УЧИТЬ УЧИТЕЛЕЙ. СПОСОБНОСТИ

Педагоги ведущего колледжа:
исследование квалификационных дефицитов

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания РАНХиГС на 2019 год по теме «Разработка и апробация методов оценки квалификационных дефицитов педагогических работников как инструмента системы их профессионального роста».
  • Татьяна Григорьевна Кутейницына
    к. соц. н., ведущий научный сотрудник самарского филиала РАНХиГС (443 056, РФ, Самара, пр. Масленникова, д. 37).
  • Наталья Юрьевна Посталюк
    д. пед. н., профессор, главный научный сотрудник самарского филиала РАНХиГС (443 056, РФ, Самара, пр. Масленникова, д. 37).
  • Виктория Аркадьевна Прудникова
    к. пед. н., доцент, директор самарского филиала РАНХиГС (443 056, РФ, Самара, пр. Масленникова, д. 37).
Аннотация
В статье обсуждаются результаты исследования квалификационных дефицитов преподавателей дисциплин профессионального цикла ведущего колледжа. Представлены функциональная карта профессиональной деятельности, включающая в себя трудовые функции педагогов, квалификационный профиль отдельного преподавателя и целевой группы исследования. Приведены рекомендации по организации повышения квалификации педагогов ведущего колледжа для достижения соответствия их компетенций изменившимся требованиям профессиональной деятельности.

Методы исследования: экспертное интервью, анкетирование, групповое обсуждение, анализ, обобщение, метод структурно-функционального анализа деятельности, методы статистической обработки результатов опросов, методы графического представления результатов исследования.

Ключевые слова: ведущий колледж, квалификационный дефицит, педагог, профессиональное образование, профессиональный стандарт, трудовая функция.
Введение
Согласно национальной стратегии развития профессионального образования реализация ФГОС СПО по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям с учётом требований профессиональных стандартов и в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями (Топ-50) организована с опорой на так называемые ведущие профессиональные образовательные организации [3].

Это, как правило, профессиональные колледжи, которые наделяются статусом ведущих по результатам отбора в регионах в соответствии с системой критериев и требований под задачи сервисного ресурсного сопровождения в субъекте РФ подготовки квалифицированных кадров по «Топ-50» и «Топ-Регион» на международном уровне качества. В настоящее время в стране около 500 профессиональных образовательных организаций получили статус ведущих колледжей/техникумов.

Цель деятельности ведущих колледжей — обеспечение (в части отдельных видов ресурсов) массовой подготовки кадров в регионе по определённым (отраслевым) группам профессий и специальностей, входящим в перечни «Топ-50» и «Топ-Регион», в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями.

В региональном масштабе профессиональные образовательные организации, определённые в статусе ведущего колледжа в соответствующей области подготовки кадров по «Топ-50» и «Топ-Регион», — это лидеры, доказавшие свой профессионализм, имеющие опыт реализации различных проектов и оснащённые образовательными ресурсами высокого качества. В связи с этим особые требования предъявляются к педагогическому персоналу ведущих колледжей, квалификация которого опережающим образом должна быть приведена в соответствие с новыми задачами деятельности.

В статье представлен опыт установления квалификационных дефицитов педагогов с целью разработки индивидуальных программ их профессионального развития на примере ГБПОУ «Поволжский государственный колледж», который с 2017 года является ведущим колледжем Самарской области и выполняет функции региональной площадки сетевого взаимодействия. В качестве объекта исследования выступали преподаватели дисциплин профессионального цикла как целевая группа педагогического персонала колледжа. Предметом исследования стали показатели, характеризующие квалификационные дефициты преподавателей дисциплин профессионального цикла колледжа.
Функциональная карта
Исходя из особенностей целевой группы была спроектирована функциональная карта профессиональной деятельности для преподавателей дисциплин профессионального цикла ведущего колледжа. В её составе — два блока квалификационных требований:
1
инвариантный блок: содержит трудовые функции, реализуемые всеми педагогами целевой группы независимо от особенностей их должностного функционала;
2
вариативный блок: включает требования к квалификации педагогов данной целевой группы, обусловленные специфическими трудовыми обязанностями работников.
Особые требования предъявляются к педагогическому персоналу ведущих колледжей
Квалификационные требования первого блока формируются согласно действующему профессиональному стандарту «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [4] и приоритетам образовательной политики. В соответствии с профессиональным стандартом преподаватели данной целевой группы выполняют четыре обобщённые трудовые функции (ОТФ А, В, С, Е) на шестом уровне квалификации [7; 4]. В состав вариативной части функциональной карты входят трудовые функции, которые выполняются не всеми представителями целевой группы, а только теми, для кого это установлено должностным функционалом. Они связаны с дополнительными обязанностями преподавателей, которые не отражены (или не конкретизированы) в профессиональном стандарте и при этом требуют определённых профессиональных компетенций. К ним можно отнести квалификационные требования к педагогам, обусловленные необходимостью в рамках аттестации обучающихся по программам СПО проводить демонстрационные экзамены по технологии WordSkills, что обозначено как приоритет национальной образовательной политики в сфере СПО [2].

