Schools`n`skills. ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Профессиональное самоопределение школьников. Профильная университетская смена как инструмент образовательной политики

DOI 10.22394/2078−838Х−2023−1−30−38
  • Михаил Александрович Зенкин
    к. ф. н., заместитель директора Морского федерального ресурсного центра дополнительного образования детей ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова», 198 035, РФ, Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7.
  • Айдар Анисович Фаррахов
    генеральный директор ООО «АРТ Личность», 191 167, РФ, Санкт-Петербург, Кременчугская ул., 19, корп. 2, пом. 10-Н.
  • Анна Александровна Колганова
    старший специалист отдела социальных проектов Samsung Electronics, 123 242, РФ, Москва, Новинский бульвар, 31.
Аннотация
Создание условий для раннего профессионального самоопределения школьников, а также непрерывности образовательных траекторий учащихся по модели «школа — вуз / СПО — предприятие» рассматривается сегодня в дискурсе государственной образовательной политики как один из способов наращивания человеческого капитала. Значимая роль в этой деятельности отводится в том числе университетам, которые традиционно осуществляют активную профориентационную работу со школьниками. Формат университетских профильных образовательных смен сегодня рассматривается, с одной стороны, как инструмент реализации профориентационной повестки, с другой — как инструмент реализации социальной политики в регионе (через «третью миссию» высшей школы). Однако в научной литературе отмечается дефицит объективных данных об эффектах такой модели, ее влиянии на формирование образовательных стратегий и профессиональных траекторий учащихся. Исследование, проведенное на базе Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета весной-осенью 2022 года во время трех профильных смен для школьников из Санкт-Петербурга и регионов России, позволяет предложить подходы к оценке профориентационных эффектов таких смен и дает основания для разработки предложений по совершенствованию модели университетской профильной образовательной смены для дальнейшего масштабирования.


Ключевые слова: Человеческий капитал, профориентация, профильные смены, университетская профильная образовательная смена, отраслевое образование, дополнительное образование детей, третья миссия университета.
Благодарности
Авторы выражают признательность руководству Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета за возможность провести исследование в рамках совместного проекта по организации университетских профильных смен для школьников из Санкт-Петербурга и регионов России «Школа менеджера».
Введение
В последние годы в дискурсе российской и зарубежной образовательной политики активно обсуждается тема «третьей миссии» университета [Касамара, 2020; КИУ, 2021; Knudsen, Frederiksen, Goduscheit, 2019], которую в широком смысле связывают с социокультурным влиянием вуза на жизнь региона.

В особое направление в рамках реализации «третьей миссии» можно выделить работу со школьниками, задачи которой несколько шире, чем поиск и отбор будущих абитуриентов. Федеральные проекты Минпросвещения России, реализуемые при поддержке Минобрнауки России, по созданию ключевых центров дополнительного образования детей в вузах (центры «Дома научной коллаборации», проекты «Каникулярные профориентационные школы» и «Университетские профильные образовательные смены») задают вектор, сближающий высшее образование и школу, а также систему дополнительного образования в интересах управления человеческим капиталом региона.

Идея наращивания человеческого капитала за счет создания благоприятных условий для раннего профессионального самоопределения школьников, для развития непрерывных образовательных траекторий по модели «школа — вуз / СПО — предприятие» обсуждается как в отечественной, так и в зарубежной литературе [Адольф, Ковалевич, Чурляева, 2011; Касаткина и др., 2020; Ainslie & Huffman, 2019; Theriault & Galibois, 2019]. Ряд исследователей прогнозируют, что в ближайшем будущем возможно существенное сближение различных уровней образования и перераспределение функционала в части подготовки учащихся к выходу на рынок труда [Блинов, Сергеев, 2020].
Возникновение профориентационного фокуса, обладающего значимостью как для вузов, так и для стейкхолдера проекта (Минпросвещения России) и прямых интересантов (семей), представляется неизбежным
Уже сегодня вузы в рамках ключевых центров дополнительного образования детей и аналогичных структур на своей базе работают над созданием условий для преемственности образовательных траекторий школьников, а организации дополнительного образования детей в ряде случаев стремятся к реализации модели опережающего профессионального выбора, где важнейшими компонентами становятся профессиональная проба и проектная дея­тельность [Сергеев, Блинов, Есенина, 2019]. Репрезентантом этой модели является отраслевое дополнительное образование детей, в котором общеразвивающие профильные программы реализуются при участии отраслевого партнера в интересах управления брендом, развития территории присутствия организации и воспроизводства кадров.

