GLOBAL. ОБЩЕСТВО
Образование для пожилых.
Основные тенденции развития отрасли в современном Китае
DOI 10.22394/2078−838Х−2022−3−106−116
Мария Александровна Гулева
к. э. н., доцент кафедры медиалингвистики, факультет журналистики, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. 125 009, РФ, Москва, Моховая ул., 9, стр. 1.
Аннотация
Современный Китай стоит на пороге весьма значительного социального вызова: население страны стремительно стареет, с начала века численность пожилых людей старше 65 лет практически удвоилась (выросла с 7% до почти 14%), а население трудоспособного возраста (15−59 лет), наоборот, сокращается, составив в 2020 г. 894 млн. Возрастная структура населения оказывает непосредственное влияние на долгосрочное экономическое развитие, поскольку экономический рост в значительной степени зависит от качества рабочей силы. Сокращение численности населения трудоспособного возраста окажет глубокое влияние на будущее развитие страны. Специалисты призывают уделить повышенное внимание не только поощрению рождаемости (с 2021 г. семьям в Китае разрешено иметь уже троих детей), но и развитию систем пенсионного обеспечения и социальной поддержки старости. Образование для людей пожилого возраста становится еще одной важной отраслью, которой власти страны уделяют все большее внимание. Согласно опубликованным Госсоветом «Предложениям по усилению работы по проблемам старения в новую эпоху», развитие образования пожилых людей призвано способствовать более активному социальному участию пожилых людей и нацелено помочь им находить свою роль в обществе и после выхода на пенсию. На сегодняшний день система обучения населения старшего возраста развивается все еще недостаточно равномерно. Все организации, занятые в сегменте образования 60+, находятся в активном поиске оптимальной стратегии, наиболее подходящих моделей развития и оптимальных учебных программ, отвечающих запросам рынка. Очевидно, что с наращиванием темпов старения населения властям предстоит наладить более четкую работу всей системы соцобеспечения пенсионеров в целом и обеспечить качественное функционирование сегмента образования в частности.

Ключевые слова
Китай, образование для пожилых людей, старение населения, государственный и частный сектор образования.
Введение
В мае 2021 г. были опубликованы результаты седьмой национальной переписи, согласно которым население Китая составило 1,41 млрд человек; из них 264 млн были в возрасте 60 лет и старше и 190 млн (или 13,5%) — в возрасте 65 лет и старше. Согласно принятым международным стандартам, при наличии 7−14% жителей в возрасте 65 лет и старше население страны считается умеренно стареющим, при цифрах в 14−20% - приемлемо стареющим, и 21−40% - стремительно стареющим. Жители Китая в возрасте 60+ составляют 18,7% от общей численности населения, что впервые превышает число детей и, как ожидается, достигнет пика в 487 млн в 2053 году. Это означает, что Китай уже сейчас стоит на пороге умеренного старения общества, и дальше этот процесс будет только набирать обороты.
Через создание университетов и проведение мероприятий в рамках дополнительного образования власти надеются помочь пожилым людям идти в ногу со временем, найти свой круг интересов и расширить сферы своих навыков и знаний
В период пандемии большое число пожилых людей столкнулись со значительными проблемами в организации своей повседневной жизни, поскольку при отсутствии так называемых «кодов здоровья» они были максимально ограничены в передвижении, покупках и любых других действиях. Многие не имели навыков использования мобильных приложений и вынуждены были прибегать к помощи специ­альных социальных служб, помогающих им в адаптации к новым цифровым реалиям. Столь значительная группа людей нуждается в заботе не только со стороны своих детей и родственников, но и со стороны всего общества в целом.

Государство уже начало принимать соответствующие меры, и некоторые из них как раз касаются области образования. Через создание университетов и проведение различных мероприятий в рамках дополнительно­го образования власти надеются помочь пожилым людям идти в ногу со временем, найти свой круг интересов и расширить сферы своих навыков и знаний.
История вопроса
С момента принятия в августе 1996 года «Закона Китайской Народной Республики о защите прав и интересов пожилых людей» концепция развития образования населения старше 65 лет становилась все более четкой, а рынок постепенно начинал свое формирование. Закон предусматривал, что народные правительства на всех уровнях должны включать вопрос образования пожилых людей в национальные планы экономического и социального развития, говорилось о том, что «пожилые люди имеют право на продолжение образования» и что важно создать условия, при которых государство будет поощрять общество за продолжение учебы и работы.

В начале 2000‑х гг. постепенно была введена политика, специально направленная на развитие системы образования пожилых людей, начала формироваться система управления и соответствующая образовательная инфраструктура.

