ПРОФОРИЕНТАЦИЯ. ПСИХОЛОГИЯ
Мотивационное сопровождение профессионального выбора
провокация vs манипуляция?
Игорь Станиславович Сергеев
Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования РАНХиГС (125 319, РФ, Москва, Черняховского ул., 9/1).
Аннотация
В настоящее время основное внимание в профориентационной работе уделяется формированию инструментфальной готовности выпускника к профессиональному самоопределению, тогда как основной проблемой является дефицит его мотивационной готовности. Внешнее управление мотивацией профессионального выбора может осуществляться на основе двух противоположных стратегий — манипулятивной и провокативной. Цель манипуляции — формирование самоопределения с заранее заданными параметрами; цель провокации — активизация субъектной позиции как основы самоопределения. В работе показана связь провокативной профориентации с концепцией профессиональной активизации и представлены некоторые провокативные методы профориентационной работы.

Ключевые слова: профориентация, сопровождение, активизация, субъектная позиция, мотивационная готовность
Введение
«- Люблю ли я школу? — Голос звенящий, взволнованный. — Да, люблю! Очень!.. Как волчонок свою нору… И вот нужно вылезать из своей норы. И оказывается — сразу тысячи дорог!.. Тысячи!..

По актовому залу пробежал шорох.

— По какой не идти? Давно задавала себе этот вопрос, но отмахивалась, пряталась от него. Теперь все — прятаться нельзя. Надо идти, а не могу, не знаю… Школа заставляла меня знать всё, кроме одного — что мне нравится, что я люблю. Теперь вот оглянулась, и оказалось — ничего не люблю. Тысячи дорог — и все одинаковы, все безразличны… Не думайте, что я счастливая. Мне страшно. Очень!»
Это повесть Василия Тендрякова «Ночь после выпуска», написанная им в 1974 году. Почти полвека тому назад. Что изменилось с тех пор?

Вопрос, как говорится, провокационный. Изменилось очень многое. Девочка из 1974-го жаловалась, что на неё разом свалились «тысячи путей». В нашем 2018-м профинформационное пространство обширно и насыщенно, и множество людей постоянно работает над тем, чтобы оно было ещё насыщеннее, ещё актуальнее, ещё доступнее.

Но всё чаще складывается впечатление, что сами «профориентаторы» измеряют эффективность своей работы в единицах информации — в мегабайтах. Чем больше мегабайт, тем выше качество профессиональной ориентации.

Что в этом не так?
Мотивационный дефицит
Наша гипотеза[1] состоит в том, что доминирующая направленность профориентационной работы с обучающимися и основной дефицит в подготовке к профессиональному самоопределению в настоящее время не совпадают. А именно: работа ведётся, преимущественно, над формированием инструментальной готовности школьников к профессионально-образовательному выбору. При этом по умолчанию считается, что у них достаточно внутренних мотивов, чтобы активно использовать эти инструменты для своего развития.

Но инструментальная готовность — это только половина дела. Есть ещё и мотивационно-психологическая готовность. И на практике проблема неэффективности профориентационной работы — не в недостатке средств, а именно в недостатке мотивации.

«Тысячи дорог — и все одинаковы, все безразличны». Точно по Тендрякову.

Мотивационный дефицит характерен не только для выпускников школ, но и для их родителей, с которыми профориентационная работа строится исключительно на информировании, без учёта их собственной внутренней мотивации. Точнее — демотивации, нежелания быть полноценными субъектами сопровождения профессионального самоопределения своих детей, квалифицированными и активными заказчиками профориентационных услуг.

В Москве есть огромное количество доступных профессионально-информационных ресурсов для школьников и родителей, но их востребованность, увы, невысока. Родители не видят своей роли в профориентационном процессе и не понимают, какие шаги нужно предпринять для того, чтобы профессионально-образовательный выбор ребенка был своевременным, осознанным и успешным. По данным УМЦ «Параллели знаний», в Москве 73% семей учащихся 7-х — 10-х классов не видят для себя никаких вариантов действий по поддержке профессионально-образовательного выбора ребенка (кроме элементарной профдиагностики в форме тестирования) и поэтому не предпринимают никаких действий в этом направлении. О массовых профориентационных мероприятиях, проводимых Департаментом образования Москвы для школьников и их родителей, во многих школах знают лишь единицы, и ещё меньше доля тех, кто их посещает.

