается 1 код:
● куратор (1).

[11] В данной группе насчитывается 1 код:
● сообщали / сказали.

Дальнейшим исследовательским шагом может стать изучение причин неучастия школьников в олимпиадах
В перечне мер поддержки в подготовке можно выделить категорию школ, которые, по словам респондентов, поддержки не оказывают (на это указывают трое респондентов [12]):

«Моя вот просто школа, если говорить о ней, то она мне вообще не помогала» (Ж, Старый Оскол, право);

«И у меня учительница просила директора написать приказ, чтобы меня за неделю до последнего Всероссийского этапа отпустили с уроков. И то не все учителя меня отпускали. То есть с каких-то я сбегала, либо ну вот сидела уже, получается, на уроках и думала, когда это все уже закончится» (Ж, Нижнекамск, технология).

В результате анализа мы выявили 8 методов поддержки «олимпиадников» в процессе подготовки; как правило, данные методы используются в разных регионах. Особенно выделяются две меры поддержки, которые, очевидно, лидируют среди других (хотя в целом далеко не все респонденты делают акцент на мерах поддержки в плане подготовки к олимпиадам), — это предоставление свободного посещения (пропуск уроков — 13 респондентов) и лояльное отношение к «олимпиадникам» в целом (7 респондентов), когда учителя шли на уступки, разрешали сдавать контрольные работы позже или что-то не сдавать вообще. Свободное посещение занятий «олимпиадником» может определяться локальным актом (например, приказом директора) и реализовываться в рамках его индивидуального учебного плана (ИУП).


[12] В данной группе насчитывается 3 кода:
● никак (2),
● агрессивно (1),
● не все учителя отпускали (1).

Поощрение участников олимпиад
Важной характеристикой продвигающей силы школы мы видим не только поддержку школьников в процессе подготовки к олимпиадам, но и то, как относится школа к тем, кто побеждает в олимпиадах, к их успехам. Отношение школы предлагается рассматривать через те меры поощрения, которые школа предлагает призерам и победителям Всероссийской олимпиады школьников.

Таблица 3. Распределение практик поощрения школьников за успехи во Всероссийской олимпиаде школьников (ВсОШ)
[13] В данной группе насчитывается 3 кода:
● выплаты / премии / грант разовый (5),
● стипендии / грант (ежемесячно) (6),
● оплата поездки педагога (1).

[14] В данной группе насчитывается 1 код:
● пятерки / закрыть предмет / ставили оценки (6).

Вновь выделяется категория школ, которые не поддерживают «олимпиадников», в частности не поощряют призеров и победителей (такие упоминания встречаются у 4 респондентов [15] ). Это может быть связано с тем, что школе не дают явных преимуществ победы в олимпиадах на региональном и заключительном этапах ВсОШ и, вероятно, школы не информированы о том, чем важны успехи в олимпиадах для самих школьников. Некоторые респонденты выдвигают другое предположение: школа может не поощрять «олимпиадников», поскольку относится к их успехам, как к чему-то само собой разумеющемуся или как к тому, что не так важно, в отличие, например, от результатов ЕГЭ:


[15] В данной группе насчитывается 1 код:
никак (4).

«Школа никак не вознаграждает. У нас есть республиканская поддержка, единственное что. То есть на региональном этапе дается 20 тыс. рублей, за, по-моему, победителя регионального этапа дают еще, ну всего 30 тыс. рублей. А Всероссийского этапа не знаю, сколько дают, к сожалению. Но при этом это все равно облагаемся налогом» (М, Казань, информатика);

«На самом деле, периодически это было непонятно, потому что было такое впечатление, что ко всем результатам относились, как к данности. Школа не поощряла вообще никак наше участие, именно математическое, и это было не всегда приятно и это ощущалось» (Ж, Нижний Тагил, математика).
Многие школы, в которых учились «олимпиадники», так или иначе поощряют учащихся, хотя бы на символическом уровне. Также некоторые школы предоставляют денежные выплаты или стипендии. Наиболее распространенной формой поощрения является торжественное чествование и вручение грамот. Однако, несмотря на общую картину, нельзя не замечать, что часть школ победы своих учащихся не поощряет никак.
Выводы, рекомендации и дискуссия
История Всероссийской олимпиады школьников, как и олимпиадного движения в целом, насчитывает многие годы. В России это давно сложившаяся практика, которая, однако, еще мало изучена. В 2020 году мы провели исследование, сделали 61 интервью с «олимпиадниками», чтобы понять роль школы в олимпиадном движении. По данным нашего исследования, роль школы заключается не только в формальном образовании, но в вовлечении, информировании, воспитании и поддержке «олимпиадников».

