регион

Развитие личностного потенциала:
запуск проекта в Ярославской области

  • Ангелина Викторовна Золотарёва
    д. пед. н. профессор, ректор ГАУ ДПО Ярославской области «Институт развития образования» (150 014, РФ, Ярославль, ул. Богдановича, д. 16).
  • Альбина Александровна Кораблёва
    к. пед. н., руководитель центра сопровождения проектов ГАУ ДПО Ярославской области «Институт развития образования» (150 014, РФ, Ярославль, ул. Богдановича, д. 16).
  • Ирина Валентиновна Лобода
    директор Департамента образования Ярославской области (150 000, РФ, Ярославль, ул. Советская, д. 7).
Аннотация
Данная статья посвящена описанию методологических оснований, целевых и содержательных ориентиров регионального проекта «Реализация комплексной программы по развитию личностного потенциала» в Ярославской области. Авторами представлены особенности инновационного комплекса региона, в который входят научные лаборатории, региональные инновационные, базовые и стажировочные площадки, сетевые проекты и программы, профессиональные объединения и экспертные сообщества, обеспечивающие развитие региональной системы образования. Показано влияние федеральных и региональных проектов на повышение качества предметных, метапредметных и личностных результатов образования. Описаны предпосылки организации сотрудничества Департамента образования Ярославской области с Благотворительным фондом «Вклад в будущее» Сбербанка России в области реализации комплексной программы по развитию личностного потенциала участников образовательного процесса, выявлен ряд противоречий, разрешение которых вошло в программу совместной деятельности. Обоснованы методологические подходы, лежащие в основе проекта: компетентностный, ценностно-синергетический, системно-деятельностный, средовой и метапредметный. Представлены 12 общеобразовательных организаций Ярославской области, вошедших в проект, проведён анализ возможных рисков для дальнейшего эффективного управления им, показана карта рисков, прогнозируемые результаты и планируемые продукты проекта. Показаны результаты предварительного исследования образовательной среды школ-участников, выявлено наличие «карьерного» или «догматического» характера среды, обоснован ориентир на формирование творческой образовательной среды. Описаны интересные находки формирования новой среды в проектах ярославских школ на уровнях образовательной и организационной подсистем, изменения в предметно-пространственной среде школы, предложения в ресурсный методический пакет проекта. Показаны перспективы и количественные показатели его реализации в Ярославской области.

Ключевые слова: личностный потенциал, развитие личностного потенциала, проект, риски проекта, компетенции XXI века, социально-эмоциональное и когнитивное развитие, компетентностный, ценностно-синергетический, системно-деятельностный, средовой, метапредметный подходы.
От обоснования проблемы к целевым установкам проекта
В настоящее время в Ярославской области создаётся инновационный комплекс, в который входят научные лаборатории, региональные инновационные, базовые и стажировочные площадки, сетевые проекты и программы, профессиональные объединения и экспертные сообщества [11]. В регионе реализуется ряд проектов, позволяющих эффективно влиять на изменение образовательной среды, предметных, метапредметных и личностных результатов образования [1].

Ярославская область является неоднократным победителем конкурсов на получение федеральных субсидий, в том числе по программам «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом» [3], «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях» [16]. Ярославский регион одним из первых в России разработал концепцию создания региональной сети школьных информационно-библиотечных центров (ШИБЦ), что позволило объединить методические ресурсы системы образования региона в единый информационный цифровой ресурс [18]. В рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребёнка» создаются условия для повышения доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ [4, 6, 15].

На повышение образовательной результативности направлены такие региональные проекты, как «Родительская академия „Родитель+“», «Медиация: распространение восстановительной практики в работе с несовершеннолетними детьми», «Мультикультурность: компетентность современного человека» [14]; а также губернаторские проекты «Школа открытий.76» и «Школьный спорт.76», направленные на создание новых условий для формирования у обучающихся инженерных компетенций и мотивации заниматься спортом.

На повышение уровня профессионального мастерства педагогов, престижа и результативности деятельности муниципальных методических служб, создание условий для развития молодых педагогов, сопровождение профессиональных педагогических сообществ направлен региональный проект «Развитие кадрового потенциала системы образования Ярославской области» [2, 13]. В рамках проекта действует региональная лаборатория «Метапредметные компетенции педагога», результатом деятельности которой является разработка и апробация программ формирования метапредметных компетенций педагогов и устранения их дефицитов в условиях дополнительного профессионального образования [12].

