рулевое колесо. измерение

Правовые аспекты доступности участия во Всероссийской олимпиаде школьников. На примере ВсОШ по обществознанию

DOI 10.22394/2078−838Х−2023−1−72−80
Валерия Валерьевна Тороп
к. ист. н., директор дирекции по делам молодежи и работе с общественными организациями Фонда социально-культурных инициатив, Москва, РФ.
Аннотация
В статье обосновывается необходимость изменения организационно-правовой модели проведения Всероссийской олимпиады школьни­ков для обеспечения доступности и равных прав ее участников. Основой исследования послужили данные о количестве участников заключительных этапов Всероссийской олимпиады школьников за 2017−2022 гг. от разных регионов, анализ положений федерального законодательства и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, определяющих модель проведения регионального этапа олимпиады, а также анализ правоприменительной практики организации регионального и заключительного этапов олимпиады. Проведенный анализ показал, что трансформация организационно-правовой модели Всероссийской олимпиады школьников происходит медленно и не приводит к существенному изменению механизма доступа. На основе метода Терстоуна определен уровень лояльности стейкхолдеров к существующей модели олимпиады, что позволило определить необходимость снижения уровня влияния стейкхолдеров на систему отбора участников заключительного этапа для повышения ее эффективности и обеспечения равных прав участников. Всероссийская олимпиада школьников является необходимым условием формирования интеллектуального, культурного и социального капитала страны. Отсюда необходимость преодоления консервативности ее развития и, как следствие, преобразования формы ее проведения в качественно новую. Предложенная в статье организационно-правовая модель Всероссийской олимпиады школьников позволит минимизировать столкновение интересов всех участников олимпиадного движения и обеспечить повышение образовательных результатов. Для закрепления предложенной модели предлагается разработать новое Положение о порядке проведения олимпиады, структура которого приводится в статье.

Ключевые слова
Образование, неравенство, олимпиады школьников, порядок проведения олимпиады, доступность, организационно-правовая модель, качество образования.
Введение
Современное среднее общее образование ориентировано на создание оптимальных условий для развития личностного потенциала школьни­ков в условиях быстрых соци­ально-экономических изменений, достижения гармонии жизненных установок личности и социального прогресса. Вектором этого процесса являются олимпиады школьников, среди которых наиболее популярными являются Всероссийские олимпиады школьников (далее — ВсОШ).

Олимпиада школьников традиционно рассматривается как интеллектуальное соревнование обучающихся. Однако единого признанного с правовой точки зрения понятия «олимпиада школьников» нет. Правовые документы определяют только цели и задачи проведения этих соревнований, которые сформулированы по аналогии со спортивными олимпийскими играми, но направлены на соревнование «умов» [Федеральный закон, 2012, с. 77].

Исходя из определенных нормативными актами целей и задач, олимпиады школьников ориентированы на развитие творческих способностей, стимулирование интереса к научной деятельности, отбор участников международных олимпиад. Их можно сформулировать менее утилитарно и более перспективно для развития и поддержки научного уровня образования: развитие образовательного пространства для личностного и интеллектуального роста школьников.
В существующей организационно-правовой модели олимпиад их участники с самого первого шага сталкиваются с достаточно многогранной проблемой «входа», которую необходимо регулировать нормативно, не усугубляя ситуации с неравенством возможностей
Однако для родителей и самих участников олимпиады — это социальный лифт, который через систему преференций для победителей и призеров [Сикорская, 2008, с. 67−70] обеспечивает успешный старт, и эта возможность является основным мотивом к участию и получению диплома. Среди возможных ответов на вопрос о том, для чего проводится олимпиада, самым популярным будет: «Это прямой путь в вуз».

И в этом стремлении гораздо больше утилитарного и определяющего для развития организационно-правовой модели Всероссийской олимпиады школьников, ведь победа гарантирует получение заветного студенческого билета.

В существующей сегодня организационно-правовой модели ВсОШ ее участники с самого первого шага сталкиваются с достаточно многогранной проблемой «входа», которую необходимо регулировать нормативно, не усугубляя ситуации с неравенством возможностей. По сути, олимпиада должна быть только полем для определения уровня психологической и функциональной готовности самого участника.