В статье мы сосредоточили внимание только на двух изученных нами аспектах — это практики поддержки и практики поощрения школьников в процессе подготовки и после побед во ВсОШ. Нам удалось выявить, что школы готовы активно уделять внимание олимпиаде и поддерживают школьников в процессе подготовки — об этом говорит вариативность выявленных практик поддержки в ходе подготовки к олимпиаде. Самыми распространенными практиками стали две: освобождение от уроков и лояльное отношение, которое могло, например, выражаться в меньшей нагрузке и меньшем спросе с «олимпиадников». Интересно, что с явным отрывом лидирует практика свободного посещения школы, которая, однако, не закреплена в школах на официальном уровне.

В отношении практик поощрения за успехи в олимпиадах виден больший консенсус и отсутствие разноплановости. Среди этих практик лидерами ожидаемо стали финансовая и символическая поддержка. При этом в разговорах и о практиках поддержки в процессе подготовки к олимпиадам, и о практиках поощрения за успехи в них встречаются ответы респондентов, которые говорят о том, что школа не принимала активного участия и не поддерживала их ни до победы в олимпиаде, ни после. Мы учитываем субъективность ответов наших респондентов. Тем не менее это обстоятельство, а также вариативность практик поддержки в процессе подготовки могут говорить о двух проблемах: или об отсутствии целеполагания, или о недостаточно высоком финансовом положении школы для осуществления поддержки.

Дальнейшим исследовательским шагом может стать изучение причин неучастия школьников в олимпиадах, а также информирования школ и школьников о Всероссийской олимпиаде школьников и олимпиадах в целом. Полученные данные также могут быть использованы для создания методических разработок, регламентирующих роль школы в подготовке к олимпиадам и описывающих обязанности и ресурсы для подготовки, поддержки и поощрения школьников.
Литература
Антонова, Л. В., Бурзалова, Т. В., Цыбикова, Л. Х. (2015). Организация методической работы учителей математики в подготовке учащихся к олимпиадам по математике различных уровней. Вестник Бурятского государственного университета, 15(1), 8–11.

Бойцова, О. Ю., Носов, Д. М., Тороп, В. В. (2019). Справедливость неравенства, или Кто и как побеждает на олимпиаде по обществознанию. Вопросы образования, 2.

Бончковский, Р. Н. (1936). Московские математические олимпиады 1935–1936 гг. М.: ОНТИ НКТП СССР.

Брук, Ю., Кикоин, И. К. (2008). Из истории школьных олимпиад в СССР. Заметки по еврейской истории, 3, 94.

Гордеева, Т. О., и др. (2010). Индивидуально-психологические особенности и проблемы адаптации студентов: отличаются ли победители олимпиад от остальных? Современные тенденции развития естественнонаучного образования: фундаментальное университетское образование, 92–101. М.: Изд-во Московского университета.

Гордеева, Т. О., и др. (2011а). Эффективность олимпиадной системы набора абитуриентов в вузы (на примере химических вузов). Российский химический журнал, 55(5/6), 68–76.

Гордеева, Т. О., и др. (2011b). Об эффективности двух систем зачисления абитуриентов в химические вузы: дальнейший анализ проблем. Естественнонаучное образование: тенденции развития в России и в мире, 88–110.

Донская, К. (2017). Долго ли, коротко ли: история олимпиадного движения. Получено из http://olimpiada.ru/article/687.

Екимова, Н. А. (2014). Оценка эффективности школьного образования на основе данных общероссийских олимпиад. Экономика образования, 1.

Есеева, О. В., Рыбак, Е. В., Цихончик, Н. В. (2012). Потенциалы олимпиады в современном социальном образовании: учебно-методич. пособие по организации и проведению школьных и студенческих олимпиад в современном вузе. Е. В. Рыбак (ред.). Архангельск: Изд-во САФУ.

Карной, М., Ларина, Г. С., Маркина, В. М. (ред). (2019). (Не)обычные школы: разнообразие и неравенство. Издательский дом ВШЭ.

Келдибекова, А. О. (2017). Деятельность учителей математики по подготовке учащихся к олимпиадам в рамках школы олимпийского резерва. Современные проблемы науки и образования, 5, 288.

Кирюхин, В. М., Цветкова, М. С. (2011). Система подготовки школьников к олимпиадам по информатике в среде развивающего обучения. Профильная школа, 5, 36–48.