Итак, с одной стороны, в профориентационной работе наблюдается серьёзный дефицит. Это работа с мотивацией школьников и их родителей. С той самой мотивацией, которая должна стать основой субъектной позиции в профессиональном и более широком жизненном самоопределении человека, вступающего во взрослую жизнь.

С другой стороны, в России существует ряд современных, активно развивающихся профориентационных практик, нацеленных именно на работу с мотивационными аспектами профессионально-образовательного выбора. Речь идёт, например, о стратегии «повышение престижа рабочих и инженерных профессий» [7]. Такого рода стратегии, в соответствии с традиционной структурой профессиональной ориентации, могут быть квалифицированы как «профессиональная пропаганда» или «профессиональная ориентация». Но всё чаще используется более жёсткая и более точная терминология — «манипуляция», «манипулятивный подход» [6]. С психологической точки зрения, такого рода стратегии оказывают манипулятивное воздействие на сознание ребёнка (а часто, и на родителей), форсируя процесс профессионального самоопределения и «подталкивая» учащихся к профессиональному выбору в нужном направлении. На выходе — «предопределённое самоопределение» с заранее заданным результатом.
[1] Автор статьи выражает свою признательность Д. В. Гришину (Москва) и Л. В. Захарову (Тюмень), в дискуссиях с которыми уточнялись контуры этой гипотезы и другие содержательные аспекты, положенные в основу этой статьи.


В профориентационной работе наблюдается серьёзный дефицит. Это работа с мотивацией школьников и их родителей.
Психологический механизм манипулятивного воздействия на мотивацию человека может быть представлен следующей схемой:
  • Средство воздействия — предложение простого решения сложной проблемы (например: «Хотите получить престижную профессию? Вот она, пожалуйста!»).

  • Эмоциональная реакция человека, выступающего объектом манипуляции (школьника, его родителей) — чувство удовлетворённости, эмоционального комфорта (что и позволяет манипулятору успешно использовать свою стратегию).

  • Истинная цель воздействующего (манипулятора) — побег от решения проблемы, её маскировка, сокрытие. Вместо реального решения проблемы манипулятор «подбрасывает» человеку, выступающему объектом манипуляции, псевдо-решение, выгодное самому манипулятору. (Например, такой выгодой для профессиональной образовательной организации, ведущей профориентационную работу, выступает повышение конкурса на невостребованные специальности).

  • Результат может быть обозначен как «объективация» — превращение человека, находящегося в ситуации выбора, в объект внешнего манипулирования.
Таким образом, формула манипуляции: «простой ответ» — комфорт плюс сокрытие проблемы — объективация. Эта логика прямо противоположна гуманистическим целям педагогического сопровождения профессионального самоопределения, связанным с актуализацией субъектной позиции выбирающего человека. Профориентационное воздействие, осуществляемое в манипулятивной логике, приводит к вырождению, деградации субъектной позиции (что мы и обозначили термином «объективация»).
Провокативная профориентация
Достижение противоположного результата — становление субъектной позиции человека в процессе его самоопределения — требует выстраивания противоположной, «антиманипулятивной» логики по формуле: «сложный вопрос» — эмоциональный дискомфорт плюс обнажение проблемы (с её принятием, осмыслением и самостоятельной выработкой путей решения) — субъективация.

Что скрывается за формулировкой «сложный вопрос»? Какое средство воздействия на мотивацию должно быть положено в основу субъектно-ориентированной профориентационной работы, направленной на повышение мотивационной готовности к профессиональному самоопределению?

Таким средством, известным в психолого-педагогических науках, является провокация. Следовательно, в качестве антипода «манипулятивной профориентации» мы обозначаем провокативную профориентацию (рис. 1).
Рис. 1. Два способа воздействия на мотивацию профессионального выбора
Семантическое пространство понятия «провокация» многогранно и при этом развито как в позитивную, так и в негативную сторону. Провокация — это вызов, активизация, побуждение, но в тоже время это — подстрекательство, троллинг и даже угроза.

В общем понимании «провокация» как метод воздействия на мотивацию человека представляет собой создание ситуации управляемого эмоционального обострения, предполагающей актуализацию и выведение в рефлексивную зону скрытых конфликтов и противоречий.
Семантическое пространство понятия «провокация» многогранно и при этом развито как в позитивную, так и в негативную сторону. Провокация — это вызов, активизация, побуждение, но в тоже время это — подстрекательство, троллинг и даже угроза.
Начиная с середины ХХ в., провокативные методы широко использовались для решения психотерапевтических задач, связанных с коррекцией отклоняющегося поведения и связанных с ним стереотипов мышления (провокативная психотерапия Ф. Фарелли [8]).

