цифровой ковчег. поворот
Новые роли учителя
Онлайн-переформатирование коммуникативной образовательной среды
DOI 10.22394/2078−838Х−2020−4−78−82
Елена Евгеньевна Улунян
психолог, эксперт, победитель Гранта Москвы в сфере образования, ведущий сотрудник Центра компетенций по развитию общего образования РАНХиГС (119 671, РФ, Москва, просп. Вернадского, д. 82, стр. 3).
Аннотация
Современное образование претерпевает серьезные изменения. В частности, достаточно сильно меняется система взаимодействия учителя и ученика. Учитель становится главной организационной фигурой онлайн- коммуникации, приобретая новые функции и роли. В статье рассматривается необходимость трансформации коммуникативного образовательного пространства в режиме онлайн.

Ключевые слова
Образовательная онлайн-среда, современные роли учителя, коммуникация в режиме распределенных групп классов.
Предпосылки анализа
В 2016 году число россиян — участников образовательных онлайн-курсов на отечественных и зарубежных платформах увеличилось в два раза по сравнению с предыдущим годом и достигло миллиона человек (Макеева, 2017). Исследователи считают, что, возможно, уже в 2022 году около 40% сотрудников, то есть примерно 1,87 млрд человек, будут работать удаленно.
Данная тенденция не минует сферу образования. Специфика изменений заключается в переформатировании онлайн-коммуникации образовательного пространства и появлении новых ролей в арсенале учителя. «Открытые образовательные технологии», как они определяются специалистами (Петренко, n.d.), расшатывают привычные учебные стереотипы. Привязка к определенному месту (классу в школе) и времени уже не является средством удержания внимания ученика. Обучение становится комбинированным, приобретает элементы синхронного (Дьяконов & Игошев, 2014) и асинхронного образования. На первый план выходит не столько когнитивная парадигма, сколько развитие способности к самообучению школьника («учить учиться»). Поэтому столь необходимы новые форматы организации коммуникации с учащимися как в урочное, так и свободное время. Привыкание к новым правилам и канонам онлайн-взаимодействия учащихся и учителей — тренд современного образования.
Привязка к определенному месту и времени уже не является средством удержания внимания ученика
Традиционно принято анализировать методическую подготовку и знания учителей (профессиональные hard skills). Однако современная реальность заставляет обратить внимание на метапредметные «гибкие навыки» (soft skills) и компетенции. Такие задачи, как сбор учащихся, настрой, удержание контакта в коммуникации, работа с мотивацией, контроль и рефлексия, уходят в онлайн. Горизонтальные связи переходят в формат распределенных групп. Меняется соотношение времени коллективного и индивидуального взаимодействия. Процесс становится менее контролируемым. Возникает проблема личной ответственности ученика. По данным института Дж. Гэллапа, 85% сотрудников на удаленной работе ощущают свою обособленность. Подобным образом дело обстоит и в классах. Усложнения касаются и форм коммуникации учителя. Встает вопрос о расширении функционально-ролевых представлений педагогической деятельности (Бендова, 2005; Петренко, n.d.). В связи с этим формируется новый запрос как со стороны учителя, так и на уровне высших учебных заведений о необходимости консультаций, взаимообмена.
Формат «Университетских сред РАНХиГС» стал уникальной площадкой для обсуждения современных реалий перехода на онлайн-образование. Объем заявок и предложений от учителей показал, что возникла потребность в развитии и своевременном обучении педагогов актуальным метапредметным компетенциям soft skills в новых условиях, расширяющих образовательные границы и возможности в области педагогической коммуникации. В Академии создается новый резерв дистанционных курсов для учителей с учетом возрастающей потребности в консультативно-супервизорской деятельности. Во многом академическое сообщество готово предложить все свои ресурсы для реальной помощи и поддержки педагогов. Наиболее востребованные темы затрагивают именно потребность в развитии «гибких» коммуникативных онлайн-компетенций и ролей с учетом психолого-педагогических особенностей взаимодействия современного ученика и учителя.