В принятом в 2010 г. «Плане среднесрочного и долгосрочного развития образовательной отрасли на 2010−2020 гг.» отмечается необходимость придавать большое значение образованию пенсионеров, создать систему непрерывного образования на протяжении всей жизни.
Университет для пожилых людей — это не традиционное высшее учебное заведение: важно, чтобы он находился недалеко от дома и был удобен для посещения, а также мог отвечать социальным потребностям старшего поколения
В 2015 г. при подготовке «Плана экономического и социального развития в годы 13‑й пятилетки» стратегическая цель развития образования для пожилых людей впервые была возложена на партию и государство.

В 2016 году Канцелярия Госсовета опубликовала «План развития образования для пожилых людей (2016−2020 гг.)», что ознаменовало появление первых в Китае национальных административных положений по реализации обучения пожилых людей. Дистанционное обучение людей старшего поколения было включено в число приоритетных направлений работы, предлагалось «содействовать внедрению информационных технологий в процесс обучения, способствовать интегрированному онлайн- и офлайн-обучению, оказывать соответствующую поддержку учащимся» и «содействовать открытию различных образовательных учреждений и использованию Интернета и других технологических средств для осуществления обучения пожилых людей».

В докладе 19‑го съезда партии говорилось о необходимости отвечать на вызовы, появляющиеся в связи с процессом старения населения, отмечалась важность создания социальной среды для пенсионеров, воспитания почтительно­го уважения к пожилым людям у молодого поколения, содействия усовершенствованию системы медицинского обслуживания и развития бизнес-индустрии, ориентированной на старшее поколение.
В 2017 г. в рамках 13‑го пятилетнего плана развития национальной экономики в «Нацио­нальной программе по проблемам старения и строительству системы обслуживания пожилых людей» были выдвинуты планы по «продвижению дистанционного обучения для пожилых людей». В том же году Канцелярия Госсовета опубликовала «Предложения по развитию и реализации услуг по уходу за пожилыми людьми», где говорилось о поддержке в создании телевизионных (Интернет) университетов для пенсионеров.

В «Предложениях о содействии устойчивому развитию услуг по уходу за пожилыми людьми», выпущенных в 2020 г., говорилось о создании «открытых университетов для пожилых людей» и «онлайн-университетов для пожилых людей», а также о создании для пожилых людей специальной национальной платформы для использования различных ресурсов и государственных услуг.

В июле 2021 г. Главное управление Министерства образования Китая опубликовало «Циркуляр об использовании смарт-технологий в образовании пожилых людей», в котором упоминаются шесть основных инициатив: усиление политического руководства, проведение по всей стране мероприятий, посвященных обучению на протяжении всей жизни, обеспечение получения образования вблизи дома, реализация системы открытых университетов, поддержка учреждений в налаживании работы служб помощи пожилым людям и поощрение участия различных общественных организаций в подобной деятельности.

Этот документ Министерства образования преимущественно нацелен на конкретные программы подготовки в области освоения новых технологий, в то время как в опубликованных Госсоветом ранее, в июне, «Основных положениях плана по обеспечению качественной науки для всех (2021−2035 гг.)» предлагается сосредоточиться на повышении информационной грамотности и грамотности в области здравоохранения, помощи пожилым людям адаптироваться к социальному развитию. Достижение чувства благополучия, возможности обучения и активности в пожилом возрасте становится важной задачей, привлекающей внимание широкой общественности.
Современная ситуация на образовательном рынке
Образование пожилых людей отличается от общего, профессионального и дополнительного образования, но является своего рода специальным образованием, основанным на физических и психологических особенностях пожилых людей и изначально направленным на обогащение их жизни.

В Китае помимо учебных заведений базового, высшего и профессионального образования существуют также учебные заведения для взрослых людей и учебные заведения для пожилого населения. Между ними есть некоторые различия. Цель обучения и получаемая академическая квалификация различаются. Образование для взрослых является одной из форм национальной системы образования, получение квалификации признается государством и может быть использовано в качестве основы для продолжения образования. Университеты для пожилых людей не относятся к системе государственного образования, полученные сертификаты не являются подтверждением полученной квалификации, а лишь подтверждают факт прослушанных часов по той или иной дисциплине.

Образование для взрослых позволяет людям среднего возраста получать новые компетенции, повышать свою техническую и профессиональную квалификацию, тем самым получая возможность быть активными членами общества.
С началом учебного сезона для пожилых людей начинается горячая пора регистраций на новые курсы и учебные программы, число поступающих увеличивается год от года. Спрос на образование продолжает расти
Университеты для пожилых людей более гибко подходят к организации своих курсов, проводя их как в традиционном формате, так и дистанционно. В подобных учебных заведениях можно подобрать подходящие условия для обу­чения. Главной целью всего учебного процесса являются обогащение знаний в соответствии с интересами и потребностями учащихся.

Используемые учебные материалы и программы в учреждениях для взрослого населения стандартизированы государством. В отличие от этого, учебные материалы, используемые для обучения в университетах для пожилых людей, не являются едиными и фиксированными, их содержание может варьироваться в зависимости от региона и направления работы ученого заведения (здоровье, искусство, новые технологии и т. д.).

