SCHOOLS'N'SKILLS. ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Личностное пространство ученика
Управление проектированием и реализацией условий становления
DOI 10.22394/2078−838Х−2020−2−100−105
Алексей Николаевич МОКРУШИН
директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Калуги (248 025, РФ, Калуга, ул. Тарутинская, д. 70).
Аннотация
Статья посвящена вопросу проектирования школьной среды как фактора становления личностного пространства школьника. Предпринята попытка определения понятия личностного пространства в контексте конкретной школы, анализа первых шагов в рамках формирования личностно-развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе. Сформулированы подходы и принципы проектирования и реализации условий, способствующих становлению личностного пространства каждого школьника.


Ключевые слова: Личностное пространство, образовательная среда, личностно-развивающая образовательная среда, проектирование, условия.
Введение
Понятия «личностное пространство», «образовательная среда» имеют множество трактовок и определений. Это связано прежде всего с тем, что данные понятия являются предметом изучения различных наук (философии, психологии, педагогики, социологии) и междисциплинарных направлений.

Обратимся к понятию «личностное пространство». Н. Н. Мозговая рассматривает личностное пространство как «интегративное психологическое образование, являющееся результатом развития субъектности личности и обеспечивающее ее неприкосновенность, сохранение идентичности, возможность самопрезентации, защиты себя от манипулятивного и любого другого негативного воздействия других лиц» (Мозговая, 2010, c. 137). В более широком смысле личностное пространство школьника понимается как «поле жизнедеятельности и жизнетворчества ребенка, обусловливающее развитие его личности на основе присвоения гуманистических ценностей, обретения личностных смыслов, познания окружающего мира и преобразования себя в атмосфере благоприятного личностного взаимодействия субъектов педагогического процесса» (Кондратьева, 2005). В литературе можно встретить понятие психологического пространства личности, которое некоторые исследователи отождествляют с личностным пространством. Психологическое пространство личности описывается как «субъективно значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека. Оно включает в себя комплекс физических, социальных и чисто психологических явлений, с которыми человек себя отождествляет (территорию, личные предметы, социальные привязанности, установки)» (Нартова-Бочавер, 2005, с. 98). Еще один подход определяет личностное пространство как «систему значимых объектов и условий окружающей среды, а также моделей человеческого опыта и взаимодействия между людьми. Эта система возникает в результате деятельности человека, обусловленной индивидуально значимыми ценностными категориями его духовного бытия» (Дерябин & Дерябина, 2011, c. 133).
Обобщая приведенные формулировки, можно выделить два важных, на наш взгляд, аспекта, которые в той или иной мере находят отражение во всех определениях: личностная значимость объектов окружающего мира и отношений, а также обусловленные этим деятельность и поведение человека. Таким образом, личностное пространство ученика нами рассматривается как совокупность объектов, явлений окружающего мира, личностно-значимых для него, и обусловленная этой совокупностью деятельность школьника по освоению жизненного пространства.

В своей работе мы придерживаемся определения образовательной среды, сформулированного В. А. Ясвиным, и понимаем его как «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» (Ясвин, 2001, с. 14). В контексте данного определения важно отметить, что образовательная среда существует всегда, а ее воздействие может быть как хорошо продуманным, планируемым, осознанным, так и ситуативным, спонтанным, малоуправляемым. Каждая управленческая команда вкладывает свое понимание в определение среды и выстраивает в соответствии с этим пониманием свою работу. На наш взгляд, ключевым является вопрос о том, на формирование какой личности направлена конкретная образовательная среда, какие возможности она создает для развития личности и каким является этот процесс: целенаправленным или случайным.
Но даже если работа по созданию образовательной среды ведется системно и целенаправленно, проектируемые условия и возможности могут не привести к желаемому результату, не стать востребованными. Каждый участник образовательных отношений попадает под влияние образовательной среды, однако ключевую роль играет степень этого влияния. Чтобы проектируемые изменения достигли цели, необходимо активное включение в деятельность по формированию и преобразованию среды всех участников образовательных отношений с целью создания условий для интеграции образовательной среды как значимой части личностного пространства. В таком случае можно будет говорить о том, что формируется личностно-развивающая образовательная среда, которую мы рассматриваем как институционально ограниченную совокупность возможностей (возникающих под влиянием педагогически спроектированных организационно-технологических и пространственно-предметных условий, а также случайных факторов) для развития личности школьников в контексте событийного взаимодействия членов школьного сообщества.