Смена ролей
Востребован «учитель — модератор распределенных групп учащихся» — старший опытный педагог, способный оперативно организовать, помочь понять правила, задачи, посоветовать. Задачей модератора становится осуществление связи и поддержание эффективной работы на занятиях онлайн. Используется правило пересечения всех участников во времени, создается единое информационное пространство. В складывающихся условиях, как отмечают российские специалисты, «образовательные онлайн-платформы способны формировать самостоятельность и навыки кооперации в процессе выстраивания сетевых взаимодействий онлайн. Что выгодно для современного человека, так как эти навыки в процессе современной коммуникации ценятся гораздо больше, нежели дисциплина и конкуренция, развиваемые классическими образовательными моделями» (Смирнова, 2019).
В рамках круглых столов активно обсуждаются эффекты соотношения онлайн- и офлайн-обучения. Учеными отмечается, что «важна не замена офлайн-образования на онлайн-образование, а разумное соотношение между классическим диалогом и возможностями использования современных цифровых технологий в системе образования» (Миронов и др., 2019); «прямой диалог с преподавателем не может быть заменен на прослушивание курсов в системе онлайн. Обратная связь онлайн механистична и не компенсирует нехватку эмпатии» (Там же).
Тем не менее сегодня невозможно представить себе учителя вне информационного пространства. Специалисты работают с разными онлайн-платформами, среди которых наиболее востребованными оказались Microsoft Teams, Zoom, Miro, Choister, Googl Doсs, Wrike, МЭШ, мессенджерах Discord, Skype (Масланов, 2019). Происходит экспресс-обучение как учителей, так и учащихся (в определенном смысле и родителей) новым формам взаимодействия (Н. Луман). В связи с этим востребованы такие модераторские компетенции, как способность отслеживать временные форматы учебной коммуникации, следование плану, расписанию, умение координировать встречи, распределять потоки, вести документацию. Уителю следует помогать учащимся не только ориентироваться в учебной ситуации, но и удерживать образовательную цель, оформлять результаты в точках контроля. Поэтому так важно учителю-модератору наладить текстовые учебные каналы оповещения (читают все, но пишет только учитель) и канал свободной коммуникации (для неформального общения). Важной составляющей работы учителя-модератора является формулирование правил коммуникации, отслеживание их выполнения, мотивирование учащихся к оценке собственной деятельности. Коллективная рефлексия учащихся по группам онлайн — обязательная процедура для корректировки образовательного процесса. Она помогает мотивировать учеников, используя обратную связь.
Безоценочная позиция учителя-фасилитатора становится как никогда важна
В работе с распределенными классами и группами возникает роль «учителя — командного коуча». Она заключается в организации диалога с учениками, организации коллективного взаимодействия, настрое на длительную совместную работу. Командообразование (тимбилдинг) может стать отправной точкой в работе. Не стоит забывать, что подобное общение возможно только при налаживании позитивной атмосферы взаимоотношений, стимулировании стремления к сотрудничеству и диалогу. Увлеченность школьников и удовольствие от обучения — показатели профессиональной работы учителя-коуча. Данные характеристики организации коммуникации на уроке позволяют учителю легко конструировать архитектуру урока и поддерживать динамику работы. А мотивирование учеников к самостоятельной творческой работе способствует «глубокому» участию, диалогу. Уважение мнения каждого ученика помогает ощутить каждому свой вклад в общее дело — открытие нового. Внимательное отношение к группе и к каждому учащемуся дает возможность на расстоянии почувствовать контакт с учителем и группой. Поэтому так важно, чтобы класс ассоциировался с «семьей», а школа — со вторым «домом».