В 1983 году в Китае был создан первый университет для пожилых людей — Университет Красного Креста в провинции Шаньдун, после чего последовало создание Харбинского, Цзиньлинского и Уханьского университетов.

Согласно статистике Национального управления по делам пожилых людей, в настоящее время в стране насчитывается 70 951 университетов для пожилых людей (не считая учреждений дистанционного образования), в которых зарегистрировано 10,88 млн студентов почтенного возраста (не считая онлайн-студентов). Это примерно в шесть раз больше, чем в 2018 году. В стране насчитывается 6215 учреждений дистанционного образования, 36 011 пунктов дистанционного обучения, где зарегистрировано 3,4 млн студентов. Общее число онлайн- и офлайн-студентов пожилого возраста составляет 14,28 млн человек. Как упоминалось ранее, в настоящее время в Китае насчитывается 264 миллиона человек старше 60 лет, поэтому доля пожилых людей, принимающих участие в обучении, составляет всего около 5%. Соотношение мужчин и женщин, обучающихся в подобных специальных университетах, составляет примерно 3:7.
Университет для пожилых людей — это не традиционное высшее учебное заведение: важно, чтобы он находился недалеко от дома и был удобен для посещения, а также мог отвечать социальным потребностям старшего поколения и помогать им служить обществу.

Сегодня на образовательном рынке Китая существует огромный спрос на обучение для пожилых людей: по некоторым данным, через 30 лет объем данного рынка превысит 100 млрд юаней.

В то же время образование для пожилых людей — это не бизнес, ориентированный на получение прибыли, а социальный проект. С ускорением темпов старения населения и ростом численности пожилых людей необходимы дополнительные социальные ресурсы, которые помогут этой группе людей развиваться, учиться и делать что‑то для себя.

Пожилые люди часто стремятся к обучению еще и в том случае, если переезжают вместе со своими детьми в более крупные города. Для того чтобы адаптироваться в новых условиях, им необходимо получить новые навыки и знания. Согласно данным, опубликованным Государственным комитетом по делам здравоохранения, в Китае в настоящее время насчитывается около 18 млн пожилых людей, которые переехали со своими детьми, что составляет 7,2% от 247 млн мобильного населения страны. Из них почти половина — это пожилые люди, которые приехали сюда специально по собственному желанию, чтобы помогать своим сыно­вьям и дочерям воспитывать детей. В этой связи все чаще теперь используется не только термин 漂族 (piāozú) — миграция профессионально подготовленных молодых людей из города в город в поисках лучшего места работы, но и 老 漂族 (lǎo piāozú) — миграция пожилых людей.
С началом учебного сезона для пожилых людей начинается горячая пора регистраций на новые курсы и учебные программы, число поступающих увеличивается год от года. Спрос на образование продолжает расти, а университеты во многих регионах испытывают дефицит кадров. Сегодня в Китае налицо нехватка соответствующей инфраструктуры и ресурсов для обучения пожилых людей. Так, онлайн-запись на курсы в крупных городах может быть заполнена всего за несколько минут после открытия, а пиковое количество просмотров страницы онлайн-регистрации достигало 13 000 раз в минуту. Все это говорит о значительном спросе на соответствующие образовательные услуги среди людей старше 60 лет.

Некоммерческие организации частного сектора и общественные организации активно участвуют в создании программ обучения для старшего поколения, предлагая им профессиональное образование, курсы по интересам, учебные поездки и другие программы. Подобные программы успешно развиваются преимущественно в крупных восточных регионах, где рынок образования в целом более емкий и насыщенный. Это такие города, как Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Ханчжоу и др.

В связи с последствиями пандемии, началом реализации политики «двойного сокращения» и набирающими обороты процессами старения населения образовательные компании отдают все большее предпочтение развитию онлайн-образования для пожилых людей. В январе 2022 г. сразу несколько компаний вышли на IPO, сумев привлечь более 100 млн юаней на развитие своих продуктов.

В настоящее время под влиянием интернет-технологий в секторе образования для людей пожилого возраста реализуются три основные типа бизнес-моделей:
  • с ориентацией на конечного потребителя (В2С — business-to-consumer): предложения, ориентированные на пожилых людей, чаще всего представляют собой пакет услуг из офлайн- и онлайн-мероприятий, а также с использованием электродных ресурсов (веб-страниц, мобильных приложений, программы в мессенджере WeChat и др.). В традиционном недистанционном формате проводятся различные тренинги, лекции и семинары по представляющим интерес для пожилых людей тематикам;
  • с ориентацией на госструктуры (В2G — business-to-government): совместные проекты с финансируемыми правительством университетами для пожилых людей. Подобные проекты включают в себя предоставление технической поддержки, создание цифровых систем обслуживания и разработки систем обучения и т. д. В офлайн-сегменте подобные компании помогают в организации процесса обучения, предоставлении площадок, обеспечении преподавательскими кадрами, разработке планов мероприятий и др.;
  • с ориентацией на юридические лица (В2В — business-to-business): предоставление технической помощи для подготовки и запуска дистанционных продуктов. Это может быть клиентская поддержка, налаживание работы отдельных функций того или иного продукта и др. Сотрудничество в офлайн-формате схоже с моделью В2G.