Таким образом, можно констатировать, что образовательная среда является более широким понятием, чем личностное пространство, которое аккумулирует в себе личностно-значимые элементы среды, выстраивая в соответствии с ними свою жизнедеятельность. С данной позиции задача школы ¾ наполнить среду содержанием, в котором каждый ученик, родитель, учитель сможет обрести собственное личностное пространство. В этом случае появляется возможность управлять процессом развития личности более эффективно.
Экспертиза
Разрабатывать проект по созданию личностно-развивающего образовательного пространства мы начали с экспертизы школьной среды. Мы применяли методики «Программно-диагностического комплекса для обеспечения процесса экспертно-проектного управления инновационным развитием образовательных учреждений» (Ясвин, Рыбинская, Белова, & Дробнов, 2013), в частности, использовалась методика экспертизы школьной среды. В экспертизе приняли участие все участники образовательных отношений: учащиеся, учителя, родители.

Результаты первичной экспертизы показали, что разные категории участников образовательного процесса по-разному воспринимают существующую школьную среду. Одной из важных качественных характеристик образовательной среды является ее модальность, которая отражает, в какой мере данная среда является ресурсом для ученика (наличествуют или отсутствуют условия и возможности для развития активности ребенка и его личностной свободы). С этой позиции можно говорить о карьерном, догматическом, творческом и безмятежном типах образовательной среды.
Образовательная среда существует всегда, а ее воздействие может быть как хорошо продуманным, планируемым, осознанным, так и ситуативным, спонтанным, малоуправляемым
Безусловно, в «чистом» виде ни один из вышеперечисленных типов среды не существует. Однако преобладание того или иного типа прослеживается отчетливо. Результаты экспертизы показали, что с точки зрения детей и родителей в школьной среде в основном преобладает «карьерный» характер (55,9%) при небольшой доле «творческой» составляющей (24,6%); по мнению учителей, преобладает «творческий» (43,98%) и «карьерный» (39,35%) характер школьной среды; администрация школы видит преобладание «карьерного» (37,1%) и «догматического» (32,9%) типов. Преобладание «карьерного» характера среды в восприятии детей и родителей может говорить о том, что при достаточно высокой степени личной активности образовательная среда не является частью личностного пространства ученика, родителя, а служит только средством достижения цели. Еще одним аргументом в пользу системных изменений и преобразования существующей образовательной среды являются значительные отличия в ее восприятии разными категориями участников образовательных отношений.

