Диалоги. Поле смыслов

«В реальной жизни нет монопредметности»

Ректор Шанинки Сергей Зуев о хороших университетах и будущем гуманитарного образования.
Сергей Зуев
ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки), к. иск. н., профессор
«Граница стерлась»
Сергей Эдуардович, прежде всего хотелось бы определиться с понятиями. Что такое гуманитарное образование сегодня? Какие дисциплины оно в себя включает?
С моей точки зрения, в определении понятий ничего существенного за последние 150 лет не произошло. Неокантианцы традиционно выделяли две группы наук: науки о природе и науки о человеке (или о духе, если вспоминать Дильтея). Вторые изучают нечто рукотворное, в отличие от первых, которые изучают, например, законы эволюции или космологию. Но мне кажется, что за последние несколько десятилетий граница между гуманитарными и негуманитарными науками в значительной степени стерлась, и проблемы технического характера не могут решаться без того, что раньше называлось гуманитарным знанием. Тот же искусственный интеллект представляет собой сочетание не только технологий, но и, безусловно, вещей, связанных с языком, с психологией.

Наиболее интересные объекты изучения и конструирования в современном мире — синтетические. Они совершенно не терпят жесткого разделения. Поэтому сказать, где заканчивается лингвистика и начинается математика, ей-богу, сложно, а главное, непонятно — зачем?
Пока существует возможность вариаций — все нормально
Вильгельм Дильтей (1833−1911) — немецкий историк культуры и философ-идеалист, впервые ввел понятие так называемых наук о духе.
В конечном счете мы и математику можем обозначить как филологическую дисциплину — в том смысле, что математика есть не что иное, как язык.

Ну да, мы по-прежнему различаем факультеты, институции, кафедры, дисциплины, но все это происходит уже скорее по инерции, да? Не осталось рафинированных объектов в современном мире.

Мы продолжаем учить филологов, историков, но мы точно понимаем при этом, что математическая или программистская подготовка историка является обязательной. Ну, и наоборот. Например, мы сейчас готовим программу элективных курсов для коллег из физтеха, и они тоже говорят: «Да, наши физики-теоретики с точки зрения профессиональных компетенций должны разбираться в вещах, которые вроде бы совсем недавно традиционно считались гуманитарными».
Это четкое разделение лежит в самой основе нашего образования. Поэтому откуда же взяться метапредметности в высшей школе? А мы ведь все прекрасно понимаем, что самое интересное в науке сейчас происходит на границах.
Да, на стыках и на границах. Поэтому, конечно, и общеобразовательная школа, и, к сожалению, высшая школа очень часто теряют свою привлекательность. В реальной жизни нет монопредметности. Еще сколько-то лет институциональная структура будет поддерживать искусственное разделение дисциплин. Но это уходящая натура.