Большая группа потенциальных пользователей придает рынку уверенности в перспективах развития данного сегмента, поэтому многие образовательные компании и организации продолжают нащупывать свой путь в этой области.
Содержание обучения для пожилых людей
Содержание онлайн- и офлайн-курсов не ограничивается только интересами и развлечениями, но и несет определенную миссию в общественной жизни. Многие люди в возрасте, имея возможность обучаться, хотят дальше и сами передавать свой опыт и служить обществу.

После выхода на пенсию у пожилых людей появляется больше свободного времени, но в то же время их круг общения сокращается. Пожилые люди стремятся к поддержанию гармоничных отношений с родственниками, соседями и друзьями. Глубинная потребность, стоящая за энтузиазмом пожилых людей к учебной деятельности, заключается в том, что они стремятся сохранять активный контакт с внешним миром и заводить новые знакомства, чувствовать себя активными гражданами общества. Многие социальные организации сейчас переориентировали свою деятельность на пенсионеров, чтобы отвечать их конкретным потребностям. Так, например, некоторые компании запускают различные психологические курсы, где помогают пенсионерам налаживать контакт с представителями разных поколений, а также разрешать проблемы во взаимоотношениях с членами семьи. Понимая межличностные потребности пожилых людей, подобные курсы, организуя подобное живое общение и проводя консультации, помогают пожилым людям найти друзей-единомышленников во время обучения как в традиционном, так и в интернет-формате.
Среди жителей Китая, выходящих на пенсию сегодня, процент образованных людей уже более высок, чем раньше. Образовательные потребности людей в возрасте меняются и уже не ограничиваются овладением элементарной грамотностью, но характеризуются повышенным спросом к самым различным сферам общественной жизни, что обусловлено более высоким доходом, чем это было ранее, готовностью к переменам и открытостью.

Сегодня, открыв наиболее популярные среди старших пользователей онлайн-платформы, можно найти более 700 различных курсов на любой выбор: обучение использованию смартфона, бальные и народные танцы, физическая подготовка, шахматы, китайская медицина, занятия по музыке и вокалу, фотографии, китайской живописи, литературе, обучение навыкам дерево­обработки, компьютерному программированию, видеомонтажу и множество других. В ряде уездов при поддержке вышестоящих правительств были созданы социальные организации для проведения учебных курсов для пожилых людей по использованию смартфонов и Интернета, борьбе с мошенничеством в сфере телекоммуникаций и интернет-безопасности, в сельскую местность регулярно направляют специалистов для проведения занятий, что пользуется большой популярностью среди местного населения.
Крупные интернет-компании начинают адаптировать свои продукты к потребностям старшего поколения. Например, в разгар пандемии крупнейшая платежная система Alipay запустила раздел «Университет для пожилых людей», предоставляя соответствующие образовательные услуги людям среднего и пожилого возраста, в основном в виде онлайн-курсов, где можно было обучиться осуществлению мо­бильных платежей, бесконтактной оплате транспорта, а также получить общие знания о страховании и финансах.

Большое количество свободного времени и все улучшающиеся условия социального обеспечения пожилых людей привели к изменению концепции старости, особенно в крупных городах. Потребительский спрос на образование для пожилых людей постепенно растет, и все больше участников должно прийти на рынок, чтобы обеспечивать и способствовать его дальней­шему развитию.

В 14‑м пятилетнем плане развития «Нацио­нальной программы по проблемам старения и строительству системы обслуживания пожилых людей» предлагается создавать на местах «информационные банки данных о людях в возрасте, желающих продолжить свою трудовую деятельность» и «предоставлять услуги по профессиональному ознакомлению, обучению профессиональным навыкам и ориентации на инновации и предпринимательство для тех, кто готов работать», таким образом «направляя пожилых людей на активное участие в развитии семьи, общества, исходя из их собственной ситуации».
Проблемы развития отрасли
В опубликованных в ноябре 2021 г. «Предложениях Госсовета и ЦК КПК по усилению работы по вопросам старения в новую эпоху» предлагается интегрировать обучение пожилых людей в систему непрерывного образования. Однако для реализации подобных мер необходимы единые стандарты управления и оценки качества работы отрасли, которых на сегодняшний день пока нет. Существующие сегодня ограничения и отсутствие синергии между регионами, департаментами и различными уровнями значительно препятствуют развитию отрасли. На сегодняшний день рынок образования 60+ очень раздроблен и не имеет головных организаций или компаний, которые могли бы играть ведущую роль в сегменте.