Второе полугодие 2018 года для Ярославской области ознаменовано установлением тесного сотрудничества с Благотворительным фондом «Вклад в будущее» Сбербанка России и запуском регионального проекта «Реализация комплексной программы по развитию личностного потенциала» (функциональный заказчик: Департамент образования Ярославской области, оператор: региональный Институт развития образования).
Большое значение для реализации данного проекта имеет метапредметный подход
Цель проекта: создание условий для проектирования, внедрения и функционирования комплексной программы развития личностного потенциала участников образовательного процесса.

Задачи проекта:
1
Обеспечить на базе регионального ИРО организационно-педагогические условия для повышения готовности управленческой и педагогической команд образовательных организаций к реализации комплексной программы развития личностного потенциала у субъектов педагогического процесса.
2
Выработать механизмы методического сопровождения образовательных организаций Ярославской области — участников проекта — на этапе проектирования и реализации идей по созданию личностно-развивающей среды.
3
Создать, внедрить и распространить оригинальные педагогические практики социально-эмоционального и когнитивного развития обучающихся в условиях региональной системы образования.
От методологических подходов к инновационным идеям проекта
В результате анализа опыта, накопленного в Ярославской области, были определены 12 общеобразовательных организаций, которые стали участниками проекта в 2018/2019 году. Часть школ-участников уже являются носителями опыта по когнитивному развитию обучающихся и на определённом этапе реализации проекта движутся по своему «продвинутому» маршруту (аккумулируют и передают другим организациям опыт, выступают экспертами и др.). В проект также включены образовательные организации, участвующие в региональных программах и проектах по вопросам: повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях; повышения доступности дополнительного образования; создания сети служб медиации, сети ШИБЦ. Включены также участники апробации метапредметных компетенций педагогов.

Работа над проектом позволила выявить ряд рисков его реализации:

  • повышение стоимости привлекаемых ППК и мероприятий в рамках проекта;
  • отказ в период прохождения ППК или после их прохождения образовательными организациями от участия в проекте;
  • низкая мотивация к включению в проект педагогического коллектива общеобразовательной организации;
  • недостаточная связь между проектами управленческой и педагогической команд;
  • нереализация проектов личностно-развивающей образовательной среды в образовательной практике образовательной организации;
  • невозможность обеспечения учебно-методическими материалами всех участников проекта;
  • невыполнение количественных показателей по проекту, обозначенных в трёхстороннем соглашении о сотрудничестве, и др.

Наличие рисков у такого масштабного проекта — совершенно нормальное явление. Их осознание помогает проектной команде правильно выстроить стратегию управления ими. В этом случае риски не превратятся в угрозы и препятствия на пути к достижению результатов и при подготовке продуктов проекта.

Командой проекта определены основные прогнозируемые результаты и планируемые продукты, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Результаты и продукты проекта «Реализация комплексной программы по развитию личностного потенциала»

Одной из результативных характеристик проекта являются его количественные показатели (табл. 2).

Таблица 2

Количественные показатели реализации проекта «Реализация комплексной программы по развитию личностного потенциала»

Отметим, что проект «Реализация комплексной программы по развитию личностного потенциала», реализуемый в 2018—2019 гг. в Ярославской области, уже имеет результаты как на уровне содержания, так и на уровне организации деятельности по проекту.

По данным исследования, проведённого по методике В. А. Ясвина, образовательная среда в школах Ярославской области в основном носит «карьерный» или «догматический» характер. Данный тип среды ставит перед педагогами и обучающимися установку на достижение целей и высоких результатов, но характеризуется преобладанием авторитарных методов, жёсткой дисциплины, соблюдением традиций и правил, формирует зависимость ребёнка от оценки. Причём часто в ответах педагогов среда определяется как свободная и активная, а по ответам учеников — как зависимая и пассивная. Вероятно, педагоги искренне считают творческой среду, которая таковой не является. Внедрение новых методов, приёмов и способов в образовательную деятельность вызывает у педагогического коллектива школ сопротивление и тревогу, что не позволяет им дать адекватную оценку реальному положению дел. Всё это тормозит личностное развитие обучающихся.
Наличие рисков у такого масштабного проекта — нормальное явление

В Ярославле были реализованы следующие наиболее интересные подходы для формирования творческой образовательной среды.