Кукулин, И., Майофис, М., Сафронов, П. (ред.). (2015). Острова утопии: Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940–1980-е). Новое Литературное Обозрение.

Лаборатория университетской прозрачности. Исследование «Коррупционная деятельность олимпиад для школьников». https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScQ97RqbBNal4fzC_HWGzpbp3R2D9IebOmhurh64Ye5HHIR5w/viewform.

Лазоренко, Н. М., Волкова, Е. А. (2017). Интеллектуальные предметные конкурсы как средство развития одаренной личности. Актуальные вопросы развития профессионализма педагогов в современных условиях, 272–277.

Литвин, Л. П. (2014). Условия успешной подготовки обучающихся к участию во всероссийской олимпиаде школьников по географии. Научно-методический журнал Педагогический поиск, 9, 35–37.


Луцкий, В. К. (1982). История астрономических общественных организаций в СССР. Москва.

Мирский, А. С. (2011). Третье Комплексное межвузовское исследование успеваемости студентов высших учебных заведений Российской Федерации. Совет ректоров, 5, 30–32.

Николаева, В. В., Соколова, Е. И. (2018). Роль предметных олимпиад школьников в совершенствовании МСОКО. Научно-методическое обеспечение оценки качества образования, 2(5).

Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.10.2015 № 1147. (2015). Получено из https://docs.cntd.ru/document/420310208.

Об утверждении Порядка проведения Всероссийской олимпиады школьников: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1252. (2013). Получено из: https://asup2.moinform.ru/upload/iblock/63b/морозова1.pdf.

Официальный сайт РОО «Ассоциация победителей олимпиад». Получено из https://www.апо.рф.

Пересецкий, А. А., Давтян, М. А. (2011). Эффективность ЕГЭ и олимпиад как инструмента отбора абитуриентов. Прикладная эконометрика, 3(23).

Пинская, М. А., Косарецкий, С. Г., и др. (2011). Школы, эффективно работающие в сложных социальных контекстах. Вопросы образования, 4.

Пинская, М. А., Хавенсон, Т. Е., и др. (2018). Поверх барьеров: исследуем резильентные школы. Вопросы образования, 2.

Пинская, М. А., Бысик, Н. В., и др. (2019). Поверх барьеров: истории школ, работающих в сложных социальных условиях. М.: Изд. дом ВШЭ.

Поливанова, К., и др. (2020). Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей. Издательский дом ВШЭ.

Польдин, О. В., Силаева, В. А., и др. (2014). Сравнение приема на образовательные программы в вузе по результатам олимпиад и баллов ЕГЭ. Прикладная эконометрика, 4(36).


Прахов, И. А., Юдкевич М. М. (2012). Влияние дохода домохозяйств на результаты ЕГЭ и выбор вуза. Вопросы образования, 1, 126–147.

Прахов, И. (2015). Барьеры доступа к качественному высшему образованию в условиях ЕГЭ: семья и школа как сдерживающие факторы. Вопросы образования, 1, 88–117.

Пупышева, Н. (2017). Льготы при поступлении в вузы. Получено из https://olimpiada.ru/article/660.

РИА Новости. (2018). Где учатся победители олимпиад? Получено из https://sn.ria.ru/20180320/1516811171.html.

Рождественская, И. Н. (2013). Развитие системы подготовки школьников к участию во Всероссийской олимпиаде в условиях муниципального образования. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 3.

Соломин, В. П., Махов, С. И., Ильинский, С. В. (2013). Некоторые подходы к разработке заданий заключительного этапа всероссийских олимпиад школьников. Universum: Вестник Герценовского университета, 4.

Фихтнер, О. А., Макаревич, А. Н. (2013). Организационно-методологические аспекты подготовки школьников к участию в олимпиаде по экономике. Beneficium, 3.

Borman, G. D., Hewes, G. M., Overman, L. T., Brown, S. (2003) Comprehensive School Reform and Achievement: A Meta-Analysis. Review of Educational Research, 73(2), 125–230.

