Школьный автобус
Популяризация науки
Новые форматы просветительской работы как инструмент адаптации общества к скорости изменений
Сергей Сергеевич Филиппов
руководитель дирекции популяризации Фонда инфраструктурных и образовательных программ (117 036, г. Москва, просп. 60-летия Октября, 10А).
Доступность не гарантирует интереса
Популяризация науки и технологий занимает нишу между программами дополнительного образования и корпоративными коммуникациями. Задача образовательных программ — передать набор предметных знаний, а коммуникаций — транслировать аудитории произошедшую новость. Задача же популяризации в том, чтобы объяснить контекст в соответствии с научной картиной мира, предоставить проверенную и адаптированную информацию, организовать выступления экспертов, мнению которых можно доверять, в конце концов — помочь слушателям найти мотивацию для освоения знаний.

Если раньше считалось, что знания приобретаются исключительно в школе, институте, образовательных учреждениях, то последние несколько лет вся городская среда рассматривается как образовательный ресурс. Город стал одной большой площадкой для обучения — не только школьников, а всех жителей. И для этого не обязательно идти в музей: в метро вы можете сесть в электричку, посвященную 100-летию периодической системе Менделеева; в баре — попасть на научные лекции фестиваля Science Bar Hopping, на городской площади — на публичные лабораторные Фестиваля науки, а в торговых центрах — на мастер-классы. Знание стало доступным, открытым, интерактивным.
Необходима комплексная программа популяризации естественно-научных и научно-технических знаний для общества
Казалось бы, в этих условиях повышение уровня образования, понимание роли науки, рост престижа и привлекательности научно-исследовательской работы будет происходить автоматически. Однако иметь доступ к знаниям и уметь или хотеть ими пользоваться — это совершенно разные вещи. Городская среда и Интернет сами по себе нейтральны по отношению к транслируемой информации. Они создают одинаковые условия для распространения информации научной и антинаучной. Более того, в результате быстрого развития технологий возникает разрыв между теми, кто создает инновации, и теми, кто ими пользуется. Многие пользователи уже не понимают, как устроены технологические продукты и решения, и их становится все больше. В силу дефицита времени люди склонны выбирать более простую интерпретацию событий. Довольно часто она оказывается основанной на антинаучных, мифологических построениях. Тем более что количество коммуникационных каналов и людей, претендующих на экспертную позицию, становится все больше и больше. Фактически сегодня можно найти «экспертное мнение», подтверждающее любую удобную в данный момент позицию.

Именно поэтому кроме инвестирования в городскую инфраструктуру, развития телекоммуникационных сетей важно системно развивать научно-популярные практики. Необходима комплексная программа популяризации естественно-научных и научно-технических знаний для общества.
От массовых фестивалей до научного клуба
С 2014 года Фонд инфраструктурных и образовательных программ системно развивает инфраструктуру популяризации научно-технической деятельности, поддерживает популяризаторов науки, технологий и инноваций. К ключевым задачам относятся вовлечение молодежи и студентов в сферу технологий и технологическое предпринимательство, информирование о достижениях наноиндустрии и нанотехнологий, повышение восприимчивости общества к инновациям и технологиям.

Ежегодно Фонд выступает партнером более 50 научно-технических и научно-популярных мероприятий в России. За прошедшие шесть лет более 100 компаний и организаций получили поддержку Фонда на проведение форумов, конференций, выставочных мероприятий, фестивалей, конкурсов и олимпиад. Наиболее известны среди них «Фестиваль науки 0+», «Проектория», «Неделя высоких технологий и технопредпринимательства», «Турнир трех наук», «Шаг в будущее», «Рождественские чтения НИТУ МИСиС», «Открытая лабораторная» и другие.
Задача фестиваля — привнести научный контекст в повседневную жизнь, показать, что ученые выходят из лабораторий и несут знания всем, чтобы науку и технологии обсуждали в барах с той же страстью, как кино, политику или спорт
Фонд выступает партнером конкурсов Science Slam — состязаний ученых — в различных университетах и городах России. У каждого выступающего на конкурсе есть 10 минут, в течение которых он должен ярко и просто донести до аудитории информацию о своем исследовании. Далее публика сама аплодисментами решает, чье выступление было самым интересным. В 2018—2019 гг. Фонд совместно с Ассоциацией «Science Slam Россия» организовал программу «Научный стендап» на телеканале «Россия — Культура». Каждый сезон состоял из семи телепередач, суммарно в них представили свои достижения более 60 молодых ученых.