Понимаете, когда нужно сделать разработку типа «Стратегия социально-экономического развития большого города», то в команде нет отдельных историков, филологов, экономистов, технологов и т. д. Вопрос «что такое хорошее образование?» подразумевает ответ «это образование не монодисциплинарное».
«Горизонтальная коммуникация»
Нет ли ощущения перелома в связи с тем, что сакральность школьных знаний пошатнулась, потому что подавляющее большинство семей в этом году наблюдало за всем процессом образования?
Мне рассказывали, как изучают биологию во вполне стандартной английской школе. Например, человеку надо понаблюдать за растущим цветком. И в классе формируется некая группа, которая занимается этим проектом. А в группу входят русские, китайцы, индусы, дети из обычных британских семей… Теперь вопрос: они выращивают цветок или обучаются коммуникации? И в этом смысле решение родителей «а давайте-ка мы это все дома еще лучше сделаем, чем в школе» лишает детей возможности получить навык горизонтальной коллективной коммуникации. Нет, можно, конечно, в одиночестве изучать математические формулы или литературоведческие термины, но тогда теряется вторая составляющая того, что называется хорошим образованием.
Наверное, как всегда, истина где-то посередине, а посередине сейчас гибридное образование.
Невозможно думать в одиночку. Человеку нужна последующая коммуникация. Это тоже гуманитарный тезис, да? В этом смысле онлайн или офлайн — не важно. Я вот, скажем, на примере своего сына, который тоже сейчас сидит на этом самом онлайне, вижу, что у них — может быть, не в тех форматах, которые мне нравятся — но, безусловно, существуют горизонтальная коммуникация и система поддержки. Они друг с другом обсуждают что-то, или дают списывать, в конце концов, или там еще что-то происходит. Но вот эта линия очень четко выражена. Ну да, они используют для этого социальные сети; но, в принципе, были бы другие каналы — наверное, использовали бы другие. И это такой признак хорошего образования. Правду же говорят, что в Оксфорд или Кембридж, извините за банальность, поступают не потому, что там лучше учат. Просто там ты приобретаешь социальный капитал. Причем не важно, что ты изучаешь — медицину, историю или математику.
Вы не считаете сегодняшнюю ситуацию переломным моментом, когда все начинает, как в калейдоскопе, меняться?
Я считаю, что пандемическая волна обострила некоторые процессы, но не внесла в них — по крайней мере, пока — ничего нового.
Не заметно ли, что в этот период растет роль государства в жизни каждого гражданина? Роль государственного капитализма не меняется ли сейчас?
Этот процесс начался задолго до пандемии. Корпоративизация жизни происходит не только в России. Но одновременно на противоположном полюсе существует то, что Дэниел Пинк в свое время назвал нацией «свободных агентов», то есть профессионалов, которые работают по специальности, не будучи членами корпоративной среды. Например, бухгалтер сидит в своем загородном доме и консультирует сотни клиентов по всему миру. Или проектировщик год работает по 24 часа в сутки, а потом на полгода уезжает на Барбадос. Они имеют более слабые социальные гарантии, но значительно большую свободу маневра.
Дэниел Пинк (род. 1964) — американский писатель и журналист.
Но да, одновременно есть очень жесткий тренд на копроративизацию. Это и в сфере образования очень чувствуется. При этом современный мир предлагает возможность индивидуальных трасс движения, в том числе и по образовательным траекториям. Я бы не сбрасывал это со счетов. Да, эти тенденции во многом противоположны друг другу. Но пока существует возможность вариаций — все нормально.
«Разнообразие содержания»
Чем гуманитарные науки могут обогатить точные и естественные, сливаясь с ними?