Сближение общего и дополнительного образования с реальным сектором экономики, учет кадрового запроса региона при формировании содержания дополнительных общеразвивающих программ, установка на раннюю проф­ориентацию и создание условий для преемственности и непрерывности образовательных траекторий учащихся — направления, которые системе дополнительного образования задает государство через Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 года. Эти установки развивают ряд положений Мин­экономразвития, которые представлены в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года и связаны с улучшением профессионального соответствия граждан Российской Федерации запросам рынка труда.

В то же время со стороны вузов накоплен большой опыт профориентационной работы со школьниками на базе предуниверсариев и вузовских лицеев, а также летних школ и профильных смен в детских образова­тельных центрах и оздоровительных лагерях. Формат обу­чения за стенами школы (outdoor education) на базе профильного лагеря или про­фильной смены при ведущей роли университета и / или отраслевого партнера получил распространение в зарубежной и отечественной практике [КД НТИ, 2018; Clayfield, 2017; Gross et al., 2019].
Модель профильной смены сочетает компетенции реального сектора экономики, профессионального и дополнительного образования, что позволяет существенно расширить функцио­нал традиционного оздоровительного лагеря и создать среду для развития профессиональных и универсальных компетенций учащихся при значимой роли карьерного обучения.

Таким образом, интеграционные процессы в системе образования в части реализации профориентационной деятельности носят объективный характер. Регулирующая функция государства на уровне образовательной политики осуществляется через концептуальные и стратегические документы, конкретными инструментами реализации которых выступают федеральные проекты. В частности, федеральный проект «Университетские профильные образовательные смены», который Минпросвещения России запустило совместно с Минобрнауки России летом 2022 года.

В рамках проекта для подростков 12−17 лет на базе ведущих вузов России, в том числе педагогических, проводятся образовательные смены, включающие в себя также экскурсионную и культурную программу [Университетские профильные образовательные смены, 2022].

Модель университетской смены, которая реализуется в рамках федерального проекта, в научной литературе пока описана недостаточно полно — результаты и эффекты ее реализации в большей степени оцениваются с точки зрения психолого-педагогического сопровождения благополучия участников смен и формирования их гражданской идентичности [Кижаева, Кечина и др., 2022]. То есть внимание исследователей сосредоточено на социальных эффектах, а профориентационные редуцируются.
Между тем возникновение профориентационного фокуса, обладающего значимостью как для вузов, так и для стейкхолдера проекта (Минпросвещения России) и прямых интересантов (семей), представляется неизбежным при его дальнейшем масштабировании. Проф­ориентация в рамках профильных смен и летних школ — один из значимых мотивов для вузов в рамках реализации «третьей миссии» [Касамара, 2020, с. 187]. Сегодня профильные смены и летние школы проводятся многими столичными и региональными, а также отраслевыми вузами.

При этом в российской и зарубежной научной литературе отмечается дефицит публикаций, в которых приводились бы объективные данные о проф­ориентационных эффектах университетских профильных смен и об их влиянии на формирование образовательных стратегий учащихся. Материал для такого анализа дает проект Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, инициированный руководством вуза и реализованный в формате профильной смены на базе университетского кампуса весной-осенью 2022 года.

