компетенции и позиция

Эволюция педагога:
новый ролевой набор

  • Олег Дмитриевич Фёдоров
    к. и. н., доцент, ведущий научный сотрудник Института образования НИУ «Высшая школа экономики» (101 000, РФ, Москва, Потаповский переулок, д. 16/10).
  • Елена Ивановна Казакова
    д. пед. н., профессор, член-корр. РАО, директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета (199 034, РФ, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7−9).
  • Елизавета Михайловна Сатановская
    управляющий директор, бизнес-партнёр по управлению персоналом Сбербанка, руководитель направления HR-цикл АНО «Платформа новой школы»
Аннотация
В статье предпринята попытка зафиксировать изменения представлений о роли системы образования в жизни человека и общества и спроектировать новую модель профессионализма учителя. Авторы статьи рассматривают в единстве личностную и профессиональную позицию педагога. В заключении содержатся первые результаты проектирования показателей достижения целевых установок. Представленные тезисы, данные и модели приглашают к продолжению дискуссии.

Ключевые слова: современный учитель, компетенции современного учителя, личностно-профессиональная позиция педагога, педагогический профессионализм.
Постановка проблемы
Современный человек живёт в состоянии ежедневного выбора, отвечает на новые вызовы, вынужден поддерживать высокую скорость изменений, что особенно актуально в развитых странах, задающих стандарты высокого качества жизни. Меняется институциональный контур системы, подвергается пересмотру функционал и ролевой набор педагога.

Клаус Шваб в книге «Четвёртая промышленная революция» [4] говорит о том, что современные технологические прорывы являются действительно революционными и ошеломляющими, не имеющими аналогов в истории человечества. Четвёртая промышленная революция подразумевает, по его мнению, «как минимум преобразование человечества». Автор пишет: «Мы находимся у истоков революции, которая фундаментально изменит нашу жизнь, наш труд и наше общение… Смена парадигм происходит в том, как мы работаем и общаемся, самовыражаемся, получаем информацию и развлекаемся. Меняется характер представления о том, как мы развиваем свою карьеру и строим отношения, совершенствуем наши навыки».

Контекст глобализации диктует человеку необходимость быть гибким, иметь широкий кругозор, избавляться от стереотипов и шаблонов. Всё это находит своё отражение в системе как общего, так и профессионального образования.

Прорыв четвёртой промышленной революции позволяет человеку как никогда масштабно влиять на изменения в обществе. Технологии теперь могут вторгаться в разум, предопределять поведение, предугадывать мысли, анализировать происходящее и принимать решения. Это значит, что у человека, который способен осознать новые масштабы изменений, появляется огромный выбор возможностей.

Всё это приводит к необходимости пересмотра целевых установок, форм и методов общего образования, что, в свою очередь, порождает задачу модернизации подготовки педагогов для новой школы. Системное мышление отныне является условием жизнедеятельности, которое необходимо для понимания структур, управляющих нашим миром, а не просто отдельных технологий.
Мотивация ученика через долг должна уступить место мотивации через пользу и удовольствие
Не обладая навыком воспринимать по-новому изменившийся мир, живя в прежних дискурсах, человек обрекает себя на снижение качества жизни в самых разных аспектах, начиная с бытовых вопросов и заканчивая профессиональной карьерой. Растёт потребность в таких навыках, как анализ и синтез информации, межличностное общение, решение задач, требующих творческого подхода. Это навыки, которыми важно овладеть в детстве и юности.

Итак, общественные изменения четвёртой промышленной революции изменяют ролевой набор педагога. В системе образования индустриального мира педагог играл, прежде всего, роль транслятора информации (передатчика знаний) следующим поколениям, что было связано с особенностями информационного пространства человечества и с ограниченностью доступа к информации (знаниям) широких слоёв населения. В такой системе информация и знания (то есть образованность, уровень образования) становились фактором отбора, своеобразным «ситом». Бурное развитие информационных технологий создало ситуацию повсеместной возможности практически безграничного доступа к информации. Это значит, что педагог, в широком значении этого слова, в меньшей степени выступает в качестве «передатчика» информации и в большей — как организатор активной познавательной деятельности школьников для овладения ими ключевыми компетенциями и новой грамотностью.