Одним из самых необычных событий является фестиваль Science Bar Hopping. Выступления молодых ученых проходят на сценах кафе и клубов, а сами мероприятия построены таким образом, что посетители могут переходить из бара в бар, слушая, задавая вопросы, знакомясь с интересными людьми. Задача фестиваля — привнести научный контекст в повседневную жизнь и досуг россиян, показать, что ученые выходят из лабораторий и несут знания всем, кто открыт для них, чтобы науку и технологии обсуждали в барах с той же страстью, как кино, политику или спорт.
Совместно с медиакомпанией «Бумага» Фонд решился на необычный эксперимент и запустил научно-популярное YouTube-шоу «Заходит ученый в бар». Девять пилотных выпусков первого сезона доступны всем пользователям Интернета. Каждый выпуск — это встреча молодых физиков, биологов, генетиков и других ученых с популярными блогерами. Одни рассказывают о своих исследованиях, открытиях, новых технологиях и их влиянии на жизнь общества, а другие имеют возможность задавать вопросы.

В рамках фестиваля Science Bar Hopping в 2018 году состоялось 28 лекций, а в 2019 — уже 128. Пандемия 2020 года внесла коррективы в формат фестиваля: лекции естественным образом перешли в режим онлайн, к которому аудитория проекта оказалась полностью готова. При поддержке социальной сети «ВКонтакте» было проведено два пятичасовых онлайн-марафона по 5 лекций от известных ученых и экспертов, а также интервью-марафон с шестью спикерами, который провела Ирина Шихман, известный журналист.
В условиях ограничений из-за пандемии мы предложили нашему сообществу четыре новых формата: онлайн-лекции, еженедельную прямую рассылку «Что с нами будет? Письма ученых о самом важном», вебинары с автором рассылки и телеграм-чат для подписчиков. Также было выпущено 20 научно-популярных подкастов, которые можно слушать в Apple Podcasts, Google Podcasts, «Яндекс.Музыке» и во «ВКонтакте».

В целях создания неформального клуба для активистов и расширения сообщества популяризаторов Фонд стал соорганизатором Science Club, объединяющим сообщество ученых, популяризаторов и предпринимателей, которые выступали на мероприятиях Science Slam, Science Bar Hopping и на телешоу «Научный стендап» и «Заходит ученый в бар».
Новые форматы
Фонд традиционно проводит конкурсы среди российских блогеров, направленные на увеличение интереса к роли нанотехнологий в современном мире. В 2018 году Фонд инициировал среди популярных видеоблогеров конкурс «Наноразборка» на лучший научно-популярный ролик о российских инновационных предприятиях. В конкурсе участвовало девять YouTube-каналов с 5,7 млн подписчиков. Победителем по версии зрителей стал канал «Кик Обзор» с сюжетом о зеленоградском «Микроне». Экспертное жюри Фонда отметило работу канала SciOne о Нанотехнологическом центре композитов.

