Второй способ подразумевает анализ наблюдаемых характеристик деятельности вузов, напрямую не связанных с исполнением обязательных требований, например, показателей публикационной активности научно-педагогических работников вузов, заработной платы профессорско-преподавательского состава, среднего балла ЕГЭ абитуриентов и других. Данный способ предполагает использование легко верифицируемых показателей, что ускоряет и упрощает процесс проверки, не требует изучения документов образовательной организации и проведения дополнительных проверочных мероприятий.
Третий способ объединяет два предыдущих и предполагает определение критической области и мониторинг динамики некоего интегрального показателя (характеризующего вероятности рисков по видам контроля и надзора в сфере высшего образования, представляющего собой линейную комбинацию
индикаторов риска), определяемого на основе указанных выше показателей.