Среди количественных характеристик среды наименее выраженными оказались: безопасность (в отношениях с другими учащимися, сверстниками и старшими; в отношениях с учителями, администрацией школы и другими носителями институциональной власти; в отношениях с внешней средой обитания), устойчивость (стабильность среды во времени), когерентность (согласованность влияния на личность конкретной среды с влиянием других факторов), эмоциональность (соотношение эмоционального и рационального компонентов), интенсивность (насыщенность среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления).
Полученные результаты с высокой долей вероятности позволяют нам говорить о том, что, с одной стороны, в личностном пространстве учащихся существующая образовательная среда не играет значимой роли, с другой стороны, сама образовательная среда не обладает необходимыми условиями и возможностями для того, чтобы влиять на школьников, не только формируя предметные результаты, но и развивая личностную сферу.
Проектирование
Основываясь на результатах экспертизы, мы приступили к проектированию личностно-развивающей образовательной среды. При этом мы осознавали риски. Ведь нередко в школе, не считающей создание личностно-развивающей образовательной среды приоритетом, вырастают высоконравственные выпускники. И наоборот, выпускники школы, педагогический коллектив которой вложил в создание личностно-развивающей образовательной среды все свое мастерство и силы, могут демонстрировать весьма снисходительное отношение к нормам т. н. «человеческого общежития». На наш взгляд, эффективность становления личностного пространства ученика в рамках проектируемой личностно-развивающей образовательной среды зависит от ряда условий, ценностных оснований, на которых строится среда. Эти условия ¾ фундамент грядущих преобразований в нашей школе. Рассмотрим их.
Задача школы ¾ наполнить среду содержанием, в котором каждый ученик, родитель, учитель сможет обрести собственное личностное пространство
Одним из главных факторов, по нашему мнению, является безусловное принятие ребенка со всеми его личностными особенностями (подчеркиваем: особенностями, а не преимуществами и недостатками) и выстраивание деятельности на основе отношения к ученику как к человеку, личности. «Человек меняется не от манипуляций, которые с ним проделывают, не от воздействий, а только от собственных душевных движений, возникающих в его отношениях с людьми» ¾ слова С. Л. Соловейчика, лучше других отражающие сущность данного условия (Соловейчик, 2018, с. 121). Вся наша деятельность, содержательная сторона всех событий и мероприятий должны находить отклик в душе ребенка, быть «пропитанными» уважением и доверием к личности ученика. Триединая формула планируемых нами действий по созданию личностно-развивающей образовательной среды состоит из обеспечения условий для становления сознания ¾ деятельности ¾ отношения, заключается в движении от когнитивной составляющей через компетентностную к эмоционально-личностной. Казалось бы, нет противоречий ¾ во все времена отечественная школа декларировала приоритет гармонично развитой личности. Но в том-то и дело, что «декларировала»: сложилась привычка искренне не замечать уникально-личностное в привычном господстве утилитарных смыслов индустриального, постиндустриального периодов развития отечественного образования.
В свою очередь, личность, с ее ярко выраженной индивидуальностью, уникальным набором психических свойств, может быть выращена только педагогом, являющимся не менее яркой личностью. Для формирования личностного пространства ребенка и его личностных качеств необходим пример в лице взрослого, способного к сомнению и рефлексии, имеющего жгучую потребность в развитии, внутреннюю готовность к преодолению собственных дефицитов, в том числе профессиональных. Если исключить эмоциональность, то мы получим частичный свод требований, предъявляемых к педагогу профстандартом. Но еще больше этого требует от «специалиста по ребенку» сам ребенок, который лучше всякого взрослого видит и улавливает сущность мотивов, поступков и действий. Принципиально важным является пример педагога. Постулирование данного условия не противоречит, на наш взгляд, существующим требованиям к профессиональным качествам педагога, а скорее подчеркивает его важность, актуальность. Личность педагога является тем решающим фактором, от которого зависит успешность деятельности всей школы. «Дети становятся лучше или хуже не сами по себе, а в зависимости от того, что происходит с нами. Лучше становимся мы, лучше становятся дети» ¾ снова находим подтверждение наших предположений в словах С. Л. Соловейчика (Соловейчик, 2018, с. 109). Только в том случае учитель сможет войти в личностное пространство ученика, стать его частью, когда ученик увидит и почувствует, что рядом с этим учителем он в безопасности, что он, ученик, интересен учителю, что учитель прежде всего человек, который своей деятельностью показывает пример личностного саморазвития и совершенствования.
«Вместе» и «Преобразование»
Личность ¾ субъект социокультурной жизни, который формируется в череде запланированных и спонтанных событий. В контексте развития нашей школы это значит, что необходимо создать такие условия для раскрытия способностей и задатков ребенка в виде «образовательных событий», которые бы обладали потенциалом целенаправленного личностного совершенствования. Речь идет об индивидуализации возможностей образовательной среды для каждого ребенка ¾ известной трудности массовой школы. Нами осознана необходимость поиска оригинальных решений по формированию субъектного опыта учащихся, основанного на их личном выборе и ответственности за него, на опыте экспертной оценки и конструктивной критики, на творческом поиске, общении и созидании. В качестве эффективного решения мы спроектировали динамическую систему разноуровневых образовательных и воспитательных событий, направленных на личностное образование и развитие субъектов, включенных в них.