В этом смысле существует классическая академическая парадигма, которая продолжает воспроизводить чистых математиков, историков или филологов. Параллельно появляется тренд — ориентация на сложные интеллектуальные мозаики, которые требуют симбиоза. Обе линии вполне имеют право на существование. И пусть оно так и будет. Но, понимаете, классический университет несколько столетий назад оправдывал свое понятие «универсума» тем, что имел различные дисциплинарные блоки. А современные университеты, с моей точки зрения, определяются разными типами содержания образования. Это и классическое содержание знаниевого типа, и компетентностное, и, условно говоря, топологическая грамотность. Например, человек не может прочесть все книги в библиотеке, но он точно должен знать, как библиотека устроена, чтобы в случае необходимости их найти. Эта стратегия различных типов содержания образования позволяет сохранить универсальность как самого университета, простите за тавтологию, так и студента.
Гуманитарные науки востребованы всеми мировыми трендами
В таком случае, кем или чем должно определяться содержание образования?
В более-менее стабильные времена образование выполняет по отношению к культуре в широком смысле вполне себе транслятивную роль. Оно задает нормы, мысли, коммуникации, которые передаются из поколения в поколение. Но время от времени наступают периоды турбулентности, когда существующая система норм перестает быть востребованной или эффективной с точки зрения формирования жизненных стратегий. И хорошее образование превращается в площадку для эксперимента и зарождения новых норм, новых способов взаимодействий, коммуникации, соединения разного. Наиболее очевидный пример: университет открывает рядом с собой бизнес-парк, где студенты и выпускники запускают какие-то проекты. Мне кажется, что мы сейчас переживаем такой период, и, в принципе, хороший университет — сам по себе площадка нащупывания новой культурной калибровки: международной, национальной, технологической, технологической в связи с гуманитарной, и прочее. И мы знаем в истории периоды, когда университет такую функцию выполнял. Например, в XIX веке в Германии единый язык образования для разных германских государств и княжеств позволил впоследствии объединить страну.
Однозначно ответить на вопрос «кто это определяет?» затруднительно. Это во многом уже зависит от ресурса в виде человеческого капитала, которым обладает университет. Надо просто слушать людей, которые приходят с идеями. Наверное, это единственный ответ, который я могу дать.
Меняется ли роль университета в современном мире?
По этому поводу идет довольно много баталий. Что такое университет? Это возможность вытащить себя из окружающей злободневной реальности и заняться более глубинными вещами, связанными со способами мышления, критическим осмыслением этой социальности, получением определенных навыков, которые помогают в эту социальность встроиться и как-то ее видоизменять. Я не думаю, что эта ситуация кардинальным образом изменилась.
В этом смысле институциональный функционал университета, наверное, надо всячески сохранять. Это не значит, что университетская политика отторгнута от социального запроса, но это значит, что университет отвечает на социальный запрос определенным образом. Не в жанре «стимул — реакция», то есть получили задание — и давай его выполнять. Нет. Это беда. А это значит, что университет сохраняет себя в европейской культуре как институт.
«Есть только вопросы»
Заметны ли признаки кризиса в том, что происходит с гуманитарным образованием? Кризиса как невосполнимой утраты каких-то важных вещей?
Слушайте, сколько веков существует образование, столько мы говорим о его кризисе. То, что сейчас гуманитарные науки, пусть в несколько необычном виде, востребованы всеми мировыми трендами — это абсолютный факт. Причем в тесном замесе вместе с генетикой, математикой, программированием.