Руководители университетов и организаций, осуществляющих обучение пожилых людей, говорят о необходимости увеличения финансирования со стороны правительства. Слушатели курсов в силу ряда объективных причин не готовы будут вносить высокую оплату за обучение, поэтому реализовывать этот, почти что социальный, проект без поддержки государства будет крайне проблематично. Любое образовательное учреждение должно приглашать преподавателей, обеспечивать учебными материалами и оплачивать арендную плату. Покрывать все эти расходы, получая с учащихся лишь по 100−200 юаней в семестр, невозможно. Из-за ограниченной политической поддержки, незначительной прибыли, слабой осведомленности пользователей и конкуренции со стороны государственных образовательных учреждений этим общественным организациям трудно обеспечить самоокупаемость и долгосрочное развитие.
Центральное правительство должно взять на себя общее планирование на высшем уровне, разработать и внедрить средне- и долгосрочный план развития образования для пожилых людей, соответствующую программу оценки работы отрасли. Требуется единый руководящий орган, который будет курировать работу по обучению пожилых людей.

Рынок образования для пожилых людей находится на ранней стадии своего развития, еще окончательно не сформированы соответствующие бизнес-модели, формы обучения и обслуживание предложения.

С одной стороны, некоммерческие частные организации активно участвуют в образовании старшего поколения, предлагая профессио­нальное образование, курсы по интересам, учебные поездки и другие программы.

С другой стороны, эти учреждения получают меньше государственных субсидий и сталкиваются с конкуренцией со стороны государственных образовательных учреждений. Представленные курсы не всегда отвечают запросам рынка, что не позволяет обеспечить собственную прибыль и избежать убытков. К тому же стоит отметить, что более активно частный сегмент образования для пенсионеров развивается в восточных регионах страны, например в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу и Ханчжоу и других городах, в то время как центральные и западные провинции пока значительно отстают в развитии этой образовательной сферы.
Пожилое население Китая и Интернет
Согласно последнему статистическому отчету о развитии Интернета в Китае, опубликованному Китайским информационным центром CNNIC в конце 2021 года, по состоянию на декабрь 2021 г. число пожилых пользователей сети Интернет в возрасте 60 лет и старше в Китае достигло 119 млн, уровень проникновения Интернета составил 43,2%, а 51% пользователей среднего и пожилого возраста проводили в сети более 4 часов в день (среднее время по всей стране составило 3,74 часа). Доля пожилых пользователей Интернета в возрасте 60 лет и старше, использующих мобильные телефоны для выхода в сеть, достигла 99,5%, что практически совпадает с долей пользователей Интернета в целом.

С ростом популярности смартфонов в последние годы доля интернет-технологий, охватывающих старшие группы населения, постепенно увеличивается, благодаря чему рынок образования для пожилых людей имеет больше возможностей для развития. С помощью интернет-технологий и под влиянием правительства и капитала физическому и психологическому здоровью пожилых людей уделяется все больше внимания, прави­тельство также пытается сформировать определенную образовательную экосистему для пожилых людей. Пандемия коронавируса стала новым толчком в развитии интернет-образования для пенсионеров. Многие образовательные компании, которые ранее вели бизнес преимущественно офлайн, начали экспериментировать с проведением дистанционных занятий, одновременно развивая привычку пожилого населения к использованию Интернета. В определенной степени это стало новым витком в развитии инновационных форм обучения для старшей категории населения.
Первым опытом общения в Интернете у большинст­ва людей среднего и старшего возраста становится мессенджер WeChat (微信). Благодаря специфике фукционала платформы люди среднего и старшего возраста пользуются приложением более активно, чем молодежь.

В то же время интернет-гиганты, такие как Taobao, Baidu, Meituan, также подстраиваются под «возрастную» категорию пользователей, делая свои продукты более удобными: создаются версии с более крупным шрифтом, возможностью голосового поиска, специальными горячими линиями для людей в возрасте и т. д.

Любопытным представляется и тот факт, что, согласно докладу «Исследование „старения“ Интернета в постпандемийную эпоху», опубликованному Академией общественных наук, при сравнении данных исследований в 2017 и 2021 годах доля пожилых людей, которые считают, что не могут жить без Интернета, увеличилась с 57,50% до 93,67%. В докладе упоминается, что более 80% людей среднего и старшего возраста регулярно размещают посты в приложении WeChat, получают или отправляют «красные конверты» в своем кругу друзей, почти 70% снимают и пересылают небольшие видеоролики, 25% людей среднего и старшего возраста создают мобильные альбомы и 20% пользуются «смайликами» в переписке.
Почти каждый день люди среднего и старшего возраста тратят 1−2 часа в WeChat или 抖音, 快手, чтобы посмотреть видео, новости, но использу­ют платформы не только для развлечения, но и в качестве источника заработка. Использование видеоприложений пользователями старше 40 лет за последние годы увеличилось на 12%. Все больше людей среднего и старшего возраста становятся активными блогерами, записывают свою жизнь, делятся рецептами, своим творчеством и различными знаниями с помощью платформ 抖音 (Douyin), 快手 (Kuaishou), благодаря чему их стали называть «новым поколением пожилых людей» (新一届老年人).