Новые трудовые функции (ТФ) возникли у преподавателей в рамках реализации программы развития Поволжского государственного колледжа на среднесрочную перспективу в связи с определением статуса колледжа как ведущего в Самарской области [8]. Так, в настоящее время в составе педагогического оснащения преподавателя актуализируется владение информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), востребовано преподавание с использованием дистанционных форматов, электронного обучения.
Функциональная карта профессиональной деятельности преподавателя дисциплин профессионального цикла в ведущем колледже, разработанная на первом этапе исследования, включает 7 ОТФ и составляющие их 24 ТФ:
1
ОТФ 1 — «Преподавание учебных дисциплин и междисциплинарных курсов»:
  • ТФ 1.1. «Организовывать учебную деятельность обучающихся по освоению учебных дисциплин и междисциплинарных курсов программы СПО»;
  • ТФ 1.2. «Осуществлять педагогический контроль и оценку освоения программы СПО в процессе промежуточной и итоговой аттестации»;
  • ТФ 1.3. «Разрабатывать программно-методическое обеспечение учебных дисциплин и междисциплинарных курсов программы СПО».
2
ОТФ 2 — «Организация учебного процесса на основе ИКТ»:
  • ТФ 2.1. «Выбирать подходящие средства и методы обучения с использованием ИКТ для достижения конкретных образовательных результатов в рамках учебной программы курса (дисциплины, модуля) и интегрировать их с традиционными педагогическими практиками»;
  • ТФ 2.2. «Определять требования к техническим средствам и устройствам, которые необходимы для проведения конкретного учебного мероприятия, а также выбирать инструментальные программные средства, которые наилучшим образом подходят для реализации заданного сценария»;
  • ТФ 2.3. «Организовывать аудиторную (в том числе самостоятельную) индивидуальную, групповую и фронтальную работу обучающихся с использованием средств ИКТ и интернет-ресурсов в различных условиях»;
  • ТФ 2.4. «Организовывать внеаудиторную (в том числе самостоятельную) индивидуальную и групповую работу обучающихся с использованием средств ИКТ и интернет-ресурсов в различных условиях»;
  • ТФ 2.5. «Планировать и осуществлять личное профессиональное развитие с использованием средства ИКТ и интернет-ресурсов (в том числе сетевых форматов).
По методике «Матрица квалификационных дефицитов» составляются индивидуальные квалификационные профили преподавателей, выступающие основой для программ профессионального развития педагогов
3
ОТФ 3 — «Организация и проведение производственных/профессиональных практик»:
  • ТФ 3.1. «Организовывать учебно-производственную (учебно-профессиональную) деятельность обучающихся по освоению программ производственной (профессиональной) практики»;
  • ТФ 3.2. «Осуществлять педагогический контроль и оценку освоения обучающимися программ производственной (профессиональной) практики»;
  • ТФ 3.3. «Разрабатывать программно-методическое обеспечение производственной (профессиональной) практики».
4
ОТФ 4 — «Организационно-педагогическое сопровождение учебной группы (курса)»:
  • ТФ 4.1. «Создавать педагогические условия для развития группы обучающихся по программам СПО»;
  • ТФ 4.2. «Осуществлять социально-педагогическую поддержку обучающихся по программам СПО в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии».
5
ОТФ 5 — «Проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями)»:
  • ТФ 5.1. «Информировать и консультировать школьников и их родителей по вопросам профессионального самоопределения и профессионального выбора»;
  • ТФ 5.2. «Проводить практико-ориентированные профориентационные мероприятия со школьниками и их родителями».
6
ОТФ 6 — «Проведение демонстрационных экзаменов по технологии WordSkills:
Декомпозиция ОТФ 5 на ТФ произведена в соответствии с методическими материалами WordSkills Russia [5; 6].
  • ТФ 6.1. «Отбирать компетенции и комплекты оценочной документации WordSkills Russia для проведения демонстрационного экзамена с учётом соответствия содержания комплексных заданий цели оценки результатов освоения обучающимися ОПОП СПО или её части (профессионального модуля) по конкретной профессии/специальности»;
  • ТФ 6.2. «Выбирать профессиональный стандарт (стандарты) для оценки результатов освоения обучающимися ОПОП СПО или её части (профессионального модуля) при проведении демонстрационного экзамена на основе анализа содержания трудовых функций и трудовых действий и их соответствия требованиям ФГОС СПО»;
  • ТФ 6.3. «Гармонизировать содержание заданий демонстрационного экзамена с требованиями работодателей на основе корпоративных стандартов ведущих предприятий отрасли, квалификационных запросов работодателей региона и отражать их требования в вариативной части (модуле) комплексных заданий»;
  • ТФ 6.4. «Разрабатывать показатели и критерии (субкритерии, аспекты субкритериев) для оценивания качества выполнения заданий демонстрационного экзамена»;
  • ТФ 6.5. «Оценивать результаты выполнения заданий демонстрационного экзамена в соответствии с базовыми принципами объективной оценки результатов подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена и правилами, установленными для региональных чемпионатов «Молодые профессионалы» (WordSkills Russia), включая использование форм и оценочных ведомостей для фиксации оценок и/или баллов»;
  • ТФ 6.6. «Подготавливать материалы и организовывать демонстрационный экзамен для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья»;
  • ТФ 6.7. «Соблюдать установленные регламенты, правила поведения и Кодекс этики движения «Молодые профессионалы» (WordSkills Russia) во время демонстрационного экзамена».
7
ОТФ 7 — «Педагогическая деятельность в области дистанционного обучения»:
Наименование ОТФ 7 и её декомпозиция на ТФ приведены в проекте отраслевого профессионального стандарта «Педагогическая деятельность в области дистанционного обучения (в общем, профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании)» [7]
  • ТФ 7.1. «Организовывать дистанционную учебную деятельность обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) образовательных программ СПО»;
  • ТФ 7.2. «Осуществлять дистанционное преподавание учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по образовательным программам СПО».
Матрица квалификационных дефицитов
Оценку трудовых функций с точки зрения важности и значимости для профессиональной деятельности преподавателей дисциплин профессионального цикла производили восемь специалистов ведущего колледжа: заместители директора по учебно-воспитательной работе и учебно-производственной работе, руководитель методической службы колледжа и методисты, руководители предметных (цикловых) комиссий, а также наиболее опытные и квалифицированные педагоги целевой группы.