Поэтому гипотеза проведенного исследования заключалась в том, что для обеспечения равных прав доступа участников ВсОШ существующая организационно-правовая модель требует коренной перестройки в целом, а не модернизации ее отдельных элементов.

Чтобы проверить, действительно ли существующая организационно-правовая модель ВсОШ содержит противоречивые позиции и не позволяет обеспечить равные условия «входа» на региональный и заключительный этапы олимпиады, был проведен анализ регио­нального и федерального законодательства, а также правоприменительной практики. На втором этапе исследования с целью определения отношения к существующей модели олимпиады и возможных направлений ее совершенствования была проведена оценка на основе метода Терстоуна мнения руководителей региональных команд, родителей и участников заключительного этапа ВсОШ по общество­знанию, федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере образования.
Теоретическая рамка исследования
Образовательному неравенству уделяется сегодня повышенное внимание [Миланович, 2017; Пикетти, 2015; Стиглиц, 2015; Мареева, Слободенюк, 2018; World Bank, 2018; EBRD Sustainability Report, 2020]. Ведется поиск новых стратегий преодоления образовательного неравенства для снижения его влияния на образовательные возможности следующего поколения [Аткинсон, 2018; Константинова, 2010; Косарецкий и др., 2018], путей обеспечения равенства образовательных возможностей как важного показателя качества системы образования [Фрумин, 2006; Пинская et al., 2016].

Как отмечают исследователи, регион проживания является одним из факторов воспроизводства образовательного неравенства, что связано с развитием социальной инфраструктуры, включающей наличие или отсутствие престижных образовательных организаций [Константиновский, Косякова, Ястребов и др., 2016; Собкин, Писарский, 1998]. Именно этот фактор является определяющим при анализе организационно-правовых аспектов проведения ВсОШ.

В исследованиях, посвященных непосредственно проблемам ВсОШ, в основном рассматривались аспекты, касающиеся влияния олимпиады на качество образования, условий успешной подготовки участников финала, отбора предметного содержания для составления заданий [Екимова, 2014; Казарбин, Лунина, 2016; Ривкин, 2015; и др.]. Вместе с тем комплексного исследования организационно-правовой модели ВсОШ не проводилось.

В частности, не нашли освещения вопросы оценки результативности различных механизмов отбора (решение жюри, квотирование, рейтинг), а также влияния стейкхолдеров на внесение изменений в нормативные правовые акты. Это обусловило необходимость определения направлений преобразования организационно-правовой модели ВсОШ, для чего потребовалось решить следующие задачи:

  • рассмотреть становление и развитие олимпиадного движения в Российской Федерации;
  • изучить нормативную и правовую базу на федеральном и региональном уровне;
  • определить степень лояльности стейкхолдеров к существующей организационно-правовой модели ВсОШ;
  • определить направления развития норм права для обеспечения изменения организационно-правовой модели ВсОШ.
Методология исследования
Исследование включало в себя анализ положений федерального законодательства и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, определяющих модель проведения регионального этапа олимпиады, а также анализ правоприменительной практики организации регионального и заключи­тельного этапов олимпиады после принятия Положения о порядке проведения ВсОШ в 2020 г. на основе отчетов субъектов и Центра олимпиадного движения, размещенных на сайте vserosolimp.edsoo.ru.

Для определения уровня лояльности стейкхолдеров к существующей модели олимпиады использовался метод Терстоуна, в рамках которого было проведено шкалирование их ответов и определение установок респондентов.

