В школе ему попадаются разные задания. Например, такое: «Ты пришёл в этот мир. Опиши, что ты почувствовал». И маленькая девочка пишет: «А что я могла почувствовать? Я только родилась». Учительница хвалит её: «Умница». Или такая задача: «Нарисуй равносторонний прямоугольный треугольник». Мама с папой доказывают, что такого в природе не существует. По крайней мере, в той геометрии, которую они изучали. К спору подключаются бабушки и дедушки. Все в один голос возмущаются: «Что за учебники пошли? С ошибками! И куда только Минпрос смотрит»?! А ребёнок в то время, пока взрослые спорят о том, как управлять системой образования, произносит замечательную фразу: «А может, это задача, у которой нет решения?»
Я верю, что этот ребёнок справится с любой задачей времени неопределенности, которая звучит по Александру Асмолову как «пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что».
Наша начальная школа сегодня лучшая в мире. Свидетельство тому — внешний взгляд, независимая оценка, которую обеспечивает международное сравнительное исследование PIRLS. Согласно этому исследованию, Россия вместе Сингапуром и Финляндией показывают лучшие результаты по чтению. Это исследование не о том, кто быстрее, не понимая смысла, читает. Оно о глубинном понимании прочитанного, об умении интерпретировать текст, находить аналогии.
Начиная с пятого класса ребёнок перестаёт задавать вопросы. С этого момента и практически до окончания средней школы его мотивация, увлеченность учёбой и вовлеченность в образовательный процесс постоянно снижаются. Учёные называют этот процесс «мотивационным оврагом». По данным Высшей школы экономики, более 25% 15-летних подростков не обладают минимальным достаточным уровнем функциональной грамотности хотя бы по одному предмету.