В педагогической деятельности провокативные приёмы используются для активизации учебной мотивации школьников и студентов, а также в воспитательном процессе. В последнем случае основное назначение провокативных методов также связано с коррекцией неприемлемых форм поведения, либо завышенной самооценки воспитанников. К провокативным методам воспитательной работы могут быть отнесены «метод взрыва» А. С. Макаренко [2] и приём «развенчивание», используемый, например, для корректировки самооценки ложного лидера в классном коллективе и коррекции межличностных отношений [3].

В профориентационной работе провокация имеет совершенно определённую цель. Это — активизация субъектной позиции самоопределяющегося субъекта (школьника) и других субъектов, обеспечивающих продуктивность его самоопределения (родителей).

В то же время провокация — довольно универсальный метод, его можно применять даже в сельском хозяйстве. Агрономы и фермеры используют метод «провокация сорняков», ускоряя их рост, чтобы они либо погибли во время заморозков, либо было легче их прополоть. Эта формулировка напоминает нам о том, что мы должны провоцировать не только саму субъектную позицию, но и те «сорняки», которыми заросло сознание школьников и их родителей в отношении мира труда и профессий. Провоцировать с тем, чтобы потом устроить «прополку».
Таким образом, у провокационных методов в профориентационной работе есть две основные задачи:
  • способствовать тому, чтобы человек «открыл глаза» и почувствовал себя субъектом выбора, самоопределения, собственной жизни;

  • выявить и откорректировать все ложные представления и стереотипы, мифы и деформации, которые препятствуют эффективному самоопределению.
На последнем моменте следует остановиться подробнее. Нам нередко представляется, что главная проблема построения профориентационной работы заключается в дефиците профессиональной информации, которую мы предоставляем школьникам и их родителям. Тогда как на самом проблема состоит в некритичном восприятии искажённой информации. Осмыслить ситуацию позволяет известный афоризм: «Проблема не в том, что люди невежественны, а в том, что они знают слишком многое из того, что не соответствует действительности». Родители наших школьников, которые знают о мире труда и профессий, о профессиональном образовании, о профессиональной карьере много такого, чего уже давно нет, а может быть, и никогда не было. Это те самые ложные представления, которые нужно корректировать с использованием провокативных методов. Коррекция осуществляется в два этапа. Первый — разоблачение мифов и отказ от них, готовность к восприятию субъективно новой информации. И только после этого становится возможным второй этап — собственно профессиональное информирование.

Каково место провокативных методов в структуре профориентационной работы? Очевидно, что их можно соотнести с профессиональной активизацией, основы которой были заложены работами Н. С. Пряжникова в 90-е гг. прошлого столетия [5]. Профессиональная активизация — «система мер, направленная на актуализацию вопросов профессионального самоопределения и развития для человека, пробуждение, поощрение, поддержка собственных шагов молодого человека на пути от смутных переживаний и ощущений смысла к реалистичным целям и программам их воплощения» [4, с. 78]. Выявление взаимоотношения и взаимосвязи понятий «профессиональная активизация» и «провокативная профориентация» требует отдельных исследований; ниже приведены некоторые сравнительные позиции

Как именно соотносятся друг с другом «профессиональная активизация» и «провокативная профориентация» — вопрос, требующий отдельной разработки. В самых общих чертах, можно обозначить следующие сравнительные позиции.

Целью как «профессиональной активизации», так и «провокативной профориентации» выступает формирование субъектной позиции самоопределяющегося человека и пробуждение его внутренней мотивации, обеспечивающей этот процесс. Однако из следующего описания процесса профактивизации ясно следует, что, по своему смыслу, это нечто отличное от провокации. «Суть активизации <которую осуществляет профконсультант> заключается в том, … чтобы вооружить <клиента> средствами для самостоятельного решения своих проблем. При этом на первых порах профконсультант больше выступает как инициатор активности. Он как бы демонстрирует в присутствии клиента способ решения проблемы …, но именно для того, чтобы тут же предложить использовать это средство самому клиенту. Таким образом, человек постепенно приобщается к решению своих проблем. Активность как бы „передается“ клиенту» [5, с. 22−23]. Это, по сути, процесс обучения, попытка научить субъектной позиции на собственном примере, работа, преимущественно, с когнитивной сферой. Провокация — это работа с эмоциями, это не обучение «извне», а действие, призванное вызвать толчок «изнутри».
Цель манипуляции — добиться неконфликтности, непротиворечивости, иллюзии стабильности и комфорта, что кажется очень привлекательным. Цель провокации — развитие, что требует смелости и усилий.
Есть и ещё одно существенное различие. Н. С. Пряжниковым представлена открытая система профессиональной активизации, включающая комплекс игровых, тренинговых и других методик. Их использование требует длительного времени и должно осуществляться специально подготовленным профессионалом, например, профконсультантом. Со своей стороны, говоря о провокативных стратегиях в профориентации, я имею в виду не столько систему работы, сколько комплекс своевременных точечных воздействий, которые могут оказывать разные субъекты, участвующие в сопровождении профессионального самоопределения школьников. Это не только профконсультанты и психологи, но и учителя, классные руководители, представители партнёрских колледжей, вузов и предприятий-работодателей, участвующих в сетевых профориентационных программах и мероприятиях, а также сами родители школьников.