К исследованию были привлечены четыре группы стейкхолдеров во время проведения регионального и заключительного этапов ВсОШ по обществознанию в 2021—2022 гг.: 1) участники регионального и заключительного этапов ВсОШ по обществознанию (9−11 классы), 2) родители участников, 3) преподаватели школы и вуза, в том числе коучи и тьюторы, 4) представители федеральных и региональных ОИВ.
География исследования была определена, во‑первых, результатом заключительного этапа ВсОШ по обществознанию 2020 и 2021 годов, во‑вторых, численностью команды, в которой было не менее двух участников. Все регионы разделены по группам в зависимости от результата участников:

 — 1 группа — все члены команды получили призовые места (Иркутская область),
— 2 группа — призовые места получили половина или немногим более членов команды (г. Москва, Московская область, Башкирия),
— 3 группа — призовые места получили менее половины членов команды (республика Калмыкия, Хабаровский край).
Трансформация организационно-правовой модели ВсОШ на основе анализа нормативных правовых актов
Рассматриваемая модель своими корнями уходит в советский период и зарождается еще в 30‑е гг. ХХ века. Однако государственная система предметных олимпиад начинает складываться в Советском Союзе с 1964 г., когда формируется многоступенчатая система отбора победителей и призеров, а также создается единый комитет олимпиад, отвечающий за их проведение и развитие.

За период 1992—2022 гг. было издано восемь правовых актов, регламентирующих порядок проведения олимпиад школьников, что свидетельству­ет о необходимости учета парадигмальных изменений во всей правовой системе России.

В 1992—1997 гг. модель была переходной, сохраняла основные этапы советского периода и возлагала основную ответственность за определение победителей, а также распределение призовых мест на жюри соответствующего этапа. При этом прозрачного механизма определения числа участников внедрено не было. А вектор расширения числа участников и популяризации интеллектуальных соревнований только намечался.
В 2007 году с принятием нового Положения [Приказ № 286, 2007] модель проведения олимпиады ограничивается четырьмя этапами: школьный, муниципальный, региональный и заключительный — и существенно расширяется возрастной ценз участников (школьный этап стал начинаться с 5 класса). Установление квот для перехода в следующий этап стало функцией организаторов. Ограничений для участия в школьном этапе не предусматривалось. Тем самым подчеркивалось, что это должен быть самый массовый и просветительский этап. Применительно к региональному и заключительному этапам впервые устанавливалась общая квота победителей и призеров: для регионального — не более 25% от общего количества участников, для заключительного — не более 45% от общего количества участников [Приказ № 286, 2007, пп. 34, 45].

Преференции призерам и победителям с 2007 года открыли путь поступления без вступительных испытаний в государственные и муниципальные образова­тельные организации среднего профессионального образования и высшего профессионального образования.

Положение 2013 года [Приказ № 1252, 2013] вводило рейтинг, формируемый по итогам регионального этапа олимпиады, который предполагал установление Министерством образования и науки РФ, в дальнейшем Министерством просвещения РФ, проходного балла для отбора участников заключительного этапа. Введение этого рейтинга во многом привело к перекосу количества участников заключительного этапа от разных регионов, а стремление сделать прозрачным механизм отбора стало мешать реализации принципа доступности участия в каждом последующем этапе.
Динамика участия регионов и количества школьников отражена на рисунке 1. В 2017 г. самой многочисленной была команда из Москвы (58 человек), в то время как команды 24 регионов состояли каждая из одного участника. В 2018 г. диспропорция усугубилась: на олимпиаду приехали 233 участника из 60 субъектов Российской Федерации, 29 регионов имели минимальное представительство — их «команды» состояли из одного участника. В 2021 г. команда Москвы составила 126 чел. (42% от общего числа участников).

Таким образом, приведенные данные показывают, что принятые нормы не обеспечивают выполнения условий прозрачности и равенства доступа. Несмотря на изменение инструмента определения права прохода на региональный и заключительный этапы, главной проблемой остается самостоятельность регионов в определении порядка проведения регионального этапа.
Правоприменительная практика
Действующее сегодня Положение 2020 г. [Приказ № 678, 2020], несмотря на заявленную технологичность (например, в части возможности использования информационно-коммуникационных технологий для проведения всех этапов олимпиады) и прозрачность организации проведения всех этапов олимпиады, не отвечает на ряд организационно-правовых вопросов. Впервые олимпиада по этому Положению прошла в 2021 / 2022 г. и выявила достаточно большое количество правовых лакун, которые потребовали оперативного внесения в него изменений.

Например, у участника олимпиады, в соответствии с новым Положением, имеется возможность выбора, за какой класс ему писать работу на каждом этапе олимпиады — за тот, программу которого он осваивает, или за более старший. В соответствии с документом, он мог это сделать на каждом этапе. Возникала ситуация, когда школьный тур девятиклассник писал за 10 класс, а вот муниципальный — уже за свой 9 класс.