В следующем конкурсе «Наноразборка 2.0» приняли участие авторы шести самых популярных каналов русскоязычного сегмента YouTube, посвященных науке: «Научпок», «Химия — просто», SciOne, «Чудо Техники», «Физика от Побединского» и ThoiSoi. Они сняли сюжеты о российских нанотехнологических предприятиях. В частности, канал «Научпок» рассказал о первых российских складских роботах компании Ronavi Robotics из «ТехноСпарка». По итогам голосования победил канал «Физика от Побединского» с роликом «Катушка Тесла» об оптическом трансформаторе компании «Профотек». Суммарное число просмотров роликов «Наноразборка 2.0» в социальных сетях Facebook, «ВКонтакте» и на YouTube за две недели достигло более 1,5 млн, превысив на 50% показатель первого сезона конкурса.
Научпоп должен активнее формировать научную картину понимания мира, то есть основных блоков знания, взаимосвязей между ними, понимания терминологии, умения сформировать запрос
В 2019 году на площадке проекта «Наноразборка» стартовал новый конкурс научно-популярных российских блогеров под названием «Нанопрожарка». Он был призван подтвердить или развенчать слухи, которые сопровождают развитие наноиндустрии и с завидной регулярностью циркулируют в обществе. За дело взялись четыре топовых YouTube-канала: «Химия — просто», SciOne, «Доктор Грег» и «Физика от Побединского». Отделить правду от маркетинга им помогали анимированные видео Дмитрия Менделеева, Альберта Эйнштейна, Михаила Ломоносова и Николы Теслы.
Участники движения
Важным направлением в работе Фонда является формирование партнерских отношений с организациями, оказывающими системное влияние на формирование общественного мнения. В настоящий момент экосистема популяризации науки, технологий и инноваций состоит из нескольких больших блоков, в которых есть ядро активных «игроков» (на основании данных конкурса «Коммуникационная лаборатория», премии «За верность науке»):

Вузы: МГУ им. М. В. Ломоносова, НИТУ МИСиС, Университет ИТМО, НИУ ВШЭ, РХТУ им. Менделеева, Сколтех, СПбГУ и другие;

Институты РАН: Сибирское отделение РАН, ФИЦ «Фундаментальные основы биотехнлоогий», Красноярский научный центр СО РАН, Карельский научный центр РАН, НИИ Метрологии имени Менделеева, Ботанический институт им. В. Л. Комарова;

Госорганизации: Минобрнауки, Фонд инфраструктурных и образовательных программ, АСИ, РНФ, ФПГ, Курчатовский институт, ИЦАЭ «Росатом», «Роскосмос» и другие;

Музеи: Политехнический музей, Дарвиновский музей, Планетарий, «Экспериментаниум», Минералогический музей и другие;

НКО: Ассоциация коммуникаторов в сфере науки и образования (АКСОН), Ассоциация естественно-исторических музеев, Ассоциация содействия развитию научно-технических музеев, Ассоциация Science Slam, «Всенаука» и другие;
Бизнес: «Сибур», «Биокад», «Русал», Сбербанк, «Газпромнефть» и другие;

Медиа: «ТАСС.Наука», «Постнаука», «N+1», «Индикатор», ТВ «Наука 2.0», «Наука и жизнь», «В мире науки», «Популярная механика», «Кот Шредингера», научно-популярные блогеры и т. д.

Лектории и проекты: «Арзамас», «Архэ», Science Slam, Фестиваль актуального научного кино и т. д.

Фонду удалось создать эффективный механизм отбора, экспертизы и поддержки научно-популярных проектов среди массовой аудитории и завоевать доверие со стороны участников экосистемы популяризации науки, технологий и инноваций.

Опыт работы Фонда показывает, что обеспечение поддержки со стороны общественного мнения возможно благодаря вовлечению медиа в масштабные научно-популярные мероприятия. Научпоп должен активнее формировать научную картину понимания мира, то есть основных блоков знания, взаимосвязей между ними, понимания терминологии, умения сформировать запрос и правильно его интерпретировать. Естественно, делать это через рассказ «из первых рук» — самих ученых, исследователей и инженеров. И тогда такая воспринятая целостная картина мира будет мотивировать граждан не искать простые ответы, а идти на полноценные образовательные программы и разбираться со сложными вопросами.
Popularization of science
Sergey S. Philippov
Head of the Directorate for the Popularization of the Fund for Infrastructure and Educational Programs (10A, Shestidesyatiletiya Oktyabrya pr., 117 036, Moscow, Russian Federation).
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!