Это направление названо «Вместе!». В названии ¾ сгусток смысла планируемых действий: «вместе» ¾ значит вместе с детьми, родителями, учителями. «Вместе» означает не просто факт физического присутствия, но и «со-вместность», «со-бытийность», «со-творчество», «со-участие», «со-переживание». Планируется комплекс мероприятий, в которых может поучаствовать каждый желающий, независимо от возраста, класса, статуса. Главным условием участия является интерес, поиск личностно значимого. Принципиально значимо участие в мероприятии с «нулевой» отметки, т. е. начиная с планирования, содержательного наполнения, подбора ролей, механизмов, правил и т. д. Так мы надеемся решить непростую средовую задачу: наполнить образовательное пространство событиями, значимыми для каждого адресата-участника, в конечном итоге это поможет нашим учащимся обрести в школьной среде свое личностное пространство. При этом мероприятие становится, с одной стороны, событием для конкретной личности, с другой, со-бытием взрослых и детей. В данном случае уместно говорить об активном личностном пространстве, которое подразумевает возможность участия в его созидании, а также возможность встреч с новыми людьми, объектами, явлениями, высокой вероятностью возникновения случая, который может возбудить личный интерес участников взаимодействия к происходящему.
Детско-взрослые сообщества, возникающие неформально и целенаправленно, должны влиться в школьное управление
В тесной взаимосвязи с предыдущим условием находится следующее: при проектировании образовательной среды ученик должен иметь возможность стать субъектом планируемых преобразований. Это условие продиктовано в том числе тем, что одним из требований к выпускнику школы является способность не только быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающего мира, но и преобразовывать этот мир, пространство и среду, в которой человек существует. Такая возможность появляется в том числе за счет системы мероприятий «Вместе!», описанной выше.

Еще одним средством обеспечения реализации названного условия является ежегодный школьный конкурс «Преобразование», каждый участник которого может стать соавтором проектов обновления предметно-пространственной среды школы. Участие в конкурсе подразумевает презентацию идей по оформлению alma mater, а предложения, набравшие наибольшее количество голосов по итогам конкурса, найдут свое реальное воплощение в предметно-пространственной среде школы. Чтобы конкурс стал традицией, значимой частью школьной жизни, перед его первым проведением мы воплотим в жизнь идею, рожденную в обсуждении конкурса на родительском собрании: интерьерный дизайн школы приобретет тематическую зону «Лица» с размещением фотографий каждого ребенка ¾ сегодняшнего ученика школы. Так наши дети почувствуют сопричастность, принадлежность к школе, это, в свою очередь, повысит их доверие, ощущение комфорта и защищенности, а у педагогов появится дополнительный инструмент формирования школьной среды как личностного пространства ученика.
Заключение
Безусловно, реализация обозначенных планов требует изменения в управлении. Детско-взрослые сообщества, возникающие неформально и целенаправленно, должны влиться в школьное управление. Их существование создает возможности: оптимального включения всех участников образовательных отношений в процессы целеполагания; совместной творческой деятельности и реализации личностного потенциала; совершенствования межличностных и групповых отношений, возникающих в коллективе; создания ситуаций, побуждающих к рефлексии, самопознанию, самореализации каждого ребенка и взрослого. Одним из важнейших элементов управления становится анализ происходящих изменений. Для осуществления качественного процесса управления необходим постоянный мониторинг состояния школьной среды.