В образовательной подсистеме школы. На уровне обучающихся:

  • предоставление возможности обучаться в разновозрастных сообществах, самостоятельно выбирать творческие мастерские, студии, лаборатории, мини-курсы;
  • формирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных карт успеха детей;
  • создание условий для проектной, исследовательской и творческой деятельности в специальных кабинетах, лабораториях, мастерских;
  • создание в школе службы тьюторства и наставнического движения «Дети учат детей»;
  • формирование системы профессиональных проб, новых условий для подготовки детей к профессиональному и жизненному самоопределению, приобретению опыта социальной самореализации; взаимодействия с миром взрослых.

На уровне педагогов:

  • создание профессиональных и обучающихся сообществ педагогов, сетевых, детско-взрослых сообществ, новых (метапредметных) коопераций педагогов по вопросам достижения личностных и метапредметных результатов образования;
  • разработка новых учебных программ и дидактических материалов по развитию у обучающихся социально-эмоционального интеллекта и когнитивных компетенций; интеграция модулей по данным вопросам в действующие рабочие программы;
  • разработка и проведение интегрированных и профильных уроков, тематических занятий, онлайн-проектов, в том числе с разновозрастными группами обучающихся и на базе социальных партнёров;
  • формирование программы собственного саморазвития, в том числе позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня тревожности, профессионального выгорания; формирование «ситуации успеха» на основе освоения метапредметных компетенций и новых личностных качеств;
  • активизация участия в обучающих мероприятиях и курсах повышения квалификации по вопросам формирования ЛРОС, 4К, СЭ и КР.

На уровне родителей:

  • активизация деятельности общественных советов (управляющий совет, совет отцов, родительский клуб);
  • привлечение родителей к независимой оценке качества образования;
  • создание условий для профессиональной педагогической поддержки семей в трудных жизненных ситуациях и др.

В организационной подсистеме школы (на уровне управления образовательной организацией):

  • обеспечение изменений в управленческой политике: осуществление обучения управленческих команд; проведение управленческих консилиумов, аналитических сессий, проблемных советов, экспертных комиссий, метапредметных методических объединений и других форм развития коллективного управления;
  • осуществление инновационных структурных изменений: организация блока дополнительного образования на базе школы, создание школьных служб медиации, центров внеурочной работы по развитию творческой, проектной и исследовательской деятельности (например, «Территория творчества и открытий»);
  • создание условий для проектного управления, а также реализации проектов, направленных на развитие предметно-пространственной образовательной среды организации;
  • проведение пиар-кампаний по формированию и продвижению бренда «Школа успеха»;
  • расширение потенциала социального партнёрства и сетевого взаимодействия с другими организациями;
  • совершенствование системы стимулирования педагогов к творческой деятельности, саморазвитию на основе показателей качества образования и профессиональных дефицитов;
  • проведение систематического мониторинга уровня развития личностного потенциала участников образовательного процесса, интеграция критериального и формирующего оценивания в урочную и внеурочную деятельность школы, включение в оценочную деятельность родителей и школьников.

Изменения в предметно-пространственной среде школы:

  • обеспечение многофункционального зонирования учебного пространства школы;
  • создание мобильных лабораторий для организации исследовательской деятельности, кабинетов проектной деятельности, мобильных зон для демонстрации продуктов детского творчества;
  • формирование зон для пользования сетью Wi-Fi и информационно-библиотечными ресурсами, проведения буккроссинга и др.;
  • оформление пространства рекреаций для общения, коммуникаций с помощью надписей на стенах, QR-кодирование фотографий, картин в коридорах школы; создание стены психологической разгрузки для детей (грифельная стена, маркерная стена и др.);
  • создание зоны для психологической разгрузки и отдыха педагогов;
  • формирование офисной системы школы для повышения уровня навигации и информирования о деятельности школы;
  • создание ландшафтных проектов по оформлению территории вокруг школы и проектов оформления фасада здания школы.

