Александр Михайлович, вы, наверное, тоже часто слышите из уст тех, кто сейчас определяет образовательную политику в стране, термин «единое образовательное пространство»?
Я сам долго занимался понятием единого образовательного пространства во время разработки ФГОС. Но понимаете, в чем дело… Единое пространство — не значит единственное. И это не одна программа и не один учебник. Да, есть единое пространство страны. Значит, это пространство должно обеспечивать национальную безопасность, это важно для каждого человека. Причем национальная безопасность определяется не только обороной, она определяется развитием экономики, сохранением и преумножением культуры, развитием социальной сферы, благосостоянием граждан. Кстати говоря, мне у В. В. Путина в свое время очень понравилась фраза. Когда ему в 2001—2002 году задали вопрос: «Какова национальная идея России?», — он ответил: «Это благополучный гражданин России!». Коротко и ясно.
И поэтому единое пространство, оно разнообразно, оно вариативно, оно для всех и для каждого. Тем более сегодня, в условиях современных сетевых технологий. И его надо конструировать. Оно должно отражать философию, систему ценностей, документы стратегического планирования нашей жизни. Оно должно давать возможность любому человеку, независимо от его социального статуса и места проживания, получать образовательную услугу, которая отвечает его запросам, которая не наносит ущерба личности человека, его семье и другим людям.
Это на самом деле требует серьезных фундаментальных исследований. Поэтому декларативные заявления на тему единого пространства, к сожалению, сводятся к тому, что люди думают, что оно одно, и другого нет. А оно (кроме всего прочего) должно непрерывно меняться, актуализироваться под воздействием развития технологий, общества, социальных отношений, изменений в приоритетах национальной политики — социальной, экономической, какой угодно.