В мае, августе и октябре 2022 года Высшей школой менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (далее — ВШМ СПбГУ) при участии профориентационной компании «АРТ Личность» и Академии талантов Санкт-Петербурга проведены смены продолжительностью от 4 до 6 дней. Отраслевым партнером летней смены также выступил холдинг С­ИБ­УР.
Участниками двух профильных смен «Школа менеджера» стали 59 старшеклассников из Санкт-Петербурга, а профильной «Каникулярной смены СИБУР» — 33 школьника из Благовещенска, Тобольска, Нижнекамска и Казани. Всего в трех профильных сменах приняли участие 92 юноши и девушки в возрасте 14−16 лет.

Цель университетских смен ВШМ СПбГУ — непосредственное знакомство школьников с вузом и программами обучения по направлению «Менеджмент», а также организация профессио­нальных проб и формирование знаний и навыков по профилю смены. Каникулярная смена СИБУР содержала дополнительную задачу: ознакомление с профилем деятельности компании и формирование лояльности к бренду холдинга.

Структура образовательной программы смены предполагала соотношение профильного обучения к освоению универсальных навыков приблизительно в равных долях. Реализацию профильного обучения осуществляли преподаватели и аспиранты ВШМ СПбГУ, а также отраслевые профессионалы холдинга СИБУР. Преподаватели и специалисты познакомили участников с основными этапами проектной работы и с инструментами, используемыми при разработке проектных идей (SWOT-анализ, бизнес-моделирование и др.), а также осуществляли поддержку в решении практических кейсов, связанных со сферой менеджмента и деятельностью холдинга СИБУР.
Особое внимание в рамках образовательной программы уделено развитию универсальных компетенций: умению работать в команде, коммуникативным навыкам и ораторскому мастерству. Реализацию данной части программы обеспечивали психологи и тренеры по soft-skills профориентационной компании «АРТ Личность».

Все три профильные смены проходили на базе кампуса ВШМ СПбГУ, что открывало для участников возможность непосредственно ознакомиться с тем, как учатся и живут студенты одной из ведущих бизнес-школ России. Для иногородних участников университетских смен были организованы экскурсии по основным туристическим маршрутам Санкт-Петербурга. Игровую и развлекательную программу обеспечивали вожатые.

Апробация и внедрение модели университетской профильной образовательной смены ВШМ СПбГУ сопровождались проведением исследования, целью которого стало определение образовательных результатов и профориентационных эффектов таких смен. Полученные данные позволили обозначить подходы к оценке эффективности модели и разработке предложений по ее совершенствованию для дальнейшего масштабирования, в том числе в рамках федерального проекта «Университетские профильные образовательные смены».
Методы исследования
Исследование проведено методом онлайн-анкетирования среди участников трех про­фильных университетских смен ВШМ СПбГУ весной-осенью 2022 года. Выборка охватила 87 юношей и девушек в возрасте 14−16 лет и 40 родителей.

Основу методологии составило лонгитюдное исследование Высшей школы экономики «Траектории в образовании и профессии», что позволяет вписать полученные данные в широкий контекст исследований в сфере профориентации.

При входном анкетировании мы ставили задачу выявить мотивы выбора учащимися профильной университетской смены, определить уровень их осведомленности о профиле смены (профессиях и направлениях обучения в сфере менеджмента и нефтегазовой и химической промышленности), а также их образовательные стратегии.

Итоговое анкетирование было направлено на выявление изменений в знаниях, навыках и образовательных стратегиях участников смен, а также на отношение к бренду ВШМ СПбГУ.
Результаты исследования
Результаты исследования показали, что среди мотивов выбора профильных университетских смен у школьников преобладают возможность приобрести интересный опыт (32%) и возможность больше узнать о профессии по профилю смены (27%). То есть участники смен ориентированы на личностное развитие и интерес, но при этом удерживают в фокусе внимания и ориентацию на поступление в вуз (рис. 1).

Характерно, что по итогам смены такое ранжирование сохраняется. На вопрос о наиболее важном личностном результате, достигнутом за время смены, 50% респондентов отвечают: «рост знаний и навыков по профилю смены», 43% - «возможность определиться относительно профессии и обучения по данному направлению».

