Наша гипотеза
[1] состоит в том, что
доминирующая направленность профориентационной работы с обучающимися и
основной дефицит в подготовке к профессиональному самоопределению в настоящее время не совпадают. А именно: работа ведётся, преимущественно, над формированием
инструментальной готовности школьников к профессионально-образовательному выбору. При этом по умолчанию считается, что у них достаточно внутренних мотивов, чтобы активно использовать эти инструменты для своего развития.
Но инструментальная готовность — это только половина дела. Есть ещё и мотивационно-психологическая готовность. И на практике проблема неэффективности профориентационной работы — не в недостатке средств,
а именно в недостатке мотивации. «Тысячи дорог — и все одинаковы, все безразличны». Точно по Тендрякову.
Мотивационный дефицит характерен не только для выпускников школ, но и для их родителей, с которыми профориентационная работа строится исключительно на информировании, без учёта их собственной внутренней мотивации. Точнее — демотивации, нежелания быть полноценными субъектами сопровождения профессионального самоопределения своих детей, квалифицированными и активными заказчиками профориентационных услуг.
В Москве есть огромное количество доступных профессионально-информационных ресурсов для школьников и родителей, но их востребованность, увы, невысока. Родители не видят своей роли в профориентационном процессе и не понимают, какие шаги нужно предпринять для того, чтобы профессионально-образовательный выбор ребенка был своевременным, осознанным и успешным. По данным УМЦ «Параллели знаний», в Москве 73% семей учащихся 7-х — 10-х классов не видят для себя никаких вариантов действий по поддержке профессионально-образовательного выбора ребенка (кроме элементарной профдиагностики в форме тестирования) и поэтому не предпринимают никаких действий в этом направлении. О массовых профориентационных мероприятиях, проводимых Департаментом образования Москвы для школьников и их родителей, во многих школах знают лишь единицы, и ещё меньше доля тех, кто их посещает.
Итак, с одной стороны, в профориентационной работе наблюдается серьёзный дефицит. Это работа с мотивацией школьников и их родителей. С той самой мотивацией, которая должна стать основой субъектной позиции в профессиональном и более широком жизненном самоопределении человека, вступающего во взрослую жизнь.
С другой стороны, в России существует ряд современных, активно развивающихся профориентационных практик, нацеленных именно на работу с мотивационными аспектами профессионально-образовательного выбора. Речь идёт, например, о стратегии «повышение престижа рабочих и инженерных профессий» [7]. Такого рода стратегии, в соответствии с традиционной структурой профессиональной ориентации, могут быть квалифицированы как «профессиональная пропаганда» или «профессиональная ориентация». Но всё чаще используется более жёсткая и более точная терминология — «манипуляция», «манипулятивный подход» [6]. С психологической точки зрения, такого рода стратегии оказывают манипулятивное воздействие на сознание ребёнка (а часто, и на родителей), форсируя процесс профессионального самоопределения и «подталкивая» учащихся к профессиональному выбору в нужном направлении. На выходе — «предопределённое самоопределение» с заранее заданным результатом.
[1] Автор статьи выражает свою признательность Д. В. Гришину (Москва) и Л. В. Захарову (Тюмень), в дискуссиях с которыми уточнялись контуры этой гипотезы и другие содержательные аспекты, положенные в основу этой статьи.