Опыт Москвы показывает положительные преимущества развития и перехода образовательных организаций на нормативно-подушевое финансирование, которые выравнивают ресурсные возможности школ, а следовательно, устраняют неравенство образовательных возможностей московских школьников. Среди них необходимо назвать следующие:
Экзамен управленцы сдают в два этапа. Первый — часовое компьютерное тестирование в целях оценки управленческих компетенций руководителя. Необходимо отметить, что в современных условиях отличительные особенности управленческой сферы современного руководителя московской школы определяются следующими факторами:
Именно эти факторы определили содержание тематических блоков тестирования директоров московских школ. При этом все теоретические и практические вопросы составлены так, чтобы экзаменаторы могли выяснить, понимает человек, как управлять образовательной организацией, или нет. Программа формирует индивидуальную подборку из нескольких тысяч вопросов и кейсовых заданий для каждого пользователя. Нужно не просто знать нормативную базу, основы педагогики, менеджмента и права, но и понимать логику системы столичного образования.
Если первое испытание пройдено успешно, то кандидата ждет собеседование с аттестационной комиссией Департамента образования и науки города Москвы, в которую входят результативные директора московских школ, ученые, представители профсоюза, журналисты, родители, общественные деятели. Инструментом оценки профессиональной деятельности директора является аттестационная справка. Она включает в себя 7 разделов:
Выравнивание финансирования всех московских школ позволило открыто сравнивать их результаты.
С 2011 г. в Москве начал выстраиваться ежегодный независимый рейтинг школ, который стал объективной и общепризнанной шкалой оценки качества московского образования. В основу построения модели рейтинга образовательных достижений школ города Москвы были заложены следующие базовые принципы:
За все годы существования рейтинга его критерии совершенствовались. Так, например, методика расчета вклада школ в качественное образование московских школьников в 2019—2020 гг. включает в себя следующие блоки (по данным Московского департамента образования, 2019):