ВИЖУ ЦЕЛЬ
Школа, которой нет
Пётр Положевец
исполнительный директор БФ Сбербанка «Вклад в будущее»
Школа не нужна. По крайней мере, в том виде, в котором она существует сегодня.

Не потому, что учителя плохие — у нас очень много высокопрофессиональных талантливых педагогов.

Не потому, что руководители образовательных организаций некомпетентны — в стране целая армия отличных управленцев.

Не потому, что материально-техническая база устарела. Да, во многих местах давно требуется переоснащение, капитальный ремонт, новое оборудование, но и обновление видно.

Не потому, что руководители региональных систем образования не представляют, чем они руководят. У нас немало эффективно развивающихся муниципальных и региональных систем.

А потому, что школа не знает, как соответствовать быстро меняющемуся времени.

Вирусное видео рэпера Сули Брекса из Северного Лондона в 2013 году набрало десятки миллионов просмотров всего из-за одной фразы: «Я люблю учиться, но не люблю школу».

Ребёнок идет в первый класс. Ему нравится в школе. Каждый день он задает, как подсчитали учёные, около 400 вопросов. С пятницы он ждёт не дождётся понедельника, чтобы бежать в школу.
В школе ему попадаются разные задания. Например, такое: «Ты пришёл в этот мир. Опиши, что ты почувствовал». И маленькая девочка пишет: «А что я могла почувствовать? Я только родилась». Учительница хвалит её: «Умница». Или такая задача: «Нарисуй равносторонний прямоугольный треугольник». Мама с папой доказывают, что такого в природе не существует. По крайней мере, в той геометрии, которую они изучали. К спору подключаются бабушки и дедушки. Все в один голос возмущаются: «Что за учебники пошли? С ошибками! И куда только Минпрос смотрит»?! А ребёнок в то время, пока взрослые спорят о том, как управлять системой образования, произносит замечательную фразу: «А может, это задача, у которой нет решения?»

Я верю, что этот ребёнок справится с любой задачей времени неопределенности, которая звучит по Александру Асмолову как «пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что».

Наша начальная школа сегодня лучшая в мире. Свидетельство тому — внешний взгляд, независимая оценка, которую обеспечивает международное сравнительное исследование PIRLS. Согласно этому исследованию, Россия вместе Сингапуром и Финляндией показывают лучшие результаты по чтению. Это исследование не о том, кто быстрее, не понимая смысла, читает. Оно о глубинном понимании прочитанного, об умении интерпретировать текст, находить аналогии.

Начиная с пятого класса ребёнок перестаёт задавать вопросы. С этого момента и практически до окончания средней школы его мотивация, увлеченность учёбой и вовлеченность в образовательный процесс постоянно снижаются. Учёные называют этот процесс «мотивационным оврагом». По данным Высшей школы экономики, более 25% 15-летних подростков не обладают минимальным достаточным уровнем функциональной грамотности хотя бы по одному предмету.
Почему это происходит? Потому что сегодняшняя школьная программа перегружена. Границы между предметами нарезаны произвольно. Как точно заметил Салман Хан, автор книги «Весь мир — школа» и создатель сайта, где размещено более 6 тысяч учебных видео, каждый предмет заключен в отдельное гетто. Принимавшие участие в обсуждении новой версии ФГОС учителя в большинстве своем соглашались с вносимыми изменениями в действующий стандарт, но каждый второй писал, что необходимо добавить часов именно на тот предмет, который он преподаёт.

Профессор Анатолий Каспржак из Высшей школы экономики провел подобное исследование в России, проанализировав учебные программы с 1928 года по настоящее время, и практически не нашел различий.

Школа не даёт сегодня ребенку цельного представления о многосложности мира, о многояйности современного человека. Но без целостного взгляда на мир выбор будущего молодым поколением, как пишет Юваль Харари, будет осуществляться случайным образом.

Нынешнюю школу ненужной делает не классно-урочная система, не гербертианская дидактика, а то, что сегодня на уроке ученик в средней школе, по данным академика РАО Елены Казаковой, работает не больше семи минут.

Мы учим в массовой школе всех, а не каждого. В одинаковом для всех темпе. Мы определяем одинаковый уровень достижений для всех.

Георгий Щедровицкий написал в 1968 году, что педагогика вместе с управляемой ею «большой» наукой должны создать не только новую, «популярную» или «доступную» с дидактической точки зрения форму учебных знаний, но, и это главное, новое содержание, а вместе с тем новое видение объектов человеческой деятельности, новую систему «идеальных действительностей».
Четыре года назад по инициативе президента — председателя правления Сбербанка Германа Грефа был создан БФ «Вклад в будущее», у которого два главных направления деятельности — современное образование и инклюзивная среда.

Мы видим свою миссию в том, чтобы помочь людям чувствовать себя уверенными в быстро меняющемся мире, чтобы они могли отвечать на вызовы XXI века. Одним словом, мы занимаемся конструированием моделей тем самых «идеальных действительностей», о которых 50 лет назад говорил Щедровицкий.

Как готовить детей к будущему, которое будет постоянно меняться, трансформироваться, в котором функциональная неопределенность будет не сбоем, а структурной особенностью? Как готовить детей к будущему, в котором 75% профессий, существующих сегодня, уже не будет?

Видимо, в будущем нашим детям не обойтись без умения приспосабливаться к постоянным переменам, учиться новому, сохранять хладнокровие в незнакомых ситуациях. Поэтому уже сегодня одной из задач образования становится проживание учащимися множества ролей и социальных ситуаций в безопасной и привлекательной образовательной среде.

Предметный материал должен формироваться крупными смысловыми блоками с выделением ключевых понятий, которые ученики станут применять для решения возникающих сложных задач с неопределенными условиями и многовариантными решениями.

Мы в фонде создаем персонализированную модель образования, которая основана на свободном выборе учащимся своей образовательной траектории, и цифровую платформу как инструмент ее реализации.

Мы продолжаем то, что было наработано советскими, российскими и зарубежными учеными и педагогами.

Одна из математических теорий утверждает, что часть равна целому. И Гёте утверждает, что под каждой могильной плитой похоронена вся человеческая цивилизация.

Каждый из нас в этом мире великая ценность, а ребёнок вообще бесценен.

В наших силах сделать так, чтобы он вырос счастливым и был устойчивым ко всем грядущим бурям.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!