Провокации (как, впрочем, и манипуляции) пронизывают всю жизнь человека, они подобны разноцветным нитям, из которых соткано полотно социальной жизни. Вспомним известную работу американского психолога Э. Л. Шострома «Анти-Карнеги, или человек-манипулятор». Он выявил манипулятивную сущность комплекса приёмов, разработанных и пропагандируемых Дейлом Карнеги для «завоевания друзей и оказания влияния на людей» [1] и противопоставил манипуляции идею «актуализации» человека как субъекта и автора собственной жизни [9].
Ещё одна проблема, подлежащая дальнейшей научной разработке, — это выявление, описание и классификация провокативных методов, которые могут быть использованы в профориентационной работе с обучающимися различных возрастов и их родителями (а также уточнение условий и рамок применимости каждого из этих методов). В качестве таких методов могут быть обозначены, например, следующие:
ВЫЗОВ — постановка сложной, личностно значимой задачи, которую можно «принять» или «отклонить», в ситуации обострения азарта, честолюбия, чувства собственного достоинства.
РАЗРЫВ — умышленное создание когнитивного диссонанса, например, в условиях неполноты или избыточности информации, либо в результате умышленной ошибки, перескока или пропуска в цепи рассуждений. Например, в схеме профориентационной работы: «Профинформирование — профдиагностика — профконсультирование — профессиональный выбор» есть разрыв? Какого звена не хватает в этой цепочке?.. Этот метод («разрыв») можно также назвать «интригой».
ОБОСТРЕНИЕ — выявление проблемы, акцентирование её личностной значимости и остроты. Это может быть умышленная драматизация уже имеющегося противоречия — такого, про которое мы обычно думаем: «А что тут такого? Ничего страшного, как-нибудь обойдётся». Задача обострения состоит в том, чтобы показать: нет, ничего подобного, «само собой» не «обойдётся».
КОНФРОНТАЦИЯ (столкновение позиций) — выявление интересов, мнений различных людей или групп и их умышленное противопоставление. Например, столкновение интересов детей и интересов родителей. Дети ждут от своего профессионального будущего высокой степени свободы, интересных и творческих проектов и нового опыта, а взрослые — стабильности, материальной обеспеченности и высокого социального статуса. Дело не в том, кто прав, а в том, какая из этих позиций способствует личностному развитию, а какая — деградации?
СТОЛКНОВЕНИЕ С ФАКТАМИ — предъявление объективных, истинных, без труда проверяемых фактов или цифр, противоречащих ложным убеждениям, мифам с целью разоблачения этих убеждений, «расчисткой поля» и формированием мотивации к получению новой информации. Мир не таков, каким мы привыкли его считать. Например, проблемы профориентации лежат не в той плоскости, в которой мы привыкли думать и действовать — вспомним начало этой статьи.
ДОВЕДЕНИЕ ДО АБСУРДА — доведение идеи или мнения до логического конца, с целью показать ложность предпосылок, на которых они основаны. Литературные аналоги хорошо известны: гипербола, гротеск.
Эта статья умышленно написана в конструктивном ключе, на основе «ДА"-стратегии. Я не ставил перед собой задачу подвергать критике концепцию провокативной профориентации. И всё же нужно сказать о главном препятствии, которое не просто выступает ментальным барьером на пути провокативной профориентации, но и сдерживает эффективность всей работы по поддержке самоопределения человека, основанного на укреплении его субъектной позиции. Это препятствие — общее стремление к эмоциональному комфорту, безопасности и стерильности, характерное, в том числе, для сферы образовании и для профориентации. «Лучше всю жизнь проспать, чем проснуться в кошмаре» — жёсткое, но справедливое определение. Очень часто люди предпочитают, чтобы ими манипулировали.
Цель манипуляции — добиться неконфликтности, непротиворечивости, иллюзии стабильности и комфорта, что кажется очень привлекательным. Цель провокации — развитие, что требует смелости и усилий.
В заключение — два вопроса, отнюдь не риторических.
Мы готовы к провокативной профориентации или будем продолжать измерять качество профориентационной работы в мегабайтах?
Если мы к этому не готовы, то на что мы надеемся?
Литература
1. Карнеги Д., Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. — М.: Прогресс, 1990. — 720 с.