Участники ярославских проектов предложили также создать ресурсный методический пакет проекта, в который могут войти:

  • методический кейс учителей-предметников по применению в образовательном процессе методик социально-эмоционального и когнитивного развития обучающихся;
  • методический кейс по продвижению бренда личностно-развивающей образовательной среды «Школа успеха»;
  • методический кейс по организации интенсивных курсов по выбору обучающихся;
  • методический кейс по разработке индивидуальных учебных планов и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
  • комплект программ внеурочной деятельности со встроенным курсом личностного развития детей;
  • программы работы службы школьной медиации;
  • пакет методик развития устойчивой самооценки, снижения уровня тревожности у педагогов;
  • материалы внутренней экспертизы личностно-развивающей среды школы (описание, результаты, сценарии, наблюдения, впечатления и др.).
Часто в ответах педагогов среда определяется как свободная и активная, а по ответам учеников — как зависимая и пассивная

Кроме того, на уровне организации деятельности по проекту проведена работа, позволяющая выстраивать стратегию и тактику его продвижения:

  • составлена проектная документация, подписано соглашение между Департаментом образования Ярославской области и Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее»;
  • совместно с Московским городским педагогическим университетом (МГПУ) разработана ППК «Социально-эмоциональное и когнитивное развитие ребёнка в условиях реализации ФГОС»;

обучено (совместно с Благотворительным фондом «Вклад в будущее» и МГПУ) 56 управленцев из образовательных организаций — участников проекта (из них 8 сотрудников ИРО);