Тьюторская роль учителя вовлекает учащихся в формирование горизонтальных связей пространства единомышленников. Идеи, проекты складывают традиции обсуждений, обмена впечатлениями, коллективного сотворчества онлайн. «Учитель-тьютор» актуализирует содержательный потенциал учащихся и групп в целом. Ограничения в живой коммуникации рождают новые форматы (плей-листы, флешмобы, фотосессии, просмотр и обсуждение фильмов, онлайн-конкурсы песни, видео…). Творчество помогает включить тех учащихся, кто испытывает трудности в самостоятельной работе и требует повышенного контроля.
«Учитель-фасилитатор» работает с доверием, рефлексирует, обсуждает сложности, создает артефакты, публикует контент. Задача — включение учащихся в учебный процесс через личную позитивную поддержку. Особое внимание уделяется личности каждого ученика. Может использоваться система вознаграждения и мотивации (бонусы, рейтинги…). Как отмечал известный гуманист психолог К. Роджерс, фасилитация — это содействие, помощь в создании комфорта в «трудной работе роста». Рефлексивная проработка имеет ряд особенностей. Необходимо с каждым учеником индивидуально проговаривать не только процессуальные проблемы и сложности, но и анализировать результаты. Безоценочная позиция учителя-фасилитатора как никогда важна в онлайн-режиме. Только личное доверие позволяет поддерживать коммуникацию, стимулировать самостоятельность, ответственность в учениках. Без этого невозможно полноценно организовать онлайн-коммуникацию и обучение.
Новая среда
Формирование «консультационной среды для учащихся» в онлайн-режиме — важная составляющая современного образования. Очевидно, что при этом формальные групповые предметные консультации следует дополнять индивидуальной проработкой. Рефлексия и индивидуальные консультации по предметным областям со временем станут обычной процедурой онлайн-обучения. При этом именно учитель-фасилитатор способен найти пробелы в понимании предмета, найти контакт с учеником, понять его проблемы, выбрать ритм и темп работы. Несомненно, новые среды и средства взаимодействия онлайн существенно изменяют образовательное пространство, способствуя его открытости, избыточности, доступности, поликультурности (Сазонова & Ахаян, 2018. С. 18), расширяют спектр педагогического воздействия. Поэтому образовательное пространство онлайн требует от педагога больших временных и моральных затрат.
Как отмечает О. Л. Петренко, «такими инструментами могут стать открытые образовательные технологии», которые, имея рамочные конструкты, дают поле для вариативности учителя. Та или иная роль используется в зависимости от педагогической задачи и организационной цели. Нет жестко запрограммированных ролей. Сила компетентностного подхода — в гибкости и вариативности использования ролей. С учетом того, что изначально педагог обладает развитыми компетенциями модератора, тьютора, фасилитатора, коуча. Благодаря исследованиям Бендовой Л. В., Дьяконова Б. П., Игошева Б. М., Петренко О. Л., Полат Е. С. описаны компетенции и функциональные роли тьютора, модератора. Тем не менее современные потребности образовательного процесса (онлайн-, дистанционных форм) свидетельствуют о пересмотре набора компетенций и, соответственно, ролей учителя, о их дальнейшем комбинировании и расширении.
Заключение
Наше предположение о необходимости переформатирования арсенала коммуникативных и организационных ролей современного учителя уже доказано школьной реальностью. Ситуация стремительно меняется, важны реальные шаги. Современный учитель нуждается в поддержке и помощи. Востребованы курсы, консультации и супервизии. Но так же важно переформатировать систему подготовки новых кадров. Преподаватели высшей школы отмечают, что «для обучения новым методам работы новых учителей в вузах должна быть создана новая инновационная среда обучения» (Петренко, n. d).
Литература
1. Бендова Л. В. Ролевая модель деятельности тьютора в системе ОДПО // Качество дистанционного образования (концепции, проблемы, решения): материалы научно-практической конференции. М. МГИУ, 2005. С 40−44.