Тем не менее далеко не все еще справляются с новыми устройствами и программами. Чтобы решить проблему доступа в Интернет пожилых людей, в конце 2020 года Главное управление Госсовета опубликовало «План по эффективному преодолению трудностей использования „умных“ технологий для пожилых людей», в котором конкретно рассматриваются сценарии обучения их использованию цифровых устройств и применению новых знаний для потребления, отдыха и путешествий, медицинского обслуживания и т. д.
Планы и перспективы развития отрасли
В рамках опубликованного в конце 2021 г. 14‑го пятилетнего плана развития национальной экономики в «Национальной программе по проблемам старения и строительству системы обслуживания пожилых людей» говорилось о ключевой роли инновационного развития системы образования пожилых людей, что было, в свою очередь, названо важным путем в решении проблем старения населения.

Ожидается, что к 2025 году набор в колледжи и университеты, специализирующиеся на обу­чении пожилых людей, значительно увеличится, и в каждом уезде и городе будет как минимум по одному университету для пожилых людей.

В Плане 14‑й пятилетки указывается на необходимость дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения, создания перечня необходимых для пожилых людей услуг, усиления роли государственных учреждений, а также скорейшего устранения недостатков в работе служб соцобеспечения в сельской местности.

В документе отмечается необходимость ускорения развития образования пожилых людей в городских и сельских общинах, а также оказания поддержки всем типам учебных заведений, которые в состоянии организовать эти процессы и участвовать в образовании пожилых людей как в аудиториях, так и на дому.
Предстоит подготовиться к созданию национальной платформы для образования пожилых людей, где можно будет не только проходить обучение, но и получать необходимые государственные и социальные услуги.

Отдельно подчеркивается необходимость улучшения кадровой политики, проведения аттестации педагогов и оценки качества их преподавания для пожилых людей, поощрение найма работников по уходу за пожилыми людьми, получивших соответствующие профессиональные сертификаты. При этом важно улучшить политику в области оплаты труда и социального страхования работников по уходу за пожилыми людьми, создать механизм распределения заработной платы на основе качества работы, уровня компетентности сотрудника, оценивать уровень квалификации и вклад в работу, усилить стимулирующую направленность на повышение квалификации в соответствующей сфере. Планируется расширить перечень специальностей профессионального образования в области обслуживания пожилых людей, расширять масштабы подготовки технических и квалифицированных кадров в профессиональных колледжах и университетах.

В июне 2021 года Государственный совет опубликовал «Основные положения Национального плана по обеспечению качества науки (2021−2035 гг.)». В документе говорится, что основное внимание должно быть уделено повышению информационной грамотности и грамотности в области здравоохранения пожилых людей, улучшению их способности адаптироваться к социальному развитию, укреплению их чувства благополучия и безопасности и т. д.
В «14‑м пятилетнем плане национального экономического и социального развития КНР и плане долгосрочных целей на 2035 год» предлагается активно реагировать на процессы старения населения, развивать экономику «серебряных волос» и содействовать развитию бизнеса по уходу за пожилыми людьми.

Пекин, Хунань, Гуандун, Хэбэй и другие провинции и города сформулировали провинциальные или муниципальные нормы по развитию образования пожилых людей с учетом фактической ситуации в регионе. Например, в «Мнениях по ускорению развития образования пожилых людей в Пекине», сформулированных муниципалитетом г. Пекина, предлагается стремиться к тому, чтобы в течение трех-пяти лет доля пенсионеров, регулярно участвующих в образовательных мероприятиях в различных формах, достигла примерно 40% от общей численности пожилого населения. Планируется создать региональные университеты для пожилых людей в центрах образования для взрослых в 16 округах и поддерживать общественные силы для организации обучения пожилых людей, запуска соответствующих проектов и создания фонда развития образования для пенсионеров.
Заключение
Пожилое население Китая многочисленно и быстро стареет, а в сфере помощи, услуг и образования для пенсионеров все еще существует немало дисбалансов и проблемных зон, для решения которых важна слаженная работа различных сфер и структур.