В какой мере существующая система не только гуманитарных дисциплин может отвечать на вызовы? Это вопрос. Далеко не всегда. С другой стороны, вот эта дефицитность или неспособность ответить — ситуация очень эвристичная. И в той мере, в какой традиция этого типа гуманитарного мышления продолжается, те или иные ответы будут искаться, и этот гуманитарный тип мышления будет как-то встраиваться в разного рода интеллектуальные и эмоциональные традиции современной мысли.
Далеко не на все вопросы может отвечать парадигма наук, которая сложилась в первой половине XX века. Но то, что существует осознание такой ситуации, заставляет говорить уже не о кризисе, а, наоборот, о некоторой перспективе, определяющей направление движения и размышления. Вообще, кризис для меня — это когда выполнение долгосрочных целей блокирует выполнение краткосрочных, и наоборот. Вроде бы такой ситуации, по крайней мере, в университетском контексте, нет. Соответственно, можно, наверное, называть кризисом обстоятельства, когда нет ответов, а есть только вопросы. Ситуация близка не то чтобы к прорыву, но, по крайней мере, к парадигмальному сдвигу.
Сокращается ли финансирование гуманитарных исследований?
Не могу сказать, что я безусловно удовлетворен финансированием высшего образования. Но в общем ситуация не очень отличается от той, которая была двести-триста лет назад. И фундаментальной, и прикладной науке, каким бы ни было это условное разделение, приходится искать источники поддержки. Можно довольно много обсуждать, каким образом меняется конфигурация каналов финансирования. Можно вспомнить, что, например, в момент обострения ближневосточных конфликтов открывается больше кафедр по изучению восточных языков или восточных культур. Существуют эти притоки, оттоки, и, наверное, они не очень рациональны с точки зрения долгосрочной стратегии. Но так было всегда. Борьба за финансирование останется одной из важных функций руководителей образовательных институций.
Государство не успевает за новыми вызовами. А научно-исследовательское сообщество — успевает?
И государство, и система образования являются очень традиционными социальными институтами, они по определению всегда будут опаздывать. Но есть в этом, наверное, какая-то мудрость, понимаете? Всякого рода изменения в институтах образования начинают сказываться самое раннее через 10−15 лет после их (изменений) учреждения. Поэтому есть отдельные эксклюзивные примеры быстрой реакции, особенно небольших университетов. И в этом смысле я представляю один из таких университетов — Шанинку. И мы там с моими коллегами, например, из той же Российской экономической школы или Европейского университета в Санкт-Петербурге, обсуждаем возможность такого взаимодействия и сетевого партнерства — именно потому, что камерные, эксклюзивные образовательные институции быстрее реагируют на внешние вызовы.
Но, как мы с вами уже говорили, существует тренд на корпоративизацию и укрупнение. Укрупнение — это значит замедление всех процессов: организационных, административных, бюрократических и так далее. У этого тренда, наверное, есть какие-то позитивные проекции с точки зрения конкурентоспособности, ресурсоемкости, еще каких-то вещей. Но то, что процессы замедляются — это безусловно. И чем крупнее структура, тем более медленно и лениво она будет реагировать на необходимости.
А можете дать нашим читателям кейс, который связан с тем, что собрались ученые мужи, исследователи, представители гуманитарных наук, допустим, по заданию государства, и придумали выход из какой-то ситуации? Есть такие запросы к Шанинке?
Современный хороший университет определенным образом участвует в принятии решений, имеет свое поле консалтинга. Например, мы очень надеемся, что нам совместно с коллегами из других небольших университетов удастся отработать формат одногодичной магистратуры по аналогии с тем, что имеет место в большом мире. Для ускорения процессов высшего образования. Такой запрос у регулятора есть.
Какие срочные и неизбежные вызовы стоят перед Шанинкой? На что ей нужно реагировать и с чем синхронизироваться?
Для нас один из вызовов связан с пониманием того, как гуманитарное знание и гуманитарное мышление вплетаются в современные тренды. Очевидно, что от современных профессионалов ждут и технологических, и гуманитарных, и бизнесовых подходов. В этом смысле есть вопрос: каким образом, отталкиваясь от гуманитаристики, можно достроить компетенции, связанные с бизнес-проектированием или технологической футурологией? Или можно озвучить его по-другому: «Где и кому нужен гуманитарно образованный человек?»
В принципе, вторая половина XX — начало XXI века — это, по сути, период гуманитарной революции. Начавшись в качестве профессиональных практик в первой половине ХХ века, продолжается опережающий рост «прикладной гуманитаристики»: психологический консалтинг, политическое управление, визуальные культуры, искусственные языки и так далее. По аналогии с промышленной революцией, когда фундаментальные наработки естественных наук были трансформированы в прикладные разработки, происходит конверсия гуманитарного знания в практики социального действия. Втягивание гуманитарного знания в разного рода прикладные аспекты, собственно, и есть один из базовых вопросов, на которые отвечают современные гуманитарно ориентированные структуры. Это один момент.

Второй момент. Как я уже говорил ранее, совершенно очевидно, что современный университет должен объединять в себе разные виды содержания.
Для малого университета есть и третий момент. Я отчетливо различаю два вида учебной активности: подготовку кадров и образование как таковое. Подготовка — это затачивание отдельных людей под уже существующие требования социальных или индустриальных машин. Образование более ориентировано на оснащение отдельного человека набором качеств, которые позволяют ему принимать решения не по регламенту, а в ситуации неопределенности. Оба направления, конечно, не существуют в рафинированном виде. Но небольшие университеты типа Шанинки все-таки более антропологически ориентированы. Для них личностный акцент более важен, чем массовая подготовка кадров в привязке к жестким требованиям рынка труда.

Беседу вели: Денис КРАВЧЕНКО, Светлана СОКОЛОВА-МИХАЙЛОВА
About good universities and the future of liberal arts education
Sergey Zuev
Rector of the Moscow Higher School of Social and Economic Sciences (Shaninka), Ph.D. Sci., professor
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!