Однако наиболее спорной оказалась позиция Положения 2020 года, определяющая количество участников заключительного этапа. Механизм определения проходного балла должен был позволить обеспечить примерно равное количество участников в каждой возрастной группе (эта позиция не учла отмеченный выше принцип, позволяющий выбирать, за какой класс выполнять задания), но при его определении было предложено учитывать не только результаты участников, но и количество победителей и призеров олимпиады предшествующего года, без учета количества тех, кто имел право принимать участие по квоте (победители и призеры прошлых лет). Это могло привести к существенному сокращению числа участников заключительного этапа в 2023 г. по сравнению с предыдущим годом.
Безусловно важно было предусмотреть защиту информации, содержащуюся в комплектах заданий. Причины внедрения соответствующей нормы достаточно тривиальны: по целому ряду предметов на протяжении нескольких лет происходили утечки заданий, а это обстоя­тельство препятствует обеспечению равного доступа к этапам олимпиады.

В организационном плане можно отметить, что указанным документом не определен регламент взаимодействия центральной предметно-методической комиссии (орган, обеспечивающий научно-методическое обеспечение всех этапов олимпиады, далее — ЦПМК) и жюри регионального этапа. Так, например, утверждение о том, что ЦПМК олимпиады «вправе выборочно осуществлять перепроверку выполненных олимпиадных заданий регионального этапа олимпиады» [Приказ № 678, 2020, п. 28], получило уточнение в части декларации соблюдения равенства прав участников регионального этапа. В то же время право организатора регионального этапа олимпиады хоть руководствоваться рекомендациями ЦПМК, хоть не принимать их во внимание было четко обозначено в п. 45.
Можно выделить следующие проблемы правоприменительной практики:

1) В 2020 г. после проведения плановой перепроверки ЦПМК работ участников регио­нального этапа ВсОШ по обществознанию в Ростовской области жюри Ростовской области проигнорировало рекомендации ЦПМК по изменению баллов. Хотя на сайте РЦОИСО в таблицах с результатами участников регио­нального этапа стояли пометки «балл изменен по результатам федеральной перепроверки», баллы при этом выставлены были принципиально иные, чем у экспертов ЦПМК: их изменили лишь настолько, насколько это возможно без последствий для расположения участников в итоговой таблице.

2) Неопределенность статуса перепроверок рождает также вольную трактовку этих позиций в обращениях участников регионального этапа. Например, в обращениях, поступивших в ЦПМК в 2021 и 2022 г., содержались такого рода позиции: «В соответствии с пунктом 28 приказа „Об утверждении порядка проведения Всероссийской олимпиады школьников“ ЦПМК имеет право выборочно перепроверять работы участников на региональном этапе. Поэтому прошу направить мою работу в ЦПМК для перепроверки».

3) Кроме этого, не определены требования к уровню методической подготовки членов жюри регионального этапа, что также не позволяет гарантировать равные условия проверки работ участников. Это выражается в различном прочтении критериев и приводит к жалобам на качество проверки. Например, попадаются обращения такого рода: «Члены жюри не дали никаких разъяснений по поводу того, почему апелляции по некоторым задачам не были удовлетворены, в связи с этим возникает ощущение, что их просто не рассмотрели».
4) Не определены механизм работы апелляционной комиссии регионального этапа, полномочия ЦПМК по отношению к решению апелляционной комиссии, действия ЦПМК при обжаловании решения апелляционной комиссии участниками регионального этапа. В новом Порядке [Приказ № 678, 2020, п. 46] появилась дополнительная возможность подачи апелляции по итогам перепроверок. При этом указано, что решение апелляционной комиссии этапа олимпиады является окончательным [Приказ № 1252, 2013, п. 83]. Поэтому в обращениях, адресованных в Министерство просвещения РФ и ЦПМК, встречаются следующие позиции: «В связи с тем, что я считаю, что моя апелляция не была рассмотрена должным образом, то нет иного способа реализовать право на объективную проверку работы, кроме как через пересмотр работы в ЦПМК по соответствующему предмету».

