GLOBAL. восток
Разгрузка:
развитие образовательной политики в КНР
DOI 10.22394/2078−838Х−2021−3–100–105
Мария Александровна Гулева
к. э. н., доцент кафедры медиалингвистики, факультет журналистики, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (125 009, Москва, Моховая ул., 9, стр. 1).
Аннотация
Реформирование образовательной системы и поиск оптимальных направлений развития в XXI веке стали ключевыми пунктами социально-экономической повестки Китая. В целом стоит отметить, что за годы реализации политики реформ и открытости властям страны удалось достичь внушительных результатов в развитии образования. Показатель неграмотного населения снизился до 4,59%, а охват обязательным 9-летним образованием, наоборот, достиг 95%.

В последние несколько лет в образовательном сегменте КНР происходят интересные процессы, которые непременно сыграют важную роль в дальнейшем развитии страны. Сюда можно отнести стремительное развитие онлайн-образования на всех этапах обучения, возрождение сегмента профессионального образования и постепенный рост числа негосударственных учебных заведений. На этом фоне все большая вовлеченность властей и пристальное внимание правительства к нормативному регулированию всех «новых» направлений обучения становятся все более и более очевидными.

Ключевые слова
Китай, дополнительное образование, онлайн-образование, реформы, экзамен гаокао, учебная нагрузка, EdTech.
Ежегодный статистический сборник Китая:中国统计年鉴2020 www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2020/indexch.htm.
Введение
Актуальность рассматриваемой темы определяется прежде всего тем фактом, что в настоящий момент система образования Китая проходит через период интересных и важных в долгосрочной перспективе трансформаций. Актуальные изменения, несомненно, представляют большой интерес с точки зрения развития современного образования в целом.

Целью и задачей данного исследования было обозначить происходящие в настоящий момент реформы в образовательном сегменте КНР, оценить их предпосылки и сделать предположения относительно дальнейших перспектив развития отрасли.

В работе представлены результаты изучения материалов китайской образовательной и общественно-политической печати, публикаций китайских исследователей в области образования, нормативно-законодательных актов Китайской Народной Республики по проблемам развития образовательной отрасли.
Трудности образовательного пути
Выпускников высших учебных заведений из года в год становится все больше. Каждый раз это представляет собой определенный вызов для китайского рынка труда. В 2021 г. количество недавних студентов вузов превысило 9 млн человек.

Основной целью каждого выпускника является поиск высокооплачиваемой и престижной работы. Чтобы претендовать на топовые вакансии, вчерашний студент должен быть выпускником известного или крупного высшего учебного заведения, поступление в которое гарантируют высокие баллы китайского аналога ЕГЭ — экзамена гаокао (高考). Именно блестящая сдача этого экзамена становится заветной мечтой не только самих подростков, но в первую очередь их родителей. Весь образовательный процесс китайского ребенка с рождения и до окончания школы нацелен только на одно — получение высоких результатов за сдачу гаокао. Сделать это непросто, учитывая, что уровень образования в городах сильно отличается от уровня образования в сельской местности. Качество обучения в школах, квалификация учителей, степень развития образовательной инфраструктуры — все это сильно разнится от провинции к провинции, от Востока к Западу Китая.
研招网: 2021年全国普通高校毕业生达909万人 如何从"能就业"到"就好业" yz.chsi.com.cn/kyzx/kydt/202 106/20210602/2 073 691 446.html.
Обучение ребенка с рождения и до поступления в вуз требует от родителей огромных вложений. Именно это, по мнению многих, и становится причиной отказа семей заводить второго ребенка. По данным Национального статистического Бюро Китая, с 2019 по 2020 г. число новорожденных снизилось почти на 31%. Если в 2019 г. соотношение, к примеру, воспитателей в детских садах к числу малышей составляло 1:17, то с текущими темпами прироста населения к 2025 г. проблема зачисления детей в детские сады и начальные школы будет решена сама собой, так как соотношение количества учителей и учеников не будет превышать и 1:10. Подобная ситуация не может не волновать представителей власти, которые в мае 2021 г. пошли на то, чтобы разрешить семьям иметь даже троих детей, лишь бы выровнять прогнозируемый демографический дисбаланс в Китае.
Jiemodui: China’s Online Education Submits the Answer Sheet, What Do You Learn? https://en.jmdedu.com/Article/722.
В Китае существует термин chicken kids (鸡 娃) — так называют детей, живущих в ритме, который приводит к чрезмерной усталости
Однако у китайских родителей есть свои аргументы. По данным Шанхайской академии общественных наук, семья, проживающая в Шанхае, с рождения ребенка и до достижения им 15 лет тратит в среднем 840 тыс. юаней (около 130 тыс. долларов) на его воспитание; из них более 500 тыс. юаней идет на образование. Безусловно, Шанхай является не самым показательным примером для средней картины по стране, однако почти всегда в источниках, упоминающих расходы семьи на образование, говорится о цифре в 70−80% от всего семейного бюджета.