Таким образом, новый профессионализм учителя будет определяться не только фундаментальностью и глубиной знания предмета, приложением к которому является не столько владение методикой преподавания предмета, сколько умение выстраивать на базе предметного содержания образовательную деятельность обучающихся, направлять её, быть ролевой моделью для молодого поколения, демонстрируя ценность образования.
Социокультурные факторы
Специалисты международного консорциума из Института образования НИУ «Высшая школа экономики» и Московского городского педагогического университета при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» проанализировали более 180 используемых рамок образовательных результатов общего (школьного) образования. В результате эксперты выделили универсалии, в той или иной степени повторяющиеся в каждой из них: компетенции мышления, самоорганизации («взаимодействия с собой») и взаимодействия с другими (т. н. универсальные компетенции); новая грамотность, включающая базовые знания, необходимые для активного участия в разнообразных социальных отношениях (т. н. отраслевая грамотность — «финансовая», «правовая», «экологическая» и т. д.) [3].

Предполагается, что достижение именно этих образовательных результатов будет обеспечивать успех в социальной и профессиональной жизни в XXI веке.

Для деятельности учителя и его подготовки это означает важный переход — от освоения классической методики преподавания предмета (то есть от частных дидактик истории, литературы, физики, математики и т. д.) к методикам организации учебной деятельности с предметным материалом для овладения соответствующими компетенциями и новыми видами грамотности.
Мы становимся свидетелями отхода от бэконовского «знание — сила» к современному «знание — средство»
Ещё вчера для учителя истории было важно, чтобы учащиеся 7-го класса запомнили даты, причины и итоги социальных потрясений в России XVII века (Медный бунт, Соляной бунт, восстание Степана Разина). В настоящее время тема Бунташного века будет важна для того, чтобы школьники на основании доступных источников смогли самостоятельно выделить линии сравнения изучаемых восстаний, сопоставить их, сделать выводы о том, что было общим, а что специфичным для каждого бунта, а также о том, каким образом изучаемые события повлияли на дальнейшее развитие нашей страны. Это означает совершенно другую интеллектуальную активность школьников: происходит переход от тренировки памяти (запоминания дат и выкладок учебников) к продуктивным интеллектуальным операциям, включающим анализ, синтез, сравнение, сериацию и т. д.

Безусловно, приведённый пример довольно грубый, поскольку не имеет цели задавать модели проектирования образовательной деятельности. Он призван лишь подсветить изменения, которые происходят в учительской повседневности. Если вчера эта деятельность работала на запоминание-воспроизведение, то сегодня она нацелена на осмысление и понимание. Осуществление этого перехода невозможно без реализации двух важных предпосылок.
Педагогический профессионализм XXI века — это конструкт, объединяющий личностную и профессиональную позиции
Первая из них связана с новыми личностными установками педагогов, такими как понимание значимости образования для развития личности, операционализация концепции множественного интеллекта, понимание широты возможностей при достижении инвариантного образовательного результата.

Вторая связана с необходимостью научно-теоретической и методической разработки следующих важнейших понятий современного образования: «метаметодика», «деятельностный подход», «активная познавательная деятельность». Представляется, что современное состояние частных дидактик (то есть предметных методик) не в полной мере обеспечивает инструментально учителя в его трудовой деятельности. Это подчёркивает хотя бы тот факт, что наиболее распространённой темой методических публикаций учителей в социальных сетях и методических журналах являются приёмы и методы подготовки учащихся к ГИА (по нашим оценкам, таких публикаций более 60% от общего числа).

Очевидно, что мотивация ученика через долг должна уступить место мотивации через пользу и удовольствие. Это приводит к выводу о том, что педагог должен владеть собственным предметом на таком высоком уровне, чтобы не иметь дополнительных сложностей при проектировании учебных ситуаций, при поиске ответов на вопрос (для себя и для школьников) о том, зачем изучается та или иная тема. Он должен активно мотивировать школьников к изучению предмета, формировать и поддерживать высокий познавательный интерес к обучению.

Важно также учитывать особенности современных подростков: меняются понятия физиологической и психологической норм, возрастает разнообразие сложных для педагогов кейсов. Всё это ставит психолого-педагогическую компетентность учителя в один ряд с дидактической по степени важности.

Таким образом, изменения в результатах обучения, характере образовательного процесса и портрете современного школьника приводят к изменению аксиологии профессионально-педагогического мышления: мы становимся свидетелями отхода от бэконовского «знание — сила» к современному «знание — средство». Представляется, что учитель сегодня — это значимый для школьника взрослый, помогающий находить решение насущных для него проблем (в психологическом и педагогическом смыслах этого понятия).

Итак, социально-исторически обусловленное изменение целевых установок образования привело к изменению набора задач, решаемых современным учителем, изменение картины современного детства изменяет системы разделения педагогического труда. Всё это приводит нас к необходимости осмысления модели компетенций учителя.



