РБОО «Центр лечебной педагогики» по модели программы «Дома лучше» БФ «Жизненный путь» начал практику обучения навыкам самообслуживания и социально-бытовым навыкам в формате надомного визитирования. Такая модель предполагает обучающие визиты педагогов организации домой к участникам программы один-два раза в неделю на 3 часа.
Родители детей и взрослых ребят с ментальными особенностями развития, а также специалисты часто указывают как на сложность освоения навыков самообслуживания и социально-бытовых навыков [Алтухова и др., 2018; Моржина, 2020], так и на сложность генерализации навыков — обобщения и переноса навыков из одной среды в другую. Чаще трудности с генерализацией отмечают у людей с РАС [Костин, 2018; Никольская и др., 2017], однако мы в своей практике сталкивались с тем, что порой и при других особенностях развития навыки не генерализуются.
Социально-бытовые навыки, особенно навыки самообслуживания, специалисты относят к жизненно важным [Моржина, 2020; Хаустов, 2016]. К навыкам самообслуживания относятся навыки приема пищи (пить через трубочку, пить из чашки, есть ложкой, вилкой, руками), навыки гигиены (самостоятельно пользоваться туалетом, мыть руки, умываться, чистить зубы, причесываться, принимать душ, стричь ногти), навыки, связанные с надеванием или снятием одежды (продевать руки в рукава, натягивать одежду и снимать, застегивать и расстегивать пуговицы и молнии, «липучки», и др.). Под социально-бытовыми навыками специалисты понимают приготовление еды, покупку продуктов, уборку дома, уход за одеждой, взаимодействие с социальными соседями — то, что можно было бы назвать заботой о себе или, говоря бытовым языком, домашними делами. Описание социально-бытовых навыков можно найти у Брюса Л. Бейкера и Алана Дж. Брайтмана [Бейкер & Брайтман, 1997], а также оно часто встречается в методической литературе по повышению самостоятельности в ходе тренировочного сопровождаемого проживания [Виноградова и др., 2014].