Более 75% китайских подростков в возрасте до 18 лет регулярно посещают дополнительные занятия. В Китае существует термин chicken kids (鸡 娃) — так называют детей, живущих в крайне интенсивном ритме, который приводит к чрезмерной усталости, подавленности и стрессу.
Reuters: Explainer: The cost of having a child in China www.reuters.com/world/china/cost-having-child-china-2021−06−01/.
南都观察家:"鸡娃"一定会带来美好未来吗?https://mp.weixin.qq.com/s/QsVCubNTTQvOVv_AMJzijA.
Родители в Китае отправляют своих детей в заведения дополнительного образования или к репетиторам, где учащиеся могут получить помощь по основным предметам, подтянуть свой уровень знаний, посетить занятия по спорту, искусству, поработать волонтерами или поучаствовать в других видах деятельности, за которые можно получить бонусные баллы для поступления в вуз. Однако подобная гонка не может не сказаться на психологическом состоянии детей.

Высокие траты на образование стали своеобразным камнем преткновения в продвижении политики равного доступа к образованию. Одни семьи могут позволить себе занятия детей с разнообразными репетиторами, посещение ими школ дополнительного образования и использование дорогостоящих онлайн-приложений для обучения. В то же время другие семьи проживают в отдаленных регионах страны, где им иногда не доступны не только стабильный интернет и дополнительные кружки, но и обычная школа. Дети из этих семей качественно отстают в уровне подготовки к сдаче выпускных экзаменов.

В последние годы подобная проблема стала еще более острой, и, вероятно, именно этот фактор, помимо демографического, послужил толчком для предпринимаемых сегодня властями реформ.
Сглаживание и урегулирование социальных контрастов, предоставление равных возможностей для получения образования были названы важными направлениями в работе центрального правительства Китая.

Прежде всего власти обратили пристальное внимание на сферу стремительно развивающегося онлайн-образования. За последние годы в Китае произошел настоящий бум в развитии данного сегмента. Число пользователей выросло со 104 млн в 2016 г. до 423 млн в 2020 г. Объем рынка онлайн-обучения, по предварительным подсчетам, вырос с 221 млрд юаней в 2016 г. до почти 500 млрд юаней в 2020 г.

В период пандемии власти Китая сами инициировали создание государственной онлайн-платформы, а также провозгласили лозунг: «Приостановлены школьные занятия, но не останавливается учеба». Тем не менее сейчас именно компании из сегмента онлайн-образования испытывают наибольшее потрясение от новых правительственных мер.

Компании, занимающиеся организацией дистанционных занятий и развитием обучающих онлайн-платформ, чаще всего имеют и широкую сеть учреждений дополнительного образования.
Агентство Синьхуа: 资本漩涡下的在线教育 http://www.xinhuanet.com/fortune/2021−01/18/c_1 126 992 636.htm.
国家中小学网云平台:http://ykt.eduyun.cn/ykt/sjykt/index.html.
Новое законодательное регулирование
Регулирование системы дополнительного образования и регламентирование деятельности EdTech-компаний начиналось постепенно. Первые шаги в этом направлении были предприняты еще в 2017 г. Так, например, в Шанхае, Чэнду и некоторых других городах местные власти начали кампанию против проведения школьных олимпиад, являющихся источником дополнительной нагрузки и стресса для учащихся и создающих атмосферу нездоровой конкуренции. Проведение подобных мероприятий было четко регламентировано местными департаментами образования, а все олимпиады (онлайн и офлайн), не попадающие в утвержденные списки, были запрещены.