Сегодня социальная система должна быть адаптирована к новым процессам и растущим потребностям людей преклонного возраста, для чего требуется четкое планирование и постоянный мониторинг ситуации на всех уровнях. Учитывая значительное внимание властей к обучению пожилого населения и большое количество принятых нормативных документов, представляется, что сегмент образования «60+» продолжит свое развитие и будет стремиться расширять охваты и более адресно отвечать на имеющиеся запросы общества.
中国统计年鉴2021 // URL.
《中共中央 国务院关于加强新时代老龄工作的意见》 Ссылка.
«Код здоровья» в Китае — это QR-код, отображающий результаты тестов на наличие коронавирусной инфекции, а также наличие или отсутствие соответствующей прививки, который можно было получить в электронном кошельке или приложении и использовать для пропуска на работу, в общественные места или транспорт.
国务院办公厅关于印发老年教育发展规划(2016−2020年)的通知 Ссылка.
关于政协十三届全国委员会第四次会议第4356号(社会管理类358号)提案答复的函 Ссылка.
国务院关于印发"十三五"国家老龄事业发展和养老体系建设规划的通知 Ссылка.
国务院办公厅印发《关于制定和实施老年人照顾服务项目的意见》 Ссылка.
国务院办公厅关于促进养老托育服务健康发展的意见 Ссылка.
教育部办公厅关于广泛开展老年人运用智能技术教育培训的通知 Ссылка.
国务院关于印发全民科学素质行动规划纲要(2021−2035年)的通知 Ссылка.
2020年度国家老龄事业发展公报 Ссылка.
破解老年大学"一座难求"还需共同发力 Ссылка.
校长邦 «老年教育要达到千亿市场规模,真的只需要30年吗?. Ссылка.
中国"老漂族"生存现状:专程照顾晚辈比例达43% Ссылка.
老年大学惠及更多老年人 Ссылка.
中老年在线兴趣社区红松完成亿元融资,老年教育的最大痛点是什么?2022 Ссылка.
«云端课堂»下的老有所学 Ссылка.
国务院关于印发"十四五"国家老龄事业发展和养老服务体系规划的通知 Ссылка.
中共中央 国务院关于加强新时代老龄工作的意见 Ссылка.
第47次《中国互联网络发展状况统计报告》 Ссылка.
《后疫情时代互联网适老化研究》报告发布!让老年人跨越数字鸿沟 Ссылка.
В красных конвертах, по китайской традиции, принято вручать денежные подарки, что означает своеобразное пожелание удачи.
互联网"杀猪盘"对中老年人也下手了 Ссылка.
国务院办公厅印发关于切实解决老年人运用智能技术困难实施方案的通知 Ссылка.
国务院关于印发"十四五"国家老龄事业发展和养老服务体系规划的通知 Ссылка.
国务院关于印发全民科学素质行动规划纲要(2021—2035年)的通知 Ссылка.
Концепция «экономики «серебряных волос» (или «серебряной экономики» (silver economy)) возникла как ответ на демографическую проблему старения населения. Впервые этот термин прозвучал на первой европейской конференции по «серебряной экономике» в Бонне (Германия) в 2005 г.
观察 | 中国老年教育行业—被忽视的千亿市场 Ссылка.
Список источников | References
1. 中国统计年鉴2021. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2021/indexch.htm (дата обращения: 31.07.2022). (На кит. яз.).

2. 中共中央 国务院关于加强新时代老龄工作的意见. URL: http://wsjkw.hebei.gov.cn/html/zwyw/20 211 125/384169.html (дата обращения: 31.07.2022). (На кит. яз.).

3. 国务院办公厅关于印发老年教育发展规划(2016−2020年)的通知. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2016−10/19/content_5 121 344.htm (дата обращения: 31.07.2022). (На кит. яз.).

4. 关于政协十三届全国委员会第四次会议第4356号(社会管理类358号)提案答复的函. URL: http://www.nhc.gov.cn/wjw/tia/202 112/21f9bd6879e74c6d8a87bc1b01598824.shtml (дата обраще-ния: 31.07.2022). (На кит. яз.).

5. 国务院关于印发"十三五"国家老龄事业发展和养老体系建设规划的通知. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2017−03/06/content_5 173 930.htm (дата обращения: 31.07.2022). (На кит. яз.).

6. 国务院办公厅印发《关于制定和实施老年人照顾服务项目的意见》. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2017−06/16/content_5 203 124.htm (дата обращения: 31.07.2022). (На кит. яз.).

7. 国务院办公厅关于促进养老托育服务健康发展的意见. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2020−12/31/content_5 575 804.htm (дата обращения: 31.07.2022). (На кит яз.).

8. 教育部办公厅关于广泛开展老年人运用智能技术教育培训的通知. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A07/zcs_cxsh/202 107/t20210728_547 422.html (дата обращения: 31.07.2022). (На кит. яз.).

9. 国务院关于印发全民科学素质行动规划纲要(2021−2035年)的通. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2021−06/25/content_5 620 813.htm (дата обращения: 31.07.2022). (На кит. яз.).

10. 2020年度国家老龄事业发展公报. URL: http://www.nhc.gov.cn/cms-search/xxgk/getManuscriptXxgk.htm?id=c794a6b1a2084964a7ef45f69bef5423 (дата обращения: 31.07.2022). (На кит. яз.).