Рис. 1. Модель нового профессионализма учителя
1. Профессиональная позиция
Профессиональная позиция педагога представляет собой устойчивую систему отношений к определённым сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем профессиональном поведении [2]. Иными словами, под профессиональной позицией мы будем понимать образовательные приоритеты в профессиональной деятельности учителя, осознаваемые им самим [1]. Во многом это соотносится с рамкой универсальных компетенций и новой грамотности.
2. Личностная позиция
Под личностной позицией учителя мы будем понимать совокупность свойств и качеств его личности, мотивов и ценностей при осуществлении его профессиональной деятельности.
3. Профессиональное мастерство
Под профессиональным мастерством мы будем понимать искусство, которое выражается в высоком уровне профессионализма, синтезе духовной и интеллектуальной культуры и профессиональной реализации знаний в практической деятельности, то есть фактически способность педагога трансформировать собственную компетентность в образовательные результаты обучающихся.
Заключение
Итак, мы полагаем, что педагогический профессионализм XXI века — это конструкт, объединяющий личностную и профессиональную позиции, а также непрерывно совершенствующееся профессиональной мастерство. Мы исходим из того, что, расширяя компетентностную модель педагогического образования за счёт свойств и качеств личности, а также профессиональной позиции, мы создаём предпосылки не только для проектирования содержания профессиональной подготовки, но и для продумывания скрытой программы (hidden curriculum). Также мы создаём механизмы отбора и привлечения мотивированных и осознанных специалистов в школу.
Литература
  1. Журавлёва О. Н., Полякова Т. Н. Фёдоров О. Д. Образовательные стратегемы проектирования дополнительных профессиональных программ для педагогов: выбор приоритетов // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 71−90. doi: 10.17 323/1814−9545−2018−2-71−90.
  2. Российские педагоги в зеркале международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TALIS 2013) / под ред. Е. Ленской, М. Пинской. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 36 с.
  3. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова, К. А. Баранников, И. М. Реморенко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018.
  4. Шваб К. Четвёртая промышленная революция: [перевод с английского] / Клаус Шваб; [предисл. Германа Грефа]. М.: Эксмо, 2018. 285 с.
Model of new teacher professionalism: in continuation of the pedagogical discussion
  • Oleg D. FEDOROV
    PhD in history, associate professor, leading research-fellow, Higher School of Economics (16/10 Potapovkij per., Moscow, 101 000, Russian Federation).
  • Elena I. KAZAKOVA
    Doctor of Education, Professor, Director of the Institute of Pedagogy, St Petersburg University (7−9 Universitetskaya nab., St Petersburg, 199 034, Russian Federation).
  • Elizaveta M. SATANOVSKAYA
    Managing Director, Human Resources Business Partner, Finance, Sberbank, Head of HR-cycle, ANO "New School Platform"
Abstract
Discussions in education and in the sciences of education show that in public consciousness, science and practice, ideas about the role of the education system in the life of a person and society change. The authors attempt to fix these changes and design a new model of teachers' professionalism. The authors' position shown in the article consider in a unity the personal and professional position of teachers, supplementing it with professional skills. The conclusion contains the first results of the design of targets for achievement indicators. The abstracts, data and models are the invitation to continue the discussion.

Key words:
the modern teacher, the competence of the modern teacher, the personal and professional position of the teacher, pedagogical professionalism.
References
  1. Zhuravleva, О. N., Polyakova, Т. N., & Fedorov, О. D. (2018). Educational Strategemes in the Design of Supplementary Professional Teacher Education Programs: Setting the Priorities. Educational Studies Moscow, 2, 71−90. doi: 10.17 323/1814−9545−2018−2-71−90. (In Russ.).
  2. Pinskaya, M. A., Kosaretsky, S. G., Ponomareva, А. A., Brun, I. V., Savelyeva, М. B., Lenskaya, Е. A. & Zavertyaev, К. (2015). Russian teachers in the mirror of the international comparative study of the pedagogical corps (TALIS 2013). Мoscow: The Higher School of Economics Publishing House. (in Russ.).
  3. Froumin, I. D., Dobryakova, M. S., Barannikov, K. A. & Remorenko, I. М. (2018). Key competences and new literacy: from slogans to school reality. Мoscow: Higher School of Economics. (in Russ.).
  4. Schwab, К. (2018). The fourth industrial revolution. Moscow: Eksmo.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!