В 2018 г. Канцелярия Госсовета впервые опубликовала «Руководство о необходимости стандартизировать деятельность всех внешкольных учреждений дополнительного образования». С этого же года начались постепенные проверки наличия лицензий на осуществление образовательной деятельности, проверки образовательной инфраструктуры, квалификации преподавателей и т. д.
EdTech (от англ. Educational technology, новые технологии в образовании) — понятие, включающее набор цифровых инструментов, направленных на повышение эффективности образовательного процесса.
С 2021 г. власти Китая начали уделять особое внимание развитию отдельных сегментов образовательной системы, в том числе секторам дополнительного и онлайн-образования.

После того как в январе Центральная комиссия по проверке дисциплины (ЦКПД) ЦК КПК заявила о необходимости проведения мониторинга ситуации в вышеуказанных отраслях, все соответствующие административные образовательные структуры начали активную работу в этом направлении. На сайте ЦКПД была опубликована статья, в которой говорилось об огромных масштабах рекламы онлайн-образования в стране, об ожесточенной конкуренции среди соответствующих компаний, о необходимости проверок ценовой политики в области дополнительного образования и качества предоставляемого обучения.
Агентство Синьхуа: 资本漩涡下的在线教育 http://www.xinhuanet.com/fortune/2021−01/18/c_1126992636.htm.
В марте во время проведения ежегодной сессии ВСНП сегмент дополнительного образования снова привлек всеобщее внимание. Среди обсуждаемых тем были вопросы о большой нагрузке детей в различных секциях, о занятиях с репетиторами, а также на различных онлайн-платформах, проверку которых было предложено провести в ближайшей перспективе. Тогда же власти отметили, что образование не должно быть ориентировано только на получение высоких оценок, а все учреждения, занимающиеся дополнительным образованием, должны пройти проверку качества предоставляемого обучения. Кроме того, государство должно контролировать навязчивую рекламу репетиторства.

В конце мая власти Китая одобрили предварительный проект документа о снижении нагрузки на детей в школьном и дополнительном образовании.
Jiemodui: K12教培政策梳理:从1月中纪委点名到7月"双减"落地,影响深远 www.jiemodui.com/N/126 407.html
В конце мая власти Китая одобрили проект документа о снижении нагрузки на детей
С середины июня 2021 г. Министерство образования объявило о начале работы специального отдела по надзору за учреждениями дополнительного образования. Основными функциями нового органа будут: 1) контроль за работой учреждений дополнительного образования, относящихся к дошкольной, начальной и средней ступеням обучения, выработка политики функционирования этих учебных заведений; 2) разработка вместе с соответствующими образовательными структурами содержания обучения, критериев для педагогических кадров, объема и времени проведения занятий (включая онлайн- и офлайн-активности), решение вопросов ценообразования и формирование правовой основы деятельности указанных учебных организаций и учреждений; 3) регламентирование проведения олимпиад и соревнований для школьников начальных и средних классов; 4) своевременная реакция на все проблемы, возникающие в сфере дополнительного образования на уровне обязательного обучения.

Факт создания подобной структуры говорит о большом внимании властей к развитию данного сектора образования и о его важности для совершенствования всей системы образования в целом.
24 июля 2021 г. Канцелярия Госсовета официально публикует «Руководство о постепенном снижении нагрузки учащихся на этапе обязательного и дополнительного образования». В документе содержатся положения о регламентировании деятельности учреждений дополнительного образования, о необходимости снижения учебной нагрузки, положения о финансировании, времени и содержании обучения, о ценовой политике, запрете на рекламу и других вопросах:


● временно приостанавливается открытие новых учреждений дополнительного образования. Уже функционирующие организации должны пройти соответствующие проверки и перерегистрироваться в качестве некоммерческих организаций;

● содержание обучения должно пройти строгий контроль. Запрещается проведение занятий по предметам, не входящим в перечень дисциплин по программе обязательного 9-летнего образования. Строго запрещено использовать в качестве основы проведения занятий зарубежные образовательные программы. Следует исключить такую популярную форму домашнего задания, как сканирование проделанной работы и выявление верных и ошибочных ответов. По мнению специалистов, подобные задачи не способствуют развитию логического мышления учащихся;
Официальный сайт Министерства образования КНР: 坚决贯彻中央决策部署 深入推进"双减"工作 www.moe.gov.cn/jyb_xwfb/s271/202 107/t20210724_546 567.html.
● компании, занимающиеся дополнительным образованием, не могут выходить на зарубежные финансовые рынки и привлекать иностранный капитал. Иностранцам запрещается владеть целиком или частично акциями компаний, работающих в сфере обязательного образования;

● необходимо провести проверку ценообразования и избегать завышенных цен;