Чтобы исключить подобные прецеденты и обеспечить равенство прав участников ВсОШ, необходимо: наделить ЦПМК полномочиями с правом принятия окончательного решения по результатам перепроверки либо исключить ее возможность как таковую; предусмотреть возможность подачи апелляции по результатам регионального этапа только в регио­нальную апелляционную комиссию; предусмотреть формирование межрегионального (например, на уровне федеральных округов) жюри для обеспечения равных условий проверки.
Определение лояльности стейкхолдеров к действующей организационно-правовой модели ВсОШ
Для проведения шкалирования отношения к существующей организационно-правовой модели в соответствии с методом Терстоуна была подготовлена совокупность суждений по итогам интервью с руководителями региональных команд и педагогами (10 чел.), приехавшими на заключительный этап ВсОШ по общество­знанию в апреле 2021 года, а также анкетирования педагогов Хабаровского края и Московской области по теме «Оценка готовности к реализации программ дополнительного образования для одаренных детей» (39 чел.).

На вопрос интервью «Как Вы оцениваете динамику изменений в порядке проведения олимпиады?» большинство экспертов ответило положительно, отметив, что есть существенные улучшения в части, касающейся защиты от «утечек» заданий олимпиады и понимания сферы ответственности организаторов каждого этапа.

Среди проблем, которые осложняли приезд команды на заключительный этап, называли разный подход к оцениванию, используемый в отдельных регионах, а также стремление завысить результаты, чтобы не быть аутсайдерами итогового рейтинга. Также отмечали разный подход регионов к достижению результа­тов на заключительном этапе. Ряд организаторов в регионах считает необходимым участие как можно более многочисленной команды школьников, а ряд склоняется к тому, что лучше пусть поедут один — три участника, но гарантированно займут призовые места. Второй путь априори создает ситуацию дополнительного барьера для преодоления проблемы «входа».
Отсюда и разные подходы к популяризации олимпиад в регионах. Изначальная кулуарность снижает интерес к подготовке и участию в региональном и заключительном этапах олимпиады.

Среди задач по развитию олимпиадного движения в своих регионах эксперты отмечали необходимость создания центров подготовки к олимпиадам и выравнивания финансовой поддержки победителей и призеров заключительного этапа.

Анкетирование педагогов позволило высветить некоторые аспекты их отношения к участию школьников в олимпиадах, организации подготовки к региональному и заключительному этапам, а также влиянию олимпиадного движения на качество образования в школе. 89,5% опрошенных отметили необходимость участия школьников в олимпиадах и 68% положительно оценили влияние олимпиад на качество обучения, однако готовность самостоятельно участвовать в подготовке отметили только 28%, при этом 63,2% согласились с утверждением, что подготовкой должны заниматься специальные центры.
Полученные результаты позволили составить примерный перечень высказываний для анкеты, отражающих различное отношение к существующей модели ВсОШ и тем изменениям, которые были внесены в Порядок проведения в 2020 году.

Был сформирован пул из 9 высказываний, дать оценку которым было предложено опрашиваемым группам стейкхолдеров.

В составлении шкалы лояльности приняли участие 143 чел. из разных групп стейкхолдеров. Распределение их соотношения показано на рисунке 2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 ноября 2020 г. № 678 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400311428/ (дата обращения 12.01.2022).
Респондентам было предложено выбрать не менее шести суждений, с которыми они согласны, и расставить их в соответствии с градацией: «6» — максимально благожелательное отношение к суждению, «1» — макси­мально негативное. При анализе результатов оценивалась медиана и квартильный размах. Результаты отображены в таблице 1 и на рисунке 3.
Все опрошенные согласились с тем, что участие в олимпиадах позволяет построить научную карьеру и выбрать широкий спектр вузов. Однако отметили и тот факт, что для реализации существующей модели олимпиад нужны квалифицированные педагоги, неважно, из вуза или школы. Способствовать этому будет создание специальных образовательных центров в регионе.