Результаты анкетирования по итогам трех профильных университетских смен показали, что 34% респондентов утвердились в своем решении поступать на направление обучения по профилю смены, 35% рассматривают такой вариант, хотя ранее не планировали продолжать обучение по данному направлению, а 9% в процессе смены поняли, что данное направление обучения им не подходит (рис. 2).
В качестве важного профориентационного эффекта смен можно отметить рост лояльности участников к бренду университета и про­фильной программе. Если в начале смены лишь порядка трети респондентов отмечали в качестве значимого мотива своего участия знакомство с кампусом и программой обучения в ВШМ СПбГУ, то после завершения смены — порядка 70%. Более половины респондентов после завершения смены оставили свои контакты для получения рассылки о профориентационных мероприятиях вуза.

Результаты опроса родителей показали, что 95% из них готовы рекомендовать про­фильные смены ВШМ СПбГУ друзьям и знакомым, а 68% - оплачивать участие своих детей в других профориентационных программах вуза.

Таким образом, основными профориентационными результатами профильных университетских смен являются:

А) самоопределение относительно профильного направления обучения в вузе — для 43% участников;

Б) популяризация и знакомство с профилем — для трети участников.

Основным же эффектом является повышение лояльности к бренду вуза и его структурного подразделения.

Анализ образовательных результатов участников показал, что большинство респондентов по итогам участия в сменах ВШМ СПбГУ оценивают рост своих знаний по профильным дисциплинам в среднем на 2 балла по сравнению с началом смены (рис. 3).
Автор иллюстраций#nbsp;— Данила Меньшиков
Важно отметить, что сопоставительный анализ результатов анкетирования позволил установить связь между образо­вательным и профориентационным компонентами университетской смены. Респонденты, которые в качестве наиболее значимого результата участия в сменах отмечают развитие профильных знаний и навыков, демонстрируют более четкую позицию по вопросам профес­сионального самоопределения.

Такие респонденты примерно в равных долях проявляют устойчивый интерес к профессии (планируют поступать на направление «Менеджмент» или направления нефтегазовой и химической промышленности) и первичный интерес (задумались над выбором профессии в этой сфере, хотя раньше не рассматривали такой вариант).

Описанная взаимосвязь подтверждается и прямым запросом со стороны некоторых участников смен на углубление профильного компонента программы в части решения кейсов, практических задач из сферы менеджмента и разработки проектов.

Свои пожелания участники смен выразили в электронной форме обратной связи:
«Все понравилось, но я мог бы воспринять больше конкретной информации по бизнес-моделям, техникам и методам переговоров. Я бы хотел глубже погрузиться в менеджмент»
«Нам очень жаль, что смена длилась такой короткий промежуток времени, хотелось бы чуть побольше, т. к. можно будет качественней разработать проект, получить больше знаний и пообщаться с людьми»
«Хотелось больше теории, изучения реальных инструментов менеджмента (возможно в лекционном формате). Тема <проекта> изначально предполагает создание чего‑то не совсем реального и допускает немного фантазии, но жюри задавали вопросы о конкретных цифрах в рублях и сроках реализации с обоснованием. Хотелось искать решения для чего‑то более „земного“»
«Смена прошла круто! Мне очень понравилось работать над таким нестандартным проектом, хотя масштаб и важность работы вначале очень пугали. Возможно, было бы круче, если бы больше времени было уделено работе над проектом и разбору кейсов в этой сфере»
Таким образом, результаты исследования позволяют предположить, что профильное обучение в рамках университетской профильной образовательной смены, фактически являясь профессиональной пробой, становится важным инструментом сопровождения процесса профессионального самоопределения учащихся.
Дискуссионные вопросы
Несмотря на высказанное предположение, в­опрос о непосредственном влиянии про­фильного обучения на возникновение профориентационных эффектов требует дополнительного изучения. Сходные по проблематике исследования показывают, что профильное обучение может выступать как инструмент воспитания и универсального развития, не создавая при этом существенных профориентационных эффектов [Зенкин, Павлов, 2022].