2. Макаренко А. С., «Педагогическая поэма» / А. С. Макаренко; сост., вступ. ст., примеч., пояснения С. Невская — М.: ИТРК, 2003. — 736 с.

3. Натанзон Э. Ш., Приемы педагогического воздействия / Э. Ш. Натанзон. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Просвещение, 1972. — 216 с.

4. Профессиональное самоопределение: словарь терминов / С. Н. Чистякова, Л. П. Ашихмина, О. Т. Рабинович, Н. Ф. Родичев, Е. О. Черкашин под ред. С. Н. Чистяковой. — М.: ИЦ «Академия», 2014. — 128 с.

5. Пряжников Н. С., Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы / Н. С. Пряжников. — М.: ИЦ «Академия», 2014. — 416 с.

6. Сергеев И. С., К вопросу об эффективности стратегии профессиональной ориентации «повышение престижа рабочих профессий» [Электронный ресурс] / И. С. Сергеев // Современные проблемы науки и образования. — Пенза, 2014. — № 5; Доступ: www.science-education.ru/119−14 669 (дата обр.: 09.10.2018).

7. Фарелли Ф., Провокационная терапия / Ф. Фарелли Дж. Брандсма; пер. с англ. — Екатеринбург: Изд-во «Екатеринбург», 1996. — 216 с.

8. Шостром Э., Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / Э. Шостром. — Мн.: ТПЦ «Полифакт», 1992. — 128 с.
Igor.S. SERGEEV
Doctor of pedagogical sciences, leading researcher of Federal Institute of education development of Russian Presidential Academy of Nationsl Economy and Public Administration (9/1, Chernyakhovskogo ul., Moscow, 125 319, Russian Federation).
Abstract
Currently, the focus of professional orientation work is on the formation of the instrumental readiness of the graduate to professional self-determination, while the main problem is the lack of his motivational readiness. External control of the motivation of professional choice can be based on two opposing strategies — manipulative and provocative. The purpose of manipulation is the formation of self-determination with predetermined parameters; the purpose of the provocation is to activate the subject position as the basis of self-determination. The connection of provocative professional orientation with the concept of professional activation is shown. Some provocative methods of professional orientation are presented.

Keywords: professional orientation, support, activation, subject position, motivational readiness.
References
1. Karnegi D., How to Win Friends and Influence People. Moscow, Progress, 1990, p. 720.

2. Makarenko A. S., Pedagogicheskaya poe`ma [The Pedagogical Poem]. Moscow, ITRK, 2003, p. 736.

3. Natanzon, E`. Sh., Priemy` pedagogicheskogo vozdejstviya [Techniques of pedagogical influence]. Moscow, Prosveshhenie, 1972, p.216.

4. Chistyakova S. N., Ashixmina L. P., Rabinovich O. T., Rodichev N.F. Professional`noe samoopredelenie: slovar` terminov [Prossional self-identification: a dictionary]. Moscow, ICz "Akademiya", 2014, p. 128.

5. Pryazhnikov N. S., Aktiviziruyushhaya profkonsul`taciya: teoriya, metody`, programmy` [Activating professional consultation: theory, methods, programs]. Moscow, ICz "Akademiya", 2014, p. 416.

6. Sergeev I. S., K voprosu ob e`ffektivnosti strategii professional`noj orientacii "povy`shenie prestizha rabochix professij" [E`lektronny`j resurs] [To the question of the efficiency of professional orientation strategy "raising the profile of labour occupations] Available at: www.science-education.ru/119−14 669 (Accessed 09.10.2018).

7. Farelli F., Provocative therapy. Ekaterinburg, Ekaterinburg, 1996, p. 216.

8. Shostrom E`., Anti- Carnegie, or manipulator. Minsk, Polifakt, 1992, p. 128.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!