11. 破解老年大学"一座难求"还需共同发力. URL: https://www.sohu.com/a/508 667 202_120823584 (дата обращения: 31.07.2022). (На кит. яз.).

12. 校长邦 "老年教育要达到千亿市场规模,真的只需要30年吗?". URL: https://mp.weixin.qq.com/s/DWI4gnV2BH_cjZ-8977duA (дата обращения: 31.07.2022). (На кит. яз.).

13. 中国"老漂族"生存现状:专程照顾晚辈比例达43%. URL: http://www.xinhuanet.com/politics/2018−05/14/c_1 122 826 095.htm (дата обращения: 31.07.2022). (На кит. яз.).

14. 老年大学惠及更多老年人. URL: http://cpc.people.com.cn/n1/2021/0922/c64387−32 232 641.html (дата обращения: 31.07.2022). (На кит. яз.).

15. 中老年在线兴趣社区红松完成亿元融资,老年教育的最大痛点是什么? URL: https://m.jiemian.com/article/6 983 120.html (дата обращения: 31.07.2022). (На кит. яз.).

16. "云端课堂"下的老有所学. URL: http://www.djcapital.net/nd.jsp?id=607 (дата обращения: 31.07.2022). (На кит. яз.).

17. 国务院关于印发"十四五"国家老龄事业发展和养老服务体系规划的通知. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2022−02/21/content_5 674 844.htm (дата обращения: 31.07.2022). (На кит. яз.).

18. 中共中央 国务院关于加强新时代老龄工作的意见. URL: http://www.gov.cn/zhengce/2021−11/24/content_5 653 181.htm (дата обращения: 31.07.2022). (На кит. яз.).

19. 第47次《中国互联网络发展状况统计报告》. URL: http://www.cac.gov.cn/2021−02/03/c_1 613 923 423 079 314.htm (дата обращения: 31.07.2022). (На кит. яз.).

20. 《后疫情时代互联网适老化研究》报告发布!让老年人跨越数字鸿沟. URL: http://www.sohu.com/a/492 642 348_121226204 (дата обращения: 31.07.2022). (На кит. яз.).

21. 互联网"杀猪盘"对中老年人也下手了. URL: https://www.toutiao.com/article/707 075 216 399 383 134 728/?traffic_source=&in_ogs=&utm_source=&source=search_tab&utm_medium=wap_search&original_source=&in_tfs=&channel=&enter_keyword=洪荒之我是鸿沟的宠物&source=m_redirect (дата обращения: 31.07.2022). (На кит. яз.).

22. 国务院办公厅印发关于切实解决老年人运用智能技术困难实施方案的通知. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2020−11/24/content_5 563 804.htm (дата обращения: 31.07.2022). (На кит. яз.).

23. 国务院关于印发"十四五"国家老龄事业发展和养老服务体系规划的通知. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2022−02/21/content_5 674 844.htm (дата обращения: 31.07.2022). (На кит. яз.).

24. 国务院关于印发全民科学素质行动规划纲要(2021−2035年)的通知. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2021−06/25/content_5 620 813.htm (дата обращения: 31.07.2022). (На кит. яз.).

25. 观察 | 中国老年教育行业-被忽视的千亿市场. URL: https://mp.weixin.qq.com/s/RN4r4GE1fZ9eDA8T7mERvQ (дата обращения: 31.07.2022). (На кит. яз.).
Education for the Elderly. Major Sector Trends in China Today
Maria Alexandrovna GULEVA
PhD (Economics), Associate Professor, Department of Media Linguistics, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Mokhovaya Str., 9, 125 009, Moscow, Russian Federation.
Abstract
Today’s China is facing a very significant social challenge: it’s population is aging rapidly, with the number of older people over 65 doubling from 7% to almost 14% since the turn of the century, while the working-age population (15−59 years), on the contrary, is declining, reaching 894 million in 2020. The age structure of the population has a direct impact on long-term economic development as economic growth is largely dependent on the quality of the labour force. A reduction in the working-age population will have a profound impact on future development. In addition to encouraging fertility (starting from 2021, families in China are allowed to have up to three children), experts also call for increased attention to the development of pension systems and social support for the elderly. Education for the elderly is becoming another important sector to which the country’s authorities are paying increasing attention. According to the Opinion on Intensifying Work on Aging in a New Era, the development of education for older people is intended to promote more active social participation of older people and aims to help them find their role in society even after retirement. To date, the development of education for older people has still not been sufficiently evenly spread. All organizations involved in the 60+ education segment are in an active search for the best strategies, the most appropriate development models and the best training programs to meet market demands. It is clear that with the increasing pace of population aging, the authorities will have to better establish the whole system of social care for pensioners in general, and ensure the quality functioning of the education segment in particular.

Keywords
China, education for the elderly, aging population, public and private education sector.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!