В ответах проявилась еще одна интересная тенденция: финансовое поощрение победителей и призеров должно быть федеральным, и его размер не должны определять регионы, а вот проведение регионального этапа должно остаться прерогативой региона. Единое жюри и перекрестная проверка не будут способствовать развитию образования на местах.

Тем самым стремление Центрального оргкомитета и ЦПМК решить проблему снижения образовательного неравенства регионов путем централизации модели не находит полной поддержки у других участников процесса развития олимпиадного движения.
Заключение
Таким образом, на основании проведенного исследования и решения частных задач представляется обоснованным проведение ВсОШ в три этапа: школьный, межрегиональный, федеральный.

Целью проведения школьного этапа является популяризация олимпиадного движения, чтобы сохранить его влияние на качество образования, и поиск новых методических решений подготовки к олимпиаде. При этом представляется возможным проведение этапа по единым правилам, закрепленным соответствующим приказом Минпросвещения России. Также целесообразно предусмотреть квоту победителей и призеров для выхода на межрегиональный этап (в пределах 5−10%).

Межрегиональный этап должен стать основным для определения научных компетенций участников финала. Целесообразно проводить его на базе федеральных округов в дистанционном формате с обеспечением контроля самостоятельности выполнения заданий (например, на базе пунктов проведения государственной итоговой аттестации). Состав оргкомитета и жюри межрегионального этапа формируется на основании списков, поданных федеральны­ми округами, и утверждается приказом Минпросвещения России. Решение меж­региональной апелляционной комиссии при этом должно быть окончательным, не предус­матривающим обращение в ЦПМК.
Проход на заключительный этап должен определяться с помощью квоты, основанной на следующих принципах: количество победителей и призеров в федеральном округе определяется из расчета (1+3)xn, где 1 — количество победителей этапа, 3 — количество призеров, n — количество субъектов в округе.

Подведение итогов на заключительном этапе может проводиться с использованием единого рейтинга, так как предусмотренные преференции одинаковы для участников всех возрастов. Процент победителей и призеров должен рассчитываться исходя из числа присутствующих участников и составлять до 45% призеров и 8% победителей.

Для городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) необходимо предусмотреть возможность увеличения этой квоты, но не более, чем на 20% от количества победителей и призеров в федеральном округе.

Положение о порядке проведения ВсОШ должно включать в себя следующие разделы:

  • общие положения;
  • порядок организации и проведения школьного этапа;
  • порядок организации и проведения межрегионального этапа;
  • порядок организации и проведения заключительного этапа;
  • рекомендации по формированию оргкомитета и жюри межрегионального и федерального этапов;
  • порядок формирования апелляционных комиссий и проведения апелляций на всех этапах;
  • мероприятия по предотвращению несанкционированного доступа к олимпиадным заданиям.

Таким образом, нормативная правовая база проведения ВсОШ должна включать в себя приказы Минпросвещения России, утверждающие Положение о порядке проведения, составы оргкомитета и жюри межрегионального и заключительного этапов. Приказы о составах оргкомитета и жюри издаются ежегодно.

Реализация предлагаемой модели проведения ВсОШ позволит обеспечить необходимые прозрачность и равенство доступа.
Список источников | References
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в действующей редакции).

2. Сикорская Г. А. (2008). Педагогические возможности портфолио как формы оценивания учебных достижений школьников в профильном обучении. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 9 (33).

3. Миланович М. (2017). Глобальное неравенство. Новый подход для эпохи глобализации. М.: Изд-во Института Гайдара.

4. Пикетти Т. (2015). Капитал в XXI веке. М.: Ад Маргинем Пресс.

5. Стиглиц Дж. (2015). Цена неравенства. Чем расслоение общества грозит нашему будущему. М.: Эксмо.

6. Мареева С. В., Слободенюк Е. Д. (2018). Неравенство в России в международном контексте: доходы, богатство, возможности. Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии, 126 (1−2), 30−46.

7. LEARNING to Realize Education’s Promise. https://www.worldbank.org/en/publication/wdr2018 (дата обращения 22.06.2021).

8. EBRD Sustainability Report 2020. (2021). https://www.euneighbours.eu/sites/default/files/publications/2021−07/ebrd-sustainability-report-2020.pdf/ (дата обращения 22.06.2021).