Fedorovykh, D. (2021). Olympiads: Attracting Top Talent in a Non-Standard Way. Higher Education in Russia and Beyond, 1(26), 19–21.
Приложения
Приложение 1. Распределение респондентов по федеральным округам, регионам, городам/селам
Приложение 2. Распределение ответов респондентов по предметам, в которых были успехи во ВсОШ
Приложение 3. Распределение респондентов по курсам в университете
[16] Респонденты опрашивались в августе 2020 года, поэтому в выборке указан курс, на который респонденты перешли. В итоговой выборке есть один пример респондента старше 3 курса, который имеет ясное представление о подготовке в школе сейчас (и с момента его обучения она не изменилась).
How to become Olympiad winners: school promoting power
  • Svetlana E. Chernenko
    Specialist in educational and methodical work in the Center for Pedagogical Excellence, junior research fellow in the Centre for Vocational Education and Skills Development, Institute of Education, National Research University — Higher School of Economics (16/10, Potapovsky per., 101 000, Moscow, Russian Federation).
  • Ksenia R. Romanenko
    PhD in Education, research fellow in the Laboratory for University Development, Academic Supervisor of the Master Programme "Evidence-based Education Development", Institute of Education, National Research University — Higher School of Economics (16/10, Potapovsky per., 101 000, Moscow, Russian Federation).
Abstract
In the second part of the study, through the focus of the All-Russian Olympiad of Schoolchildren, we make an attempt to identify the school promoting power: practices of secondary schools in support and encouraging students in the Olympiad movement. The respondents were 61 winners of the Olympiad in different disciplinaries. The main substantive result of the interviews was the diversity of support and encouragement practices, which may indicate that such practices are not normalized on the part of the school and that the role of the school in the Olympiad movement as a whole is not formalized. The data of this research are proposed for consideration as a reference point for further development of methodological recommendations for schools in the Olympiad movement, as well as for the centralization of training systems and supporting practices.



Keywords: Olympiads, Olympiad winners, Olympiad participants, school-university transition, school practices, supporting practices.
References
Antonova, L. V., Burzalova, Т. V., et al. (2015). Organization of methodological activities of teachers of mathematics in preparing students for olympiads in mathematics at various levels. Vеstnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta, 15(1), 8–11. (In Russian).

Association of Olympiad Winners. (n. d.). Retrieved from https://www.апо.рф. (In Russian).

Bonchkovsky, R. N. (1936). Moscow Mathematical Olympiads 1935–1936. Moscow.

Borman, G. D., Hewes, G. M., Overman, L. T., Brown, S. (2003). Comprehensive School Reform and Achievement: A Meta-Analysis. Review of Educational Research, 73(2), 125–230.

Boytsova, О. Yu., Nosov, D. М., et al. (2019). The Justice of Inequality, or Who Wins the Social Theory Olympiad and How. Educational Studies Moscow, 2. (In Russian). DOI: 10.17323/1814-9545-2019-2-199-225.

Bruk, Yu., Kikoin, I. K. (2008). From the history of school Olympiads in the USSR. Notes on Jewish History, 3, 94. (In Russian).

Donskaya, K. (2017). The history of the Olympic movement. Retrieved from http://olimpiada.ru/article/687. (In Russian).

Ekimova, N. A. (2014). Performance evaluation of school education based all-russian olympiad. Ekonomika obrazovaniyaя, 1. (In Russian).

Evseeva, О. V., Rybak, Е. V., et al. (2012). The potential of the Olympiad in modern social education. In Е. V. Rybak (ed.). Arkhangelsk: Publishing House of Lomonosov Northern (Arctic) University. (In Russian).

Fedorovykh, D. (2021). Olympiads: Attracting Top Talent in a Non-Standard Way. Higher Education in Russia and Beyond, 1(26), 19–21.

Fikhtner, О. А., Makarevich, А. N. (2013). Organizational and methodological aspects of training of school students to participation in the olympiad in economic. Beneficium, 3. (In Russian).

Gordeeva, Т. О., et al. (2010). Individual psychological characteristics and problems of adaptation of students: do the winners of the Olympiads differ from the rest? Modern trends in the development of natural science education: fundamental university education, 92–101. Moscow: Publishing House of Moscow State University. (In Russian).

Gordeeva, Т. О., et al. (2011a). The effectiveness of the Olympiad system of recruitment of applicants to universities (on the example of chemical universities). Rоssijskij Himicheskij Zhurnal журнал, 55(5/6), 68–76. (In Russian).

Gordeeva, Т. О., et al. (2011b). On the effectiveness of two systems for enrolling applicants in chemical universities: a further analysis of the problem. Natural science education: development trends in Russia and in the world, 88–110. (In Russian).

Karnoy, М., Larina, G. S., et al. (ред.). (2019). (Non)mainstream schools: diversity and inequality. Moscow: HSE Publishing House. (In Russian).

Keldibekova, А. О. (2017). Activities of teachers in mathematics for work with students in schools of olympic reserve. Sovremennye problemy nauki i ibrazovaniya, 5, 288–297. (In Russian). DOI: 10.17513/spno.26943.

