Ваш АГА

Риски образования в обществе рисков

Александр АСМОЛОВ
Главный редактор журнала «Образовательная политика»
Раб стандарта, царь природы,
ты свободен без свободы,
ты летишь в автомашине,
но машина — без руля…

Андрей Вознесенский
Не так давно «Институт будущего жизни» опубликовал письмо, подписанное Илоном Маском, Стивом Возняком и другими экспертами. В этом обращении говорилось, что риски развития сложных систем, в первую очередь искусственного интеллекта, фактически достигли апогея. Если когда-то в далеком прошлом человечество преследовали такие страхи, как появление Голема или чудовища Франкенштейна, то сегодня эти опасения могут стать былью.

Мы всегда пытались что‑то «натворить» в этом мире, выступая как создатели. Однако зачастую потом сталкивались с парадоксом, который иногда принимал облик ужаса: «Что же мы наделали?!». Именно это происходит и сейчас. Опасения, которые были описаны в фантастике: что появится Терминатор, что «нас темные, как Батыи, машины поработили» (Андрей Вознесенский), — все более и более волнуют человечество.

Есть ли выход из этой ситуации? В своей недавней беседе Альберт Ефимов (кандидат философских наук, вице-президент, директор Управления исследований и инноваций Сбера) задал вопрос современному Эйнштейну — Ноаму Хомскому (американскому лингвисту, политическому публицисту, философу, автору классификации формальных языков): «Почему вы, Ноам Хомский, не подписали письмо Маска и других авторов?»
Ответ Хомского был следующим: «Не пре­увеличивайте сложности искусственного интеллекта, ключевые сложности заключаются в том, что человечество оказывается неспособно противостоять суггестии и манипуляциям, которые лишают человека критического мышления».

В итоге попытаюсь дать квинтэссенцию идеи Ноама Хомского: чтобы образование не осталось позади мира (в котором сон разума по‑прежнему рождает чудовищ, а бессонница — «генеративные когнитивные технологии»), требуется, прежде всего, научиться работать со сложностью. А для этого необходимо образование, которое порождает критическое мышление свободных людей. Именно достижению этих целей и посвящен очередной номер журнала «Образовательная политика».

Как жить в мире сложностей? Как преподавателям и учителям не оказаться в ситуации пассажиров, которые глядят на последний вагон уходящего поезда? Эти вопросы становятся смысловыми, когда мы понимаем, что имеем дело с рисками образования в обществе рисков.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!