Следующее задание на неформальную логику и критическое мышление, которое имело правильный ответ, обнаружило, что школьники склонны опираться в ответах на свой жизненный опыт, представления о правдоподобности сценариев, на морально-ценностные суждения, а не на логику, даже если в устном комментарии экзаменатор специально четко указывал, что это задание именно на логику. Если спонтанная генерализация личного опыта или интерпретация отдельного события из жизни абитуриента противоречили логике, то у последней оставалось мало шансов. Так выяснилось, что подмена тезиса
не воспринимается абитуриентами как проблема в принципе. Они проявляют невнимание к словам, которыми выражено задание: нередко считают прямой анализ высказываний и вывод заведомо проигрышным, пытаются
догадаться о потаенном, почти эзотерическом или символическом их значении. Это в конечном итоге ведет к попытке догадаться, что хочет услышать экзаменатор, а не самостоятельно логически понять и выполнить предложенное задание. Как следствие, упускаются условные конструкции и прочие несущественные, на взгляд не привыкшего к критическому мышлению школьника, детали. Знакомство с текстом задания зачастую напоминало беглое сканирование, при котором выхватываются лишь главные части речи (существительные, глаголы), но игнорируются такие определяющие логический вывод слова, как «некоторые», «все», «каждый», упускаются смещения значений при использовании разных союзов — «и», «или», «либо». Предположение экзаменаторов: подобная избирательность внимания предполагает надежду на узнавание, припоминание ответа по «тегам», а не понимание и самостоятельное решение. В отсутствие эффекта узнавания абитуриенты нередко отступали от задачи вообще, отказываясь от размышлений.