Сегодня мы находимся в начале пути саморазвития, но оцениваем это начало как мощный старт: состоялось принятие идеи обновления коллективом педагогов и родителей; творческой детско-взрослой командой начат процесс осмысления концепции изменений и целенаправленной подготовки методического арсенала и оргмеханизмов; уже получены обнадеживающие начальные результаты проектных решений. Механизмы обеспечения системности этого интересного метапредметного проекта и достижения конечных целей и эффектов реализации ¾ те задачи, которые предстоит решать в ближайшем будущем. Cозвездие уникальностей в школьном общежитии ¾ дети, родители и учителя, каждый из них ¾ требует другой техники. Эффективным средством решения этих задач мы считаем проектирование личностно-развивающей образовательной среды и становление в ней личностного пространства ученика.
Литература
1. Дерябин Ю. И., Дерябина В. А. Личностное пространство как образно-символическая реальность // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 4. С. 133−136.
2. Кондратьева Е. А. Культурно-образовательное пространство сельской школы как среда личностного развития школьника: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. А. Кондратьева. Ростов н/Д, 2005. 186 с.
3. Мозговая Н. Н. Личностное пространство как предмет исследования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки, 2010. № 12. С. 133−137.
4. Нартова-Бочавер С. К. Психологическое пространство личности: Монография. М.: Прометей, 2005. 312 с.
5. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех / Симон Соловейчик; авт. пред. Андрей Максимов. Москва: Издательство АСТ, 2018. 384 с.
6. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
7. Ясвин В. А., Рыбинская С. Н. Влияние характеристик школьной среды на учебные достижения учащихся // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2015. Вып. 2. Т. 15. С. 68−72.
8. Ясвин А. В., Рыбинская С. Н., Белова С. А., Дробнов С. Е. Программно-диагностический комплекс для обеспечения процесса экспертно-проектного управления инновационным развитием образовательных учреждений. Свидетельство № 2013619715 от 20.12.2013.
Student’s personal space.
Management of design and implementation process of the conditions of formation of the student’s personal space in the educational environment of school
Aleksey N. MOKRUSHIN
The Headmaster of the school № 25 (70, Tarutinskaya str., 248 025, Kaluga, Russian Federation).
Abstract
The article is devoted to school environment design as a factor in the formation of the student’s personal space. An attempt has been made to define the concept of personal space in the context of a particular school, the analysis of the first steps in the formation of person-developing educational environment in secondary school. On this basis the approaches and principles of design and implementation of conditions the realization of which will contribute to the formation of each student’s personal space have been formulated.

Keywords: personal space, school environment, person-developing educational environment, design, conditions.
References
  1. Deryabin, U. I., & Deryabina, V. А. (2011). Personal space as a figurative and symbolic reality. Current problems of Humanities and natural Sciences, 4, 133- 136. (In Russian).
  2. Коndratieva, Е. А. (2005). Cultural and educational space of rural schools as an environment for personal development of students. Doct, Diss. Russia, Rostov-on-the-Don. (In Russian).
  3. Моzgovaya, N. N. (2010). Personal space as a subject of research. Proceedings of South Federal University. Pedagogical sciences. 12, 133−137. (In Russian).
  4. Nartova-Bochaver, S. K. (2005). Psychological space of the individual. Мoscow: Prometheus. (In Russian).
  5. Soloveychik, S. L. (2018). Parenting for Everyone. Моscow: АSТ. (In Russian).
  6. Yasvin, V. А. (2001). Educational environment: from modeling to design. Мoscow: Smysl. (In Russian).
  7. Yasvin, V. А., & Rybinskaya, S. N. (2015). Influence of Characteristics of the School Enviroment for the Academic Achievements of Students. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 15(2), 68−72. (In Russian).
  8. Yasvin, V. А., Rybinskaya, S. N., Belova, S.A., & Drobnov, S. E. (2013). Software and diagnostic complex for ensuring the process of expert project management of innovative development of educational institutions. Patent RF, no. 2013619715.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!