Также открытым остается вопрос о влиянии структурных компонентов смены на возникновение интереса к профессии и вузу. Согласно данным проведенного исследования, в ранжированном списке наиболее значимых для участников смен событий и результатов нет статистически значимых расхождений между приобретением друзей, саморазвитием, интересным времяпрепровождением и знакомством с профилем, а также условиями обучения в вузе. То есть учащиеся не могут разделить эффекты личностного развития и профессио­нального самоопределения — оба эффекта для них важны.
Модель профильной университетской смены может стать важным инструментом первого знакомства школьников с профессией, вузом, образовательным и экономическим потенциалом региона
Сходные результаты при реализации программы профильного космического лагеря в Южной Австралии описывает авторский коллектив Университета Нового Южного Уэльса.

Анкетирование выпускников, проведенное к 20‑летнему юбилею лагеря, показало, что в качестве наиболее ценного результата своего участия в сменах космического профиля респонденты видят встречу с единомышленниками и возможность завести дружеские контакты [Clayfield et al., 2017]. Результаты собственно профильного обучения занимали в ранжировании респондентов второе-третье место.
Выводы
Исследование, проведенное на базе трех профильных смен Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, позволяет утверждать, что представленная модель университетской про­фильной образовательной смены создает условия для личностного и профессионального само­определения школьников: для 43% из них смена становится пространством профессионально­го самоопределения, а для 35% - пространством первого знакомства с профессией.

Значимую профориентационную функцию в рамках смены выполняют профильное обучение и решение задач из сферы практической деятельности (профпробы): большинство респондентов, проявивших заинтересованность в продолжении обучения или в продолжении знакомства с профильным направлением смены, отмечают важность и даже необходимость приобретения и развития профильных знаний и навыков.

При этом важно учитывать, что участники зачастую не могут отделить эффекты различных мероприятий и компонентов программы: личностное развитие, межличностная коммуникация и приобретение профильных навыков для них одинаково важны и являются значимыми результатами смены, оказывающими влияние в том числе и на лояльность к бренду вуза.
Особенно важным представляется учет этого обстоятельства при выстраивании дальнейшей работы с теми 35% выпускников, которые находятся в зоне неустойчивого интереса к профессии, сформированного под влиянием карьерных интервенций во время смены.

Полученные данные позволяют предложить к обсуждению вопрос о балансировке различных компонентов смены — профильного обучения, универсальных компетентностей, навыков для жизни, культурно-досуговой программы — а также вопрос их ресурсного обеспечения, в первую очередь кадрового (отраслевые профессионалы, преподаватели высшей школы, тренеры по компетенциям, вожатые и др.).

Немаловажным представляется вопрос дальней­шего сопровождения выпускников университетских профильных образовательных смен и изучения их образовательных траекторий, что позволит оценить влияние карьерных интервенций на формирование образова­тельных и профессиональных стратегий учащихся.

Продолжение исследований в указанной области, в том числе на базе федерального проекта «Университетские профильные образовательные смены», представляется перспективным с точки зрения поиска сбалансированной модели, учитывающей интересы различных стейкхолдеров и участников образовательного процесса (вузов, семей, школ, реального сектора экономики), что позволит повысить эффективность реализации государственной политики в сфере формирования и управления человеческим капиталом.

Модель профильной университетской смены может стать важным инструментом первого знакомства школьников с профессией, вузом, образовательным и экономическим потенциалом региона, что соответствует «третьей миссии» университета.
В качестве некоторых примеров из сферы отраслевого дополни­тельного образования детей можно привести: профильные организации ОАО «РЖД» — Детские железные дороги; сеть детских морских центров, интересантом деятельности которых выступает Минтранс России; образовательную программу для школьников России компании Samsung Electronics «IT Школа Samsung»; профильные программы ГК «Росатом» и других отраслевых организаций, федеральных органов исполнительной власти и крупного бизнеса.
В качестве некоторых примеров можно привести Летние школы НИУ ВШЭ, профильную смену «Проектный хакатон» Казанского федерально­го университета, каникулярную профильную смену «Биотехнология растений» Алтайского государственного университета, проект для учащихся Роснефть-классов «Нефтяная смена» на базе Института нефти и газа Сибирского федерального университета и другие проекты.
Список источников
1. Адольф В. А., Ковалевич И. А., Чурляева Н. П. (2011). Проектирование системы профессионального образования в условиях комплекса «Школа — вуз — предприятие». Казанский педагогический журнал, 4 (88), 77–87.

