Исследователи второй половины XX века приводят доказательства того, что проектное обучение как педагогический подход позволяет развивать навыки будущего [Thomas, 2000].
Целый ряд стратегических документов в российской образовательной политике [ФГОС (2010 г.), Доклад ЦСР (2018 г.) и ВШЭ, «Наша новая школа» (2010 г.)] говорит о необходимости развития компетенций XXI века и декларируют проектный метод как один из способов реализации компетентностной модели образования. Принятые стандарты включают в перечень основных результатов обучения следующие метакомпетенции: умение проектировать, планировать свою деятельность, работать в коллективе, выстраивать коммуникации.
Однако, по мнению ряда отечественных исследователей (В.С. Лазарев, Е. А. Пеньковских, Е. С. Полат, М. А. Пинская, Р. С. Бозиев, А. И. Донцов и др.), практика показывает, что в российских школах продолжают доминировать технологии обучения, ориентированные на исполнительскую и репродуктивную деятельность, а метод проектов слишком сложен для реализации в массовой школе.
Выводы отечественных экспертов подтверждаются международными исследованиями. Так, метаисследование, проведенное в 2015 году консалтинговой компанией BCG и Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), выявило, что по уровню развития у учащихся компетенций XXI века Россия находится в середине или в нижней части списка. Рейтинг возглавили Шанхай, Сингапур и Финляндия
[1].
В 2017 году Worldwide Educating for the Future Index, созданный The Economist Intelligence Unit (EIU) по заказу фонда Yidan, показал, что российское образование находится на 27-м месте из 35 участвовавших в исследовании стран. Этот индекс был разработан для оценки эффективности образовательных систем в подготовке учеников к быстро меняющейся жизни и требованиям работодателей.
Эксперты, участвовавшие в исследовании, утверждают, что сегодня недостаточно просто хорошо учить детей традиционным предметам. Системы образования должны брать на вооружение новые подходы и педагогические технологии, которые помогают учащимся овладевать такими навыками и компетенциями, как критическое мышление, способность к сотрудничеству и коммуникации, умение учиться, понимание глобальных проблем (таких, например, как изменение климата). Одной из наиболее эффективных технологий назван метод проектного обучения. Впрочем, согласно докладу Россия не входит в список стран, которые активно пользуются этим методом и умеют оценивать его результаты
[2].
В данном исследовании автор предлагает определить место, которое занимает метод проектов в московских школах. Учащиеся школ столицы России показывают высокие результаты в международных программах оценки качества обучения (PIRLS, TIMSS, PISA). За последние 20 лет опубликовано немало исследований, которые выявили неготовность учителей к реализации этого метода. Однако не было ни одного исследования, посвященного проблемам, с которыми сталкиваются директора школ, внедряющих метод проектов в образовательную программу, или анализа отношения лидеров системы основного образования к проектному методу. Считают ли они этот метод нужным и важным? Видят ли они смысл в перестройке подходов и методов обучения в школе?
И 273-ФЗ, и новый ФГОС говорят о повышении ответственности школы за результаты образования. В компетенции школ находится разработка основной образовательной программы и локальных актов, в том числе положения о проектной деятельности школьников. Поэтому вполне естественно возникает вопрос о директоре как ключевой фигуре, которая должна принять или не принять для реализации основные идеи новой российской школы, во многом определив, таким образом, ее судьбу. По мнению автора данной работы, именно директора общеобразовательных школ могут помочь понять, что препятствует внедрению проектного обучения в России.
В качестве объекта анализа данного исследования автор предлагает взять директоров общеобразовательных школ г. Москвы, которые имеют опыт внедрения проектного обучения. А предметом исследования станет отношение директоров к проектному методу и анализ препятствий к его внедрению в школах.
Итак, с одной стороны, на уровне деклараций и отдельных инициатив мы видим заинтересованность государства во внедрении проектного обучения с целью развития компетенций XXI века. С другой — исследования констатируют маргинальное положение метода проектов в российской системе образования.
Цель данного исследования — изучить и описать отношение директоров московских школ к проектному методу, изучить возможные проблемы и барьеры, с которыми им приходится сталкиваться при внедрении проектного обучения.
Автор ставит перед собой задачу ответить на следующие исследовательские вопросы:
1. Как директора московских школ описывают понятие «проектное обучение»?
2. Как директора оценивают последствия внедрения проектного метода в образовательную программу своей школы?
3. Как директора московских школ организуют проектное обучение в своих школах?
4. Какие проблемы и барьеры называют директора московских школ при внедрении проектного обучения в образовательных организациях?
[1] https://www.bcg.com/Images/New_Vision_for_Education_WEF_2015_tcm26−63 463.pdf [2] https://dkf1ato8y5dsg.cloudfront.net/uploads/5/80/worldwide-educating-for-the-future-index.pdf