9. Global Wealth Databook 2021. (2021). Switzerland: Credit Suisse group AG.

10. Аткинсон Э. (2018). Неравенство: как с ним быть? М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС.

11. Константиновский Д. Л. (2010). Неравенство в сфере образования: Российская ситуация. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 5, 40−65.

12. Косарецкий С. Г., Пинская М. А., Захаров А. Б. и др. (2018). Равенство образовательных возможностей в Российской Федерации. Всемирный банк.

13. Фрумин И. Д. (2006). Основные подходы к проблеме равенства образовательных возможностей. Вопросы образования, 2, 7−22.

14. Carnoy M. et al. (2016). Revisiting the Relationship Between International Assessment Outcomes and Educational Production: Evidence from a Longitudinal PISA-TIMSS Sample. American Educational Research Journal, 53(4), 1054−1085.

15. Собкин В. С., Писарский П. С. (1998). Типы региональных образовательных ситуаций в Российской Федерации. Труды по социологии образования. Том 4. Выпуск 5. М.: Центр социологии образования РАО.

16. Косякова Ю. А., Ястребов Г. А., Янбарисова Д. М., Куракин Д. Ю. (2016). Воспроизводство социального неравенства в российской образовательной системе. Журнал социологии и социальной антропологии, 5 (19), 76−97.

17. Екимова Н. А. (2014). Оценка эффективности школьного образования на основе данных общероссийских олимпиад. Экономика образования, 1, 33−47.

18. Казарбин А. В., Лунина Ю. В. (2016). Олимпиады школьников как индикатор качества образования (на примере физико-математической подготовки школьников в ДВ регионе). Азимут научных исследований: педагогика и психология, 5 (1(14)), 57−59.

19. Ривкин Е. (2015). Всероссийская олимпиада школьников: проблемы и возможности. Образовательная политика, 4(70), 90.

20. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 октября 2007 г. № 286 «Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/92 233/ (дата обращения 16.11.2022).

21. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. № 1252 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьни­ков». https://base.garant.ru/70 575 694/ (дата обращения 16.11.2022).

22. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 ноября 2020 г. № 678 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников». https://base.garant.ru/70 575 694/ (дата обращения 16.11.2022).
Legal aspects of accessibility of participation in the All-Russian Olympiad of schoolchildren. On the example of Olympiad in social studies
Valeria Valeryevna Torop
Candidate of Historical Sciences, Director of the Directorate for Youth Affairs and Work with Public Organizations of the Foundation for Social and Cultural Initiatives, Moscow, Russian Federation.
Abstract
The article substantiates the need to change the organizational and legal model of the All-Russian Olympiad of Schoolchildren to ensure accessibility and equal rights of its participants. The research was based on data on the number of participants in the final stage of the All-Russian Olympiad of Schoolchildren for 2017−2022 from different regions, an analysis of the provisions of federal legislation and regulatory legal acts of the subjects of the Russian Federation defining the model of the regional stage of the Olympiad, as well as an analysis of the law enforcement practice of the organization of the regional and final stages of the Olympiad. The analysis showed that the transformation of the organizational and legal model of the All-Russian Olympiad of School-children is slow and does not lead to a significant change in the access mechanism. Based on the Thurstone method, the level of loyalty of stakeholders to the existing Olympiad model was determined, which made it possible to determine the need to reduce the level of influence of stakeholders on the system of selection of participants in the final stage to increase its effectiveness and ensure equal rights of participants. The All-Russian Olympiad of Schoolchildren is a necessary condition for the formation of the intellectual, cultural and social capital of the country. Hence the necessity of overcoming the conservatism of its development and, as a consequence, its transformation into a fundamentally new form of implementation. The organizational and legal model of the All-Russian Olympiad of Schoolchildren proposed in the article will minimize the clash of interests of all participants of the Olympiad movement and ensure the improvement of educational results. To consolidate the proposed model, it is proposed to develop a new Regulation on the order of the Olympiad, the structure of which is given in the article.

Keywords
Education, inequality, school Olympiads, the order of the Olympiad, accessibility, organizational and legal model, quality of education.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!