2. Блинов В. И., Сергеев И. С. (2020). Веер возможностей: профессиональное образование 2020–2035. Образовательная политика, 1(81), 76–86.

3. Зенкин М. А., Павлов А. В. (2022). Воспитательные эффекты и ре­зу­льтаты профориентационной деятельности в дополнительном образовании детей. Профессиональное образование и рынок труда, 10(3), 116–132.

4. Касаткина Н. Э., Красношлыкова О. Г., Руднева Е. Л. и др. (2020). Опережающая система подготовки кадров для региона в образова­тельных и профессиональных организациях. Профессиональное образование в России и за рубежом, 3(39), 15–20.

5. Кижаева Д. В., Кечина М. А., Савельева-Рат Е. А., Яшкова А. Н. (2022). Психолого-педагогическое сопровождение подростков в условиях «Университетских профильных (образовательных) смен». Учебный эксперимент в образовании, 3(103), 32–39.

6. Отчет о реализации «третьей миссии» НИУ ВШЭ 2019/2020. (2020). М., Изд-во НИУ ВШЭ.

7. Проект «Университетские профильные образовательные смены» расширяет свою географию. Официальный интернет-сайт Министерства просвещения Российской Федерации. URL: https://edu.gov.ru/press/5569/proekt-universitetskie-profilnye-obrazovatelnye-smeny-rasshiryaet-svoyu-geografiyu/ (дата обращения: 04.12.2022).

8. Сергеев И. С., Блинов В. И., Есенина Е. Ю. и др. (2019). Ключевые тезисы концепции профессионального самоопределения в условиях пост­индустриальной эпохи. М., «Перо».

9. Технологическое образование школьников: актуальная ситуация и пути развития. (2020). М.: Кружковое движение НТИ, Институт образования НИУ «ВШЭ».

10. Третья миссия университета: КИУ — вуз неравнодушных людей. (2021). Изд-во «Познание» Казанского инновационного ун-та им. В. Г. Тимирясова.

11. Ainslie P., Huffman S. (2019). Human Resource Development and Expanding STEM Career Learning Opportunities: Exploration, Internships, and Externships. Advances in Developing Human Resources, 21(1), 35–48.

12. Clayfield K., Samardzicb O., Roach M. (2017). 20 years of Space school: a longitudinal study of the influence of an extracurricular space education program on Australian secondary school students' study and career choices. 68th International Astronautical Congress (IAC), Adelaide, Australia, 25-29 September 2017. P. 1–5.

13. Gross S., Park E., Pickl A., Storck T. (2019). K – 12 school\Industry partnership for modelling and simulation. 2019 IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON)/ 9 – 11 April, 2019. American University in Dubai, Dubai, UAE. P. 1241–1249.

14. Knudsen M. P., Frederiksen M. H., Goduscheit R. C. New forms of engagement in third mission activities: a multi-level university-centric approach. Innovation: Organization & Management, 23(7):1-31, 209–240.