● время проведения и длительность внеклассных занятий строго регламентируются, запрещается проведение каких-либо уроков в выходные, праздничные дни и каникулы;

● все учителя должны иметь соответствующие документы, подтверждающие их квалификацию. Иностранцам запрещается проведение каких-либо занятий для учащихся начальных и средних школ;

● запрещается проведение рекламных кампаний в СМИ и на других площадках с целью привлечения внимания пользователей.
Новые меры и требования касаются программы обязательного 9-летнего образования и входящих в нее предметов, таких как китайский язык, литература, математика, английский язык и др. Ставшие популярными в последние годы спортивные и художественные занятия не подпадают под новые ограничения, поэтому существует мнение, что в сегменте дополнительного образования, вероятно, произойдет некоторая смена ориентиров, и многие крупные образовательные компании пойдут по пути трансформации моделей своей деятельности.


За прошедшие полгода не только ЦК КПК и Министерство образования, но и местные власти начали уделять особое внимание деятельности внеклассных образовательных структур. Так, власти Пекина заявили о предстоящей проверке качества обучения во всех организациях дополнительного образования, а также о выработке критериев для оценки их работы. Кроме того, в Пекине и Шанхае были опубликованы отдельные документы об осуществлении рекламной деятельности в области дополнительного образования и о недопустимости предоставления каких-либо гарантий повышения успеваемости и поступления в высшие учебных заведения. Департамент образования провинции Шаньдун выпустил циркуляр о недопустимости проведения школами занятий в период каникул, а также организации детей на дополнительные онлайн- или офлайн- кружки и уроки.
Официальный сайт Министерства образования КНР:教育部办公厅关于进一步明确义务教育阶段 校外培训学科类和非学科类范围的通知 www.moe.gov.cn/srcsite/A29/202107/t20210730_547807.html.
K12老林:关于"双减"政策的一些思考 https://mp.weixin.qq.com/s/ry19aITzMFJ3h0aZxT--cA.
Sina: 关注!海淀教育培训行业广告发布重点内容提示书 edu.sina.com.cn/l/2021−05−19/doc-ikmxzfmm3430923.shtml.
Помимо решения вопросов о неравном доступе к дистанционным занятиям, конфиденциальности данных и возможностях доступа иностранцев к стратегически важной отрасли, регулирование сегмента онлайн-образования нацелено решить и еще одну проблему. В 2000-х годах поступление в университет стало считаться чуть ли не единственной гарантией высокого качества жизни, как самого выпускника, так и его семьи. По этой причине спрос на высшее образование, а также число так называемых белых воротничков стремительно росли, в то время как работа на производстве утратила популярность. Выбор в пользу профессионального образования, как правило, делали те, кто не смог получить высокие баллы гаокао.

Однако Китай не стоит на месте, и одним из важных направлений в экономическом развитии является подготовка именно профессиональных кадров, готовых трудиться на производстве и обладающих всеми необходимыми компетенциями и навыками для работы с технологичным оборудованием нового типа. Именно поэтому в последние пару лет власти Китая взялись за «возрождение» сферы профессионального образования и повышение его престижа в глазах населения. Подготовка качественной рабочей силы на разных ступенях и в разных сферах экономики требует взвешенного подхода к развитию системы образования и предоставления равного доступа к нему всем слоям населения путем снижения расходов на обучение, предоставления видимых материальных стимулов и так далее.
Jiemodui: China's vocational education industry ushering in a golden era. en.jmdedu.com/Article/134.
Вероятно, именно весь этот сложный комплекс взаимосвязей экономики с рынком труда, системой образования и планированием дальнейших реформ и является стимулом для реформирования системы подготовки рабочей силы Китая в целом и предоставления равных условий для обучения.
Заключение
В июне 2021 г. одна из китайских медиакомпаний провела анкетирование более 8 тыс. китайских пользователей, часть из которых — специалисты, работающие в сфере образования, а также родители, которых касается введение новых мер по регулированию нагрузки учащихся школ.

