Приведем выводы из исследования, сделанного по заказуГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 2017 году сотрудниками ИнОбра НИУ ВШЭ (Аналитический вестник. — М.: Издание Государственной Думы, 2018. С. 156−159):
- В ходе аккредитационной экспертизы проверяются документы.
- Документы проверяются на формальное соответствие требованиям ФГОС (это подтверждает судебная практика и интервью).
- У такой проверки нет алгоритма и четких ограничений по предмету.
- Это делает ее универсальным инструментом для ручного управления системой образования.
- И не делает ее инструментом определения качества подготовки обучающихся.
- Кажется, многих это устраивает.
Особенно тревожит последний пункт.
Для изменения ситуации необходимо вспомнить, что целью государственной аккредитации образовательной деятельности является, прежде всего, подтверждение соответствия подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОСам).
Для достижения этой цели потребуется переработать ФГОС высшего образования с целью повышения операциональности и прозрачности требований к результатам образования. Потребуется существенно изменить Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности, Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования и создать ряд новых документов.
Необходимо запустить предусмотренный Законом об образовании (ч.3 ст.97) мониторинг систематического стандартизированного наблюдения за «…профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность…».
Параллельно с этим можно начать разработку и апробацию принципиально новой модели оценки качества высшего образования. Ее целью должен являться переход от оценки качества документации образовательной программы к оценке реального качества освоения образовательной программы выпускниками. В рамках этой модели можно предусмотреть:
- а) внешнее тестирование репрезентативной выборки студентов после второго курса на определение уровня освоения универсальных и общепрофессиональных компетенций;
- б) внешнее тестирование репрезентативной выборки студентов четвертого курса на определение уровня освоения общепрофессиональных и профессиональных компетенций;
- в) выборочную проверку выпускных квалификационных работ (ВКР) внешними экспертами на актуальность и аргументированность.
Ассоциации ведущих вузов могли бы создавать контрольно-измерительные материалы для проверки освоения компетенций. В разработку измерительных материалов 4-го курса и оценку ВКР для инженерных направлений подготовки должны быть включены работодатели, для направлений подготовки в творческих вузах — соответствующие профессиональные сообщества.
За прототип процедуры независимого тестирования можно было бы взять процедуру, отработанную и хорошо себя зарекомендовавшую в Федеральном интернет-экзамене для выпускников бакалавриата (ФИЭБ).
В перспективе можно разрешить вузу самостоятельно проводить независимое тестирование студентов и проверку ВКР по отдельным направлениям подготовки. При этом необходимо предусмотреть, что если вуз регулярно — раз в два-три года — проходит внешнюю оценку и более 70% выборки преодолевают пороговое значение уровня освоения соответствующих компетенций, то вуз автоматически получает аккредитацию.
В новой модели аккредитации с учетом перехода на риск-ориентированные подходы можно было бы предусмотреть для вузов, находящихся в первом квартиле признанных международных и российских
(институциональных и предметных) рейтингов, проведение госаккредитации камерально и только на основе открытой и общедоступной информации.
Перед тем как приступить к этой работе стоит изучить опыт оценки качества образования, принятый странами-участницами Болонского процесса, и «Стандарты и рекомендации по гарантии качества для Европейского пространства высшего образования» (ESG):
https://enqa.eu/indirme/esg/ESG%20in%20Russian_by%20NCPA.pdf