15. Theriault G., Galibois S. (2019). The intricate and symbiotic relationship between educational institutions and the industry. Fifteenth Conference on Education and Training in Optics and Photonics: ETOP 2019. Vol. № 111431W (2 July 2019).
Career guidance of schoolchildren. Profile university shift as an instrument of educational policy
  • Mikhail Alexandrovich Zenkin
    Deputy Director at Maritime Federal Resource Center for Extracurricular Activities of Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping, Saint Petersburg, Russian Federation.
  • Aidar Anisovich Farrakhov
    General Director, ART Lichnost LLC, Saint Petersburg, Russian Federation.
  • Anna Alexandrovna Kolganova
    Senior specialist of social projects department, Samsung Electronics, Moscow, Russian Federation.
Abstract
Creating conditions for early professional choice of schoolchildren, as well as ensuring continuity of educational path from school to college / university and further to professional occupation are considered today in the framework of the state policy in the sphere of education as a tool for human capital development. An important role in this activity is played by universities. Traditionally they put a lot of effort into execution of career guidance activities for schoolchildren. The format of career guidance shifts arranged by universities is now considered, on the one hand, to be a measure for implementing the career guidance agenda, on the other — the way of social policy implementation in the region (through the "third mission" of higher education). Still there is a shortage of objective data on effects of such shifts and their impact on educational strategies of schoolchildren. The study conducted on the basis of the Graduate School of Management of St. Petersburg State University in spring — autumn 2022 during three career guidance shifts for schoolchildren from St. Petersburg and regions of Russia allows to identify approaches to assessing the effectiveness of the suggested model of the career guidance shift, and also provide grounds for developing proposals for its improvement for further scaling.

Keywords Human resource development, career education, career guidance university shift, industrial extracurricular activities, outdoor education.
Acknowledgements
The authors express their gratitude to the leadership of the Graduate School of Management of St. Petersburg State University for the opportunity to conduct a study as part of a joint project to organize university profile shifts for schoolchildren from St. Petersburg and regions of Russia "School of Manager".
References
1. Adolf V. A., Kovalevich I. A., Churlyaeva N. P. (2011). Design of the vocational education system as a complex "School — university — enterprise". Kazan Pedagogical Magazine, 4 (88), 77−87.

2. Ainslie P., Huffman S. (2019). Human Resource Development and Expanding STEM Career Learning Opportunities: Exploration, Internships, and Externships. Advances in Developing Human Resources, 35−48.

3. Blinov V. I., Sergeev I. S. (2020). Scope of opportunities: vocational education 2020−2035. Educational policy, 1 (81), 76−86.

4. Clayfield K., Samardzicb O., Roach M. (2017). 20 years of Space school: a longitudinal study of the influence of an extracurricular space education program on Australian secondary school students' study and career choices. 68th International Astronautical Congress, 1−5.

5. Gross S., Park E., Pickl A., Storck T. (2019). K — 12 school \ Industry partnership for modelling and simulation. 2019 IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON), 1241−1249.

6. Kasatkina N. E., Krashoshlykova O. G., Rudneva E. L. (2020). Advanced training system for the region in educational and professional organizations. Vocational education in Russia and abroad, 3 (39), 15−20.

7. Kizhaeva D. V., Kechina M. A., Savelyeva-Rat E. A., Yashkova A. N. (2022). Psychological and pedagogical support of adolescents in the conditions of "University shifts". Educational experiment in education, 3 (103), 32−39.

8. Knudsen M. P., Frederiksen M. H., Goduscheit R. C. (2019). New forms of engagement in third mission activities: a multi-level university-centric approach. Innovation: Organization & Management, 23 (7), 209−240.

9. Report on the implementation of the "third mission" of the HSE 2019/2020. (2020).

10. Sergeev I. S., Blinov V. I., Yesenina E. Yu. (2019). Key theses of the concept of professional self-determination in the conditions of the post-industrial era.

11. Technological education of schoolchildren: the current situation and ways of development. (2018). NTI Circle Movement.

12. The project "University career educational shifts" expands its geography. Official website of the Ministry of Education of the Russian Federation. URL: https://edu.gov.ru/press/5569/proekt-universitetskie-profilnye-obrazovatelnye-smeny-rasshiryaet-svoyu-geografiyu.

13. Theriault G., Galibois S. (2019). The intricate and symbiotic relationship between educational institutions and the industry. Fifteenth Conference on Education and Training in Optics and Photonics: ETOP 2019, 11 1431W.

14. Third mission of a university: Kazan Innovation University. (2021).

15. Zenkin M. А., Pavlov А. V. (2020). Educational effects and results of career guidance in additional education of children. Vocational education and the labor market, 3 (10), 116−132.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!