  • подготовлена команда тренеров эмоционального интеллекта из состава сотрудников ИРО (проведён модельный тренинг, совещания тренеров);
  • организована (совместно с благотворительным фондом, МГПУ и ВШЭ) первая сессия обучения 113 участников педагогического модуля по ППК «Социально-эмоциональное и когнитивное развитие ребёнка в условиях реализации ФГОС»;
  • каждой управленческой командой организаций — участников проекта проведена (совместно с благотворительным фондом и МГПУ) защита своего проекта ЛРОС — 12 проектов;
  • внедрена система организационно-методического сопровождения участников проекта: разрабатывается система кураторского сопровождения, формируется сообщество «Развитие личностного потенциала», проводятся организационные вебинары;
  • проведены научно-практические конференции: «Современные тренды образовательной политики: куда развиваться школе», «Образовательные тренды в содержании образовательных программ для развития навыков XXI века»;
  • представлены первые результаты проекта на Международном московском салоне образования (ММСО), на международном форуме «Евразийский образовательный диалог» (г. Ярославль);
  • установлены деловые отношения с коллегами г. Калуги (вторым пилотным регионом реализации комплексной программы).
Заключение
Завершая статью, отметим наиболее интересные инновационные идеи, которые в будущем предстоит реализовать проектной команде: создание системы кураторского и фасилитационного сопровождения специалистами ИРО всех участников проекта; создание условий для деловой коллаборации среди специалистов ИРО, участвующих в проекте (уже реализуется через объединение в пары для проведения тренингов, публикаций, объединение во временные группы для участия в конференциях и др.); проведение конкурса педагогических инноваций в области социально-эмоционального и когнитивного развития; проведение итоговой конференции, посвящённой анализу результатов реализации проектов; создание описательных моделей ЛРОС и многомерной модели реализации проекта на основе кластерного подхода.
Литература
1. Груздев М. В., Золотарёва А. В. Модель формирования образовательного комплекса региона // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 5. С. 8−13.
2. Золотарёва А. В. Профессиональное развитие кадров региональной системы образования на основе комплекса оценочных процедур // Образовательная панорама. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. № 1(7). С. 6−14.
3. Золотарёва А. В. Региональный институт развития образования в системе государственной образовательной политики // Дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2016. № 3. С. 69−76.
4. Золотарёва А. В., Евладова Е. Б. Организация дополнительного и неформального образования детей в образовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях: учебно-методическое пособие. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. 182 с.
5. Каган М. С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. 328 с.
6. Концепция и модели повышения доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ: монография / под ред. А. В. Золотарёвой и др. Ярославль: ЯГПУ, 2018. 483 с.
7. Кораблёва А. А. Структура и характеристики толерантной образовательной среды // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 1. Т. II (Психолого-педагогические науки). С. 44−48.
8. Кузьмина С. В., Власихина Н. В. Развитие личностного потенциала студента с позиции компетентностного подхода // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 3(1). С. 26−32.
9. Леонтьев Д. А. Личностное в личности. Личностный потенциал как основа самодетерминации [Электронный ресурс]. Доступен по ссылке.
10. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 680 с.
11. Лобода И. В. Развитие образования — одна из основных точек роста Ярославской области // Российское образование. 2019. № 3. С. 2.
12. Метапредметные компетенции педагога: монография / под ред. А. В. Золотарёвой. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. 320 с.
13. Методическое сопровождение развития кадрового потенциала: методические рекомендации / С. М. Полищук и др.; под общ. ред. А. В. Золотарёвой. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. 107 с.
14. Назарова И. Г., Чиркун О. В. Медиация как инструмент перехода школ в эффективный режим работы: методические рекомендации / И. Г. Назарова, О. В. Чиркун. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. 95 с.
15. Обновление содержания и технологий дополнительного образования детей на основе принципов сетевого взаимодействия, неформального и информального образования: коллективная монография / под ред. А. В. Золотарёвой. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. 418 с.
16. Педагогические стратегии улучшения качества преподавания в школе. Дневник обучающегося педагога: учебное пособие / С. М. Полищук, О. В. Тихомирова; под общ. ред. А. В. Золотарёвой. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. 52 с.
17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
18. Создание региональной сети информационно-библиотечных центров общеобразовательных организаций: методические рекомендации / С. В. Карастелина и др.; под ред. А. В. Золотарёвой. Ярославль: ГАУ ЛДПО ЯО ИРО, 2016. 85 с.
19. Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырёхмерное образование: компетенции, необходимые для успеха [Текст] / Чарльз Фадель, Майя Белик, Берни Триллинг; [пер. с англ.]. М.: Точка, 2018. 240 с.
20. Формирующее оценивание в школе: учебное пособие / Н. В. Бородкина, О. В. Тихомирова; под общ. ред. А. В. Золотарёвой. 3-е изд., перераб. и доп. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. 118 с.
21. Ходякова Н. В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно развивающих образовательных систем: дис. … доктора педагогических наук: 13.00.01 / Н. В. Ходякова. Волгоград, 2013. 465 с. Доступен по ссылке.
22. Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении: научно-методическое пособие / А. В. Хуторской. М.: Эйдос; Институт образования человека, 2012. 227 с.
Developing personality potential: launching a project in the yaroslavl region
  • Angelina V. ZOLOTAREVA
    Doctor of Education, Professor, Rector of SAI APE of the Yaroslavl Region "Educational Development Institute", (16, Bogdanovicha ul., Yaroslavl, 150 014, Russian Federation).
  • Albina A. KORABLEVA
    Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Center for Project Support, SAI APE of the Yaroslavl Region "Educational Development Institute", (16, Bogdanovicha ul., Yaroslavl, 150 014, Russian Federation).
  • Irina V. LOBODA
    Director of the Department for Education of the Yaroslavl Region, (7, Sovetskaya ul., Yaroslavl, 150 000, Russian Federation).
Abstract
This article describes the methodological background, target and content-related checkpoints of the regional project "Implementation of the Comprehensive Program for the Development of Personality Potential" in the Yaroslavl region. The authors present the specific features of the innovation complex of the region, which includes scientific laboratories, regional innovation, basic and internship sites, network projects and programs, professional associations and expert communities ensuring the development of the regional education system. The impact of federal and regional projects on improving the quality of subject, metasubject and personal educational results is shown. The article describes prerequisites for cooperation between the Department for Education of the Yaroslavl region and the Charitable Foundation "Investment to the Future", Sberbank of Russia, in implementing a comprehensive program to develop the personality potential of participants in the educational process, and identifies a number of contradictions addressed in the program of joint activities. The methodological approaches underlying the project are substantiated: competence-based, value-synergetic, systemic activity-based, environmental and meta-subject. 12 general education institutions of the Yaroslavl region involved in the project are presented; possible risks for further effective management are analyzed, the risk map, expected results and planned project products are shown. Results of a preliminary study of the educational environment in the participating schools are shown, the presence of "career" or "dogmatic" nature of the environment is identified, focus on shaping a creative educational environment is justified. The article demonstrates interesting ideas used to form a new environment in the projects of Yaroslavl schools at the levels of the educational and institutional subsystems, changes in the object-spatial environment of the school, suggestions to the resource methodological pack of the project. The prospects and quantitative parameters of its implementation in the Yaroslavl region are shown.

