Показательно, что первоначально вся палитра общественных отношений, связанных с образовательной сферой, характеризовалась термином «просвещение», и проявлялось это в том числе на нормативном уровне институциональной организации системы органов государственной власти.
Так, в 1802 году манифестом императора Александра I от 8 сентября 1802 года «Об учреждении министерств» было
учреждено Министерство просвещения Российской империи, сформированное в целях «воспитания юношества и распространения наук». Согласно манифесту «О разделении государственных дел на особые управления с означением предметов, каждому управлению прилежащих» от 25 июля 1810 года, к функциям данного органа власти
перешло управление всеми академиями и учебными заведениями, кроме военных и духовных. В параграфе 11 Манифеста об «Общем учреждении министерств» (Там же, с. 686) от 25 июня 1811 года так обозначалась сфера компетенции данного органа государственной власти Российской империи: «ведает все ученые общества, академии, университеты, все общие учебные заведения, исключая духовные, военные и те училища, кои особенно учреждены для образования юношества к отдельной какой-либо части управления, как-то: Горный корпус и другие сему подобные установления, кои, находясь в особенном ведомстве, сохраняют однако же в делах общих нужную связь и сношение с министром просвещения».