Современный человек живёт в состоянии ежедневного выбора, отвечает на новые вызовы, вынужден поддерживать высокую скорость изменений, что особенно актуально в развитых странах, задающих стандарты высокого качества жизни. Меняется институциональный контур системы, подвергается пересмотру функционал и ролевой набор педагога.
Клаус Шваб в книге «Четвёртая промышленная революция» [4] говорит о том, что современные технологические прорывы являются действительно революционными и ошеломляющими, не имеющими аналогов в истории человечества. Четвёртая промышленная революция подразумевает, по его мнению, «как минимум преобразование человечества». Автор пишет: «Мы находимся у истоков революции, которая фундаментально изменит нашу жизнь, наш труд и наше общение… Смена парадигм происходит в том, как мы работаем и общаемся, самовыражаемся, получаем информацию и развлекаемся. Меняется характер представления о том, как мы развиваем свою карьеру и строим отношения, совершенствуем наши навыки».
Контекст глобализации диктует человеку необходимость быть гибким, иметь широкий кругозор, избавляться от стереотипов и шаблонов. Всё это находит своё отражение в системе как общего, так и профессионального образования.
Прорыв четвёртой промышленной революции позволяет человеку как никогда масштабно влиять на изменения в обществе. Технологии теперь могут вторгаться в разум, предопределять поведение, предугадывать мысли, анализировать происходящее и принимать решения. Это значит, что у человека, который способен осознать новые масштабы изменений, появляется огромный выбор возможностей.
Всё это приводит к необходимости пересмотра целевых установок, форм и методов общего образования, что, в свою очередь, порождает задачу модернизации подготовки педагогов для новой школы. Системное мышление отныне является условием жизнедеятельности, которое необходимо для понимания структур, управляющих нашим миром, а не просто отдельных технологий.