Нельзя сказать, что С. И. Гессен совсем не учитывает внутренний мир человека, его склонности и интересы. Но этой линии его исследования как минимум не достает последовательности. Так, для С. И. Гессена дошкольный возраст — это возраст аномии, беззакония. Он видит в нем хаотичность, случайность, необузданность, которые должны быть ограничены и организованы культурой. И не замечает, что через неупорядоченность поведения дошкольника все время пытаются пробиться его активность и инициативность, за коими «прячутся» способности и задатки ребенка. Не случайно для С. И. Гессена игра дошкольника представляет ценность в той степени, в какой ведет к обучению: «…игра, оставаясь игрой, должна быть вся пронизана будущим уроком» [Гессен, 1995, с. 120]. Показательна и методическая рекомендация, которую он же дает относительно игры: «…организовывать игры так, чтобы дети приводили их к концу. Тогда, понемногу усложняясь, игра будет постепенно приучать их ставить все более и более отдаленные и устойчивые цели своей деятельности и тем самым, незаметно для самого ребенка, перейдет в работу» [там же, с. 96]. С. И. Гессена интересует игра в той мере, в какой она позволяет развить волевое усилие, необходимое, с точки зрения описываемой концепции, сперва для учебной деятельности, а затем и для жизни в целом. При этом он не рассматривает игру как источник развития активности, инициативности, самостоятельности ребенка, его способностей и талантов.
Обращаясь к школьному возрасту, С. И. Гессен впервые проявляет интерес к способностям и склонностям детей. Философ и педагог отмечает, что цели урока должны учитывать интересы детей и «…сообразоваться с наклонностями отдельных учеников, быть индивидуализированы» [там же, с. 124]. На начальных этапах индивидуализация проявляется в том, что педагог ставит учебную задачу, а ученики сами выбирают средства и пути ее решения, проявляя инициативу. В старших классах школа должна сделать еще один шаг вперед и идти навстречу «естественному стремлению к самостоятельной работе. Но эта работа должна быть тогда подлинно автономной и протекать в рамках самостоятельных организаций учащихся — научных, художественных и технических кружков, в которых учитель является уже не руководителем работы, а только ее критиком» [там же, с. 125]. Н. В. Жулина, исследуя вклад философа и педагога в развитие теории и методики начального образования, отмечает, что урок рассматривается им как переходная форма, ведущая от игры к творчеству. Она отмечает, что урок «…готовит к творчеству, через предоставление все большей свободы учащемуся, открывая возможности для самостоятельной исследовательской деятельности, и в конечном итоге, переходит в него. Таким образом, в гессеновской интерпретации, урок представляет собой переходную форму: от образовательной в самообразовательную» [Жулина, 2004, с. 162]. В. Е. Дегюга подробно анализирует дидактические идеи С. И. Гессена и приходит к выводу о том, что предлагаемая им педагогическая система предполагает организацию учителем «…познавательной деятельности в опоре на необходимость увеличения доли творческой самостоятельности (самости, самодеятельности) личности по мере ее развития» [Дегюга, 1999, с. 116].
Человек заканчивает школу и выходит в жизнь. Возникает необходимость найти точку приложения собственных сил, «…свое устойчивое место в этом безбрежном океане жизни, т. е. обрести свое призвание, свою индивидуальную, никем другим не заменимую должность в мире…» [Гессен, 1995, с. 201]. Для этого человеку необходимо отправиться в путешествие, странствие. С. И. Гессен отмечает: «…путешествие имеет громадное значение для образования личности человека. Чтобы обнаружить свое собственное лицо, т. е. найти свое жизненное назначение, необходимо столкнуться с другими лицами, с иным, непривычным укладом жизни» [там же, с. 211]. Он ссылается на сложившийся в Западной Европе обычай странствия, обязательный для подмастерьев: «Считалось, что достичь мастерства в своем ремесле, овладеть им как своим призванием, может только тот, кто в чужих краях ознакомился с иными приемами работы, через сопоставление с ними выковал свои собственные и вступил тем самым в общение с наилучшими представителями своей профессии всего христианского (т. е. всего культурного) мира» [там же, с. 211]. Сам С. И. Гессен призывает к странничеству, связанному не с физическим перемещением в пространстве, а с духовным поиском. Он пишет: «Путешествие в нашем смысле слова не есть пассивное созерцание чужого уклада жизни, но активное сопричастие культурной работе, совершающейся за пределами родины, погружение в самый процесс творчества иного культурного круга» [там же, с. 211]. И далее: «Нужно приобщиться чужому, чтобы обрести свое собственное Я. Найти призвание, т. е. свое индивидуальное место в мире, — это значит выйти за пределы своего, пуститься в путь в страну чужого» [там же, с. 212]. В процессе духовного странствия человеку могут помочь музеи, библиотеки, выставки, лекции, доклады.
В современном мире время «духовного странничества» сместилось на период школьного обучения. В условиях массовой школы в нем помогают формы дополнительного образования. Нерепрезентативный опыт автора данных строк как педагога-практика показывает, что роль дополнительного образования часто недооценивается родителями и даже учителями. Порой школьные педагоги воспринимают дополнительное образование как нечто мешающее ребенку получать образование базовое, отнимающее у него время и распыляющее силы. Возникает скрытое или явное противостояние школы и дополнительного образования. Порой взрослые позволяют ребенку пойти на любимую секцию только в том случае, если он полностью выполнит домашнее задание или достигнет определенного уровня успеваемости. Дополнительное образование часто рассматривается как необязательное, как-то, чем можно пренебречь. Вместе с тем значение дополнительного образования сложно переоценить. Если ребенок сам выбрал для себя секцию или кружок по интересам и готов посещать их, тратить время и силы для того, чтобы участвовать в их работе, — это серьезно. Именно в любимой секции, куда ребенок радостно бежит, проявляются его активность и инициативность, развиваются коммуникативные и личностные качества. В определенном смысле дополнительное образование оказывается для ряда детей основным. Именно туда они спешат из опостылевшей школы, где не могут проявить себя, и именно там происходит их основное развитие. В связи с этим можно вспомнить слова С. И. Гессена: «внешкольное образование более всего развито именно там, где широко и правильно поставлено образование школьное, не только не делающее ненужным внешкольное образование, но, напротив, вызывающее в нем особенную потребность» [там же, с. 221].