Результаты ранжирования экспертами колледжа обобщённых трудовых функций преподавателей дисциплин профессионального цикла в пятибалльной оценочной шкале представлены в виде диаграммы на рис. 1.

Рис. 1. Значимость ОТФ для целевой группы «Преподаватели дисциплин профессионального цикла» ведущего колледжа
Экспертные оценки значимости ОТФ использовались далее при установлении уровня актуальности квалификационных дефицитов, полученных для исследуемой целевой группы педагогов ведущего колледжа.

Квалификационные дефициты как разница между компетенциями, требуемыми для выполнения трудовых функций и имеющимися у педагога в настоящий момент, выявлялись посредством методики «Матрица квалификационных дефицитов». В зависимости от того, насколько значимой является оцениваемая ТФ и какова готовность педагога к её выполнению, можно констатировать степень актуальности квалификационных дефицитов и уровень требуемой оперативности в их ликвидации.

В результате проведённого исследования были получены следующие эмпирические результаты. Наибольшее число педагогов, имеющих квалификационные дефициты, выявлено по ОТФ 2 («Организация учебного процесса на основе ИКТ»): 15 человек, фактически все участники целевой группы. Это направление профессионального роста рассматриваемой целевой группы персонала ведущего колледжа целесообразно выделить как одно из наиболее массовых и актуальных. Оценка для каждого преподавателя уровня освоения ТФ, входящих в данную ОТФ, позволяет составить гибкую программу обучения целевой группы с индивидуальными образовательными траекториями и/или специализациями для участников.
В ходе исследования обнаружены квалификационные дефициты, характерные как для единичных педагогов, так и для группы респондентов
Оптимальный вариант модульной программы повышения квалификации педагогов по любой ОТФ включает в себя модули по каждой ТФ, входящей в состав ОТФ. В этом случае ряд преподавателей могут пройти обучение только по отдельным модулям, предназначенным для освоения ТФ, по которым у них зафиксированы квалификационные дефициты. Данный формат программы повышения квалификации может быть заказан в региональной системе дополнительного профессионального образования педагогических работников.