Некоторые факты, полученные после анализа проведенного опроса, представляются довольно интересными, так как характеризуют отношение родителей к вводимым властями мерам. Так, например, на вопрос «Должны ли быть запрещены любые (онлайн/офлайн) занятия по праздникам и выходным в учреждениях дополнительного образования?» более 70 % респондентов ответили: «Нет». Почти столько же, более 60 %, считают, что подобные меры не принесут ожидаемого результата и вряд ли помогут снизить нагрузку на детей. При этом более половины опрошенных выразили свою готовность искать для детей частных репетиторов, если все кружки и курсы будут закрыты.
Jiemodui: Will Individual tutors stand to win from China's clampdown on after-school training? en.jmdedu.com/Article/780.
Новые требования к работе учреждений дополнительного образования уже вступили в силу, тем не менее дальнейшие шаги по реализации указанных положений еще будут предприниматься и на региональных уровнях. Очевидно, что в системе подготовки школьников произойдут определенные изменения. Так, например, все чаще звучат высказывания о том, что именно школа должна наладить процесс проведения дополнительных занятий для своих учащихся, чтобы своими силами помогать им в освоении программы и подготовке к экзаменам. Образовательная система Китая за последние годы стала очень сложной и структурированной, все ее участники стали тесно взаимосвязаны.

Представляется, что трех лет будет недостаточно, чтобы кардинальным образом преобразить процесс подготовки учащихся, однако очевидно, что власти Китая и дальше будут уделять пристальное внимание развитию всей образовательной системы. Подобный опыт, несомненно, мог бы быть интересен не только России, но и всему международному образовательному сообществу.
Литература/References
  1. Jiemodui. (2019). China’s vocational education industry ushering in a golden era. Retrieved from link.
  2. Jiemodui. (2021). Will Individual tutors stand to win from China’s clampdown on after-school training? Retrieved from link.
  3. Luwei, Z. (2021). China’s Online Education Submits the Answer Sheet, What Do You Learn? Jiemodui. Retrieved from link.
  4. Reuters. (2021). Explainer: The cost of having a child in China. Retrieved from link.
  5. 中国统计年鉴.(2020). Retrieved from link. (In Chinese).
  6. 2021年全国普通高校毕业生达909万人 如何从"能就业"到"就好业". (2021). 研招网. Retrieved from link. (In Chinese).
  7. "鸡娃"一定会带来美好未来吗?南都观察家. (n.d.). Retrieved from link. (In Chinese).
  8. 资本漩涡下的在线教育. (2021). Retrieved from link. (In Chinese).
  9. 国家中小学网云平台. (n.d.). Retrieved from link. (In Chinese).
  10. K12教培政策梳理:从1月中纪委点名到7月"双减"落地,影响深远. (2021). Jiemodui. Retrieved from link. (In Chinese).
  11. 坚决贯彻中央决策部署 深入推进"双减"工作. (2021). Retrieved from link. (In Chinese).
  12. 教育部办公厅关于进一步明确义务教育阶段 校外培训学科类和非学科类范围的通知. (2021). Retrieved from link. (In Chinese).
  13. 关于"双减"政策的一些思考. K12老林. (n.d.). Retrieved from link. (In Chinese).
  14. 关注!海淀教育培训行业广告发布重点内容提示. (2021). Retrieved from link. (In Chinese).
Reforming Education Policy in the PRC: Prerequisites and Prospects for Industry Development
Maria A. Guleva
PhD (Economics), Associate Professor, Department of Media Linguistics, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University (Mokhovaya Str., 9, 1 250 096, Moscow, Russian Federation).
Abstract
The success of reforms in society largely depends on the educational policy, its consistency and effectiveness.

The effectiveness of the educational process largely depends on overcoming the crisis processes that the country may face in the course of its development. The study of education reform models in the context of socio-economic reforms is of great interest not only for the specialists in education, but also to all those who are interested in solving problems of socio-cultural development and in finding the most promising ways and means of building an effective education system.

The problem of reforming the educational system and the search for optimal development directions in the 21st century has become one of the key issues on the social and economic development agenda of China. In general, it is worth noting that during the years of implementation of the policy of reform and opening up, the country’s authorities have achieved impressive results in the development of education. The illiteracy rate has fallen to 4.59 percent, and the 9-year compulsory education coverage, on the contrary, has reached 95 percent.

In the last few years, there have been interesting developments in the education segment of the PRC, which are sure to play an important role in the further development of the country. These include the rapid development of online education at all stages of education, the revival of the vocational education segment and the gradual increase in the number of non-state educational institutions. Against this background, the increasing involvement of the authorities and the government’s close attention to the normative regulation of all the "new" areas of education are becoming more and more evident.

Keywords: China, additional education, online education, reforms, gaokao exam, teaching load, EdTech.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!