Kiruykhin, V. М., Tsvetkova, М. S. (2011). The system of preparation for the olympiad in informatics in the environment of developmental education. Profilnaya shkola, 5, 36–48. (In Russian).

Kukulin, I., Mayofis, M., et al. (Eds.). (2015). Islands of Utopia: Pedagogical and Social Design of the post-war School (1940s–1980s). Nоvoe Literaturnoe Obozrenie. (In Russian).

Lazorenko, N. М., Volkova, Е. А. (2017). Intellectual subject competitions as a means of developing a gifted person. Current issues of professional development of teachers in modern conditions, 272–277. (In Russian).

Litvin, L. P. (2014). Conditions for the successful preparation of students for participation in the All-Russian Olympiad of schoolchildren in geography. Scientific and methodological journal Pedagogical Search, 9, 35–37. (In Russian).

Lutsky, V. K. (1982). History of astronomical public organizations in the USSR. Moscow. (In Russian).

Mirsky, A. S. (2011). The third Comprehensive interuniversity study of the academic performance of students of higher educational institutions of the Russian Federation. Sovet rektorovв, 5, 30–32. (In Russian).

Nikolaeva, V. V., Sokolova, Е. I. (2018). The role of subject Olympiads of schoolchildren in improving the municipal system of assessing the quality of education. Scientific аnd methodical provision to assessment the education quality, 2(5). (In Russian).

On approval of the Procedure for admission to higher education educational programs - bachelor's degree programs, specialty programs, Master's degree programs: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1147 dated 14.10.2015. (2015). Retrieved from https://docs.cntd.ru/document/420310208. (In Russian).

On approval of the Procedure for holding the All-Russian Olympiad of Schoolchildren: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1252 dated November 18, 2013. (2013). Retrieved from https://asup2.moinform.ru/upload/iblock/63b/морозова1.pdf. (In Russian).

Peresetsky, А. А., Davtyan, М. А. (2011). Russian USE and olympiads as instruments for university admission selection. Applied econometrics, 3(23). (In Russian).

Pinskaya, М. А., Kosaretsky, S. G., Fruomin, I. D. (2011). Schools that work effectively in complex social contexts. Educational Studies Moscow, 4. (In Russian). DOI: 10.17323/1814-9545-2011-4-148-177

Pinskaya, М. А., Khavenson, Т. Е. et al. (2018). Above barriers: a survey of resilient schools. Educational Studies Moscow, 2. (In Russian). DOI: 10.17323/1814-9545-2018-2-198-227.

Pinskaya, М. А., Bysik, N. V., et al. (2019). Above barriers: stories of schools operating in difficult social conditions. Moscow: HSE Publishing House. (In Russian).

Poldin, О. V., Silaeva, V. А., et al. (2014). Comparison of admission to educational programs at a university based on the results of Olympiads and USE scores. Applied econometrics, 4(36). (In Russian).

Polivanova, K., et al. (2020). Education outside the school. How parents design their children's educational space. Moscow: HSE Publishing House. (In Russian).

Prakhov, I. А., Yudkevitch, М. М. (2012). The influence of household income on the results of the Unified State Exam and the choice of university. Educational Studies Moscow, 1, 126–147. (In Russian). DOI: 10.17323/1814-9545-2012-1-126-147.

Prakhov, I. А. (2015). Barriers limiting access to quality higher education in the context of the use: family and school as constraining factors. Educational Studies Moscow, 1, 88–117. (In Russian). DOI: 10.17323/1814-9545-2015-1-88-117.

Pupysheva, N. (2017). Benefits for admission to universities. Retrieved from https://olimpiada.ru/article/660.

RIA Novosti. (2018). Where do the winners of the Olympiads study? Retrieved from https://sn.ria.ru/20180320/1516811171.html. (In Russian).

Rozhdestvenskaya, I. N. (2013). Schoolchildren's Training System Development for Participation in the National Olympiads Within the State Municipal Education Framework. The Herald of South-Ural state Humanities-Pedagogical University, 3. (In Russian).

Solomin, V. P., Makhov, S. I., et al. (2013). Some approaches to the development of tasks for the final stage of the All-Russian School Olympiads. Universum: Vestnik Gertsenovskogo Universiteta, 4. (In Russian).

University Transparency Lab. (n. d.). Research «Corruption activities of Olympiads for schoolchildren». Retrieved from https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScQ97RqbBNal4fzC_HWGzpbp3R2D9IebOmhurh64Ye5HHIR5w/viewform. (In Russian).
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!