По ОТФ 7 («Педагогическая деятельность в области дистанционного обучения») число педагогов, которые имеют квалификационные дефициты, составило 13 человек. Система дистанционного обучения в Поволжском государственном колледже ещё только готовится к внедрению, это среднесрочная перспектива расширения набора используемых образовательных технологий. Именно сейчас и должна начинаться массовая подготовка педагогов к освоению данной практики. Судя по полученным оценкам ТФ, программа повышения квалификации по ОТФ 7 должна быть практико-ориентированной и системной (при этом она тоже может формироваться на модульной основе), потому что у подавляющего числа педагогов отсутствует опыт организации преподавания с использованием дистанционных образовательных технологий.
Квалификационный профиль
Одним из вариантов графического представления исследовательских результатов выступает квалификационный профиль (педагога или целевой группы педагогов). Это графическое представление уровней готовности педагога (или средних значений готовности в группе педагогов) к выполнению ТФ, составляющих должностной функционал. На такой диаграмме размещаются также показатели значимости трудовых функций, определённые экспертами. Несмотря на то что готовность педагога и значимость ТФ — независимые переменные, подобное представление позволяет визуально соотнести данные показатели в целях планирования программ профессионального развития.

На рис. 2 приведён квалификационный профиль целевой группы преподавателей колледжа в разрезе трудовых функций в сравнении со значимостью ТФ в их профессиональной деятельности.

Рис. 2. Квалификационный профиль целевой группы преподавателей (сравнение среднего значения готовности педагогов и значимости ТФ)
Самые низкие средние значения готовности педагогов к профессиональной деятельности получены для следующих функций:
— ТФ 2.3 «Организовывать аудиторную, в том числе самостоятельную индивидуальную, групповую и фронтальную работу обучающихся с использованием средств ИКТ и интернет-ресурсов в различных условиях»;
  • ТФ 6.6. «Подготавливать материалы и организовывать демонстрационный экзамен для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья»;
  • ТФ 7.1. «Организовывать дистанционную учебную деятельность обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) образовательных программ СПО»;
  • ТФ 7.2. «Осуществлять дистанционное преподавание учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по образовательным программам СПО».
Одним из вариантов графического представления исследовательских результатов выступает квалификационный профиль (педагога или целевой группы педагогов)
В ходе исследования обнаружены квалификационные дефициты, характерные как для единичных педагогов, так и для группы респондентов. В первом случае планирование индивидуальных программ будет ориентировано на подходящие программы повышения квалификации в имеющихся центрах и институтах дополнительного профобразования либо организацию индивидуальных стажировок преподавателей. Когда выявлены квалификационные дефициты, присущие нескольким представителям целевой группы, оптимальным будет приглашение соответствующего специалиста в колледж и организация группового обучения персонала.

По методике «Матрица квалификационных дефицитов» составляются индивидуальные квалификационные профили преподавателей, выступающие основой для программ профессионального развития педагогов. На рис. 3 приведён квалификационный профиль одного из преподавателей ведущего колледжа. В данном случае наиболее актуальные квалификационные дефициты педагога, которые должны быть ликвидированы в первую очередь, — это компетенции, необходимые для использования в преподавании современных средств ИКТ: ТФ 2.3 и ТФ 2.4. Они характеризуются высокой значимостью (более 3,5 балла по 5-балльной шкале) и низким уровнем освоения их респондентом (менее 3 баллов по 5-балльной шкале).

Рис. 3. Квалификационный профиль преподавателя ведущего колледжа в сравнении с диаграммой значимости ТФ
Выполнение данным преподавателем ТФ 1.3, 2.1, 2.2, 4.2, 6.1, 6.2, 6.4, 6.6, 7.1, 7.2 также не в полной мере обеспечено компетенциями, умениями, знаниями. Однако значимость их на среднем уровне, поэтому повышение квалификации по данной тематике можно запланировать на среднесрочную перспективу, в том числе посредством самообразования, взаимодействия с наставником (более опытным коллегой) и т. д. Решение по этому вопросу принимается методической службой ведущего колледжа во взаимодействии с педагогом.

Разработанные по результатам исследования индивидуальные квалификационные профили преподавателей целевой группы составят основу для формирования и обновления методической службой ведущего колледжа программ их профессионального развития.
Литература
1. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2013/06/13/trud-dok.html.

2. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении методических рекомендаций о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена» от 01.04.2019 № Р-42 [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-01042019-n-r-42-ob-utverzhdenii/.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по наиболее востребованным, новым и перспективным рабочим профессиям и специальностям (ТОП-50) [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/.

4. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 № 608н [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71202838/.

5. Аналитика соответствия профессиональных стандартов, образовательных стандартов, компетенций WorldSkills International и Ворлдскиллс Россия [Электронный ресурс]. URL: https://worldskills.ru/nashi-proektyi/akademiya-worldskills/proektno-analiticheskie-rabotyi/analitika.html.

6. Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия: Приложение № 1 к приказу Союза «Ворлдскиллс Россия» от 30.11.2016 № ПО/19 «О пилотной апробации проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в 2017 году». М., 2016.

7. Никуличева Н. В. Организационно-педагогическое обеспечение подготовки преподавателя для системы дистанционного обучения: дисс. … канд. пед. наук по специальности 13.00.08. М.: Федеральный институт развития образования, 2015.

8. Программа развития ведущего колледжа ГБПОУ «Поволжский государственный колледж» на 2017–2020 годы (принята педагогическим советом ГБПОУ ПГК, протокол № 6 от 09.11.2017) [Электронный ресурс]. URL: http://pgk63.ru/assets/files/TOP-50/programma-razvitiya-vedushhego-kolledzha-2017-2020(1).pdf.
Skills gaps analysis of teachers leading college
  • Tatyana G. KUTEYNITSYNA
    Candidate of Sociological Sciences, Leading researcher. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (37, Maslennikova ul., 443 056, Samara, Russian Federation).
  • Natalya Yu. POSTALYUK
    Doctor of Pedagogical Sciences, Chief Research Officer. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (37, Maslennikova ul., 443 056, Samara, Russian Federation).
  • Viktoriya A. PRUDNIKOVA
    Candidate of Pedagogical Sciences, Director. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (37, Maslennikova ul., 443 056, Samara, Russian Federation).
Abstract
The article contains the results of skills gaps analysis in teachers of professional vocational courses in leading college. The functional map of professional activity is presented, which includes the work functions of teachers, the qualification profiles of an individual teachers and of the target group of the study. The recommendations on the organization of advanced training of teachers leading college to achieve compliance of their competencies with the changing requirements of professional activity are given.

Research methods: expert interview, questioning, group discussion, analysis, synthesis, method of structural and functional analysis of professional activity, methods of statistical processing of survey results, methods of graphical presentation of research results.

Key words: leading college, skills gap, teacher, vocational education and training, professional standard, labor function.
References
1. Ministry of Labour and Social Protection of Russian Federation. (2013, April 12). On the approval of skill levels in order to develop draft professional standards. Retrieved from https://rg.ru/2013/06/13/trud-dok.html. (In Russ.).

2. Ministry of Education of the Russian Federation. (2019, April 1). On approval of guidelines for certification using the demonstration exam mechanism. Retrieved from https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-1 042 019-n-r-42-ob-utverzhdenii/. (In Russ.).

3. Ministry of Labour and Social Protection of Russian Federation. (2015). Federal state educational standards of secondary vocational education in the most popular, new and promising working professions and specialties. Retrieved from https://fgos.ru/ (In Russ.).

4. Ministry of Labour and Social Protection of Russian Federation. (2015, September 8). Professional standard of a teacher of vocational training, vocational education and additional professional education № 608n. Retrieved from https://base.garant.ru/71 202 838/. (In Russ.).

5. WorldSkills Russia Agency for the Development of Professional Communities and Workers. (2016). Analytics of compliance with professional standards, educational standards, competencies of WorldSkills International and WorldSkills Russia. Retrieved from https://worldskills.ru/nashi-proektyi/akademiya-worldskills/proektno-analiticheskie-rabotyi/analitika.html. (In Russ.).

6. WorldSkills Russia Agency for the Development of Professional Communities and Workers. (2016). Methodology of organizing and conducting a demonstration exam according to WorldSkills Russia standards. Мoscow. (In Russ.).

7. Nikulicheva, N. V. (2015). Organizational and pedagogical support for teacher training for the distance learning system. PhD Dissertation. Мoscow. (In Russ.).

8. Pgk63. (2017). Volga State College Development Program for 2017−2020. Retrieved from http://pgk63.ru/assets/files/TOP-50/programma-razvitiya-vedushhego-kolledzha-2017−2020(1).pdf. (In Russ.).
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!