2. Козилова Л. В. Современные образовательные среды и проблемы профессиональной самореализации педагогов. Петрозаводск: МЦНП «Наука», 2020.

3. Коротаева Е. В. Образовательные технологии в образовательном пространстве. Москва: Юрайт, 2020.

4. Масланов Е. В. К типологии коммуникационных площадок в сети Интернет // Политика и общество. 2019. № 1. С. 10−17. DOI: 10.7256/2454−0684.2019.1.28 685.

5. Миронов В. В., Сорина Г. В. и др. Онлайн- и офлайн-образование: методология и принятие решений. Материалы круглого стола // Проблемы современного образования. 2019. № 4. С. 9−49.

6. Сандал Ф., Филипс А. Потенциал команды. Как добиться максимальной эффективности командной работы. М.: Альпина, 2020.

7. Смирнова А. А. Образовательные онлайн-платформы как явление современного мирового образования: к определению понятия // Искусственные общества. 2019. Т. 14. № 1. DOI: 10.18 254/S207751800005274−0.

8. Сороко Н. В. Cтратегии мониторинга информационно-коммуникационной компетентности учителей в странах Европейского союза (опыт Латвии, Литвы и Эстонии) // Образовательные технологии и общество, 2014. Т. 17. № 1. С. 590−615.

9. Теория и практика дистанционного обучения. Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2004.

10. Дьяконов Б. П., Игошев Б. М. Новые профессиональные роли педагога в современной информационно-образовательной среде [Электронный ресурс] // Электронная библиотека «Киберленинка». 2014. (дата обращения 10.09.2020).

11. Макеева А. Образование уходит в сеть [Электронный ресурс] // «Коммерсант» № 4. 2017. (дата обращения 1.09.2020).

12. Петренко О. Л. Изменение роли учителя в современных образовательных процессах [Электронный ресурс] // Институт стратегии развития образования РАО. (дата обращения 5.09.2020).

13. Сазонова А. Н., Ахаян А. А. Содержание понятия «образовательное взаимодействие» в современных условиях: материалы научно-практической конференции «Образование и педагог в условиях информационного социума: взгляд из будущего», Владивосток, 22 ноября 2016 года [Электронный ресурс] // Дальневосточный федеральный университет. 2017. (дата обращения 5.09.2020).
New roles of the modern teacher. The process of online reshaping of the communicative educational environment
Elena E. ULUNYAN
psychologist, winner of the Moscow Grant in the field of education, Leading Associate, The General Education Cimpetiencies` Development Center RANEPA (82/3 Vernadskogo, 119 671, Moscow, Russian Federation).
Abstract
The article shed the light on the issue of the need to change the communicative educational space online. The modern education is undoubtedly undergoing serious transformations. Drastic changes have touched upon the system of interaction between a teacher and a student and the former becomes the main orginizer figure of online communication, as acquiring new functions and roles.

Keywords: online educational environment, modern teacher roles, communication in the mode of distributed class groups.
References
  1. Bendova, L. (2005). Role model of the tutor’s activity in the system of open distance professional education. Quality of distance education (concepts, problems, solutions). Мoscow, 40−44. (In Russian).
  2. Deaconov, B. P., & Igoshev, B. М. (2014). New roles of an educator in contemporary e-educational environement. Retrieved from link. (In Russian).
  3. Korotaeva, E. V. (2020). Educational technologies in the educational space. Mоscow: Urait. (In Russian).
  4. Kozilova, L. V. (2020). Modern educational environments and problems of professional self-realization of teachers. Russia, Petrozavodsk: Nauka. (In Russian).
  5. Маkееvа, А. (2017). Education goes online. Retrieved from link. (In Russian).
  6. Маslanov, Е. V. (2019). Typology of the Internet communication platforms. Politics and society, 1, 10−17. (In Russian). DOI: 10.7256/2454−0684.2019.1.28685.
  7. Мironov, V. V., & Sorina, G. V. et al. (2019). Online and offline education: methodology and decision making. Problems of modern education, 4, 9−49. (In Russian).
  8. Sandhal, P., & Phillips, A. (2020). Teams Unleashed: How to Release the Power and Human Potential of Work Teams. Мoscow: Alpina. (In Russian).
  9. Sazonova, A. N., & Аkhayan, А. А. (2017). The concept "Educational Interaction" in the modern society. Retrieved from link. (In Russian).
  10. Smirnova, А. А. (2019). Educational Online Platforms as a Phenomenon of Modern Education: Definition of the Considered Concept. Artificial Societies. 14(1). (In Russian). DOI: 10.18254/S207751800005274−0.
  11. Soroko, N. V. (2014). Strategies for monitoring the information and communication competence of teachers in the European Union (experience of Latvia, Lithuania and Estonia). Educational technology & society, 17(1), 590−615. (In Russian).
  12. Petrenko, О. L. (n.d.). Changing the role of teachers in modern educational processes. Retrieved from link. (In Russian).
  13. In E. S. Polat (Ed.). (2004). Theory and practice of distance learning. Мoscow: Аkademiya. (In Russian).
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!