Key words:
personality potential, personality potential development, project, project risks, competencies of the 21st century, socio-emotional and cognitive development; competence-based, value-synergetic, systemic activity-based, environmental, meta-subject approaches.
References
1. Gruzdev, M. V. & Zolotareva, A. V. (2015). A model of formation of the regional educational complex. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 5, 8. (in Russ.).
2. Zolotareva, A. V. (2017). Staff professional development in the regional educational system based on the complex of assessment procedures. Educational Panorama, 1(7), 6−14. (in Russ.).
3. Zolotareva, A. V. (2017). Regional institute of education development in the system of state education policy. Additional Pedagogical Education, 3, 69−76. (in Russ.).
4. Zolotareva, A. V., & Yevladova, Е. B. (2017). Providing supplementary and non-formal education for children in educational institutions operating in adverse social context. Yaroslavl: SAI APE YR Educational Development Institute. (in Russ.).
5. Kagan, M. S. (1974). Human activity: (System analysis experience). Moscow: Politizdat. (in Russ.).
6. Zolotareva, A. V., Baiborodova, L. V., & Ansimova, N. P. (Eds.). (2018). The concept and models of increasing availability of supplementary general educational programs. Yaroslavl: Yaroslavl State Pedagogical University Press. (in Russ.).
7. Korableva, А. А. (2014). Structure and characteristics of the tolerant educational environment. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. Series of Works: psychology and education, 1, 44−48. (in Russ.).
8. Kuzmina, S. V., & Vlasikhina, N. V. (2013). Development of a student’s personality potential from the point of view of the competence approach. Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod, 3(1), 26−32. (in Russ.).
9. Leontiev, D. А. (2009, April 11). Personal in personality. Personality potential as the basis for self-determination. Psychology-online.net. Retrieved from: www.psychology-online.net/39/. (in Russ.).
10. Leontiev, D. А. (Ed.). (2011). Personality potential: structure and diagnostics. Moscow: Smysl. (in Russ.).
11. Loboda, I. V. (2019). Education development as one of the main points of growth in the Yaroslavl region. Russian Education, 3, 2. (in Russ.).
12. Zolotareva, A. V. (Ed.). (2018). Meta-subject competence of the teacher. Yaroslavl: SAI APE YR Educational Development Institute. (in Russ.).
13. Polishchuk, S. М., Tikhomirova, О. V., Kuprianova, G. V., Naumova, О. N., & Patokina, Е. А. (2016). Methodological support of human resource development: methodological guidelines. In А. V. Zolotareva (Еd.), Yaroslavl: SAI APE YR Educational Development Institute. (in Russ.).
14. Nazarova, I. G., & Chirkun, O. V. (2017). Mediation as a tool for the school transition into an effective mode of operation: methodological guidelines. Yaroslavl: SAI APE YR Educational Development Institute. (in Russ.).
15. Abukulova, K. N., Bakanova, N. N., Bogomolov, Yu. V., Vaganova, N. V., Vlasova, M. D., Voronova, M. E., & Garbar, S. A. (2016). Updating the content and technologies of supplementary education for children based on the principles of networking, non-formal and informal education. In Zolotareva, А. V. (Ed.). Yaroslavl: SAI APE YR Educational Development Institute. (in Russ.).
16. Polishchuk, S. М., & Tikhomirova, О. V. (2017). Pedagogical strategies for improving teaching quality in school. Diary of a learning teacher. In А. V. Zolotareva (Ed.). Yaroslavl: SAI APE YR Educational Development Institute. (in Russ.).
17. Rubinstein, S. L. Basics of general psychology. St. Petersburg: Piter. (in Russ.).
18. Karastelina, S. V., Potekhin, N. V., & Smirnova, A. N. (2016). Developing a regional network of information and library centers in general education institutions. In А. V. Zolotareva (Ed.). Yaroslavl: АSAI APE YR Educational Development Institute. (in Russ.).
19. Fadel, C., Bialik, M., & Trilling, B. (2018). Four-dimensional education: the competencies learners need to succeed. Moscow: Tochka. (in Russ.).
20. Borodkina, N. V., & Tikhomirova, O. V. (2018). Formative assessment in school. In А. V. Zolotareva (ed.). Yaroslavl: SAI APE YR Educational Development Institute. (in Russ.).
21. Hodyakova, N. V. (2013). Situational-environmental approach to the design of personality developing educational systems. Doctoral Dissertation. Volgograd. (in Russ.).
22. Khutorskoy, A. V. (2012). Meta-subject approach in learning: scientific and methodological guide. Moscow: Eidos. (in Russ.).
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!