GLOBAL. восток
Сельский Китай:
развитие школьного образования
в
XX-XXI вв. (ч. 1)
DOI 10.22394/2078−838Х−2020−4−104−112
  • Валентина Вильевна КУЗНЕЦОВА
    к. и. н., доцент кафедры мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью факультета государственного управления (ФГУ) МГУ имени М. В. Ломоносова (119 192, РФ, Москва, просп. Ломоносовский, д. 27, корп. 4).
  • Ольга Анатольевна МАШКИНА
    к. пед. н., доцент кафедры китайской филологии Института стран Азии и Африки (ИСАА) МГУ имени М. В. Ломоносова (125 009, РФ, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 1).
Аннотация
В современном Китае образовательная политика тесно связана со стратегией роста благосостояния населения и создания более справедливой системы распределения социальных благ и ресурсов. Анализ образовательной ситуации в стране показывает, что из-за недостаточной финансово-материальной и кадровой обеспеченности сельских школ качество обучения в городе и деревне разделяет пропасть.

На протяжении последних 20 лет китайское правительство принимает меры, способствующие улучшению условий обучения в сельской местности, но они пока не привели к ожидаемым результатам. Причин тому много, включая китайскую традиционную парадигму обучения, заточенную главным образом на подготовку школьников к экзаменам и мало связанную с практическим применением знаний. Низкое качество обучения на ступени обязательного образования ставит сельских школьников в невыгодное по сравнению с городскими ровесниками положение.

В статье рассмотрены основные мероприятия китайского правительства по развитию системы обязательного образования в сельской местности, а также достижения и сохраняющиеся нерешенные проблемы, препятствующие обеспечению всех молодых граждан страны равным доступом к качественному образованию.

Ключевые слова
Сельские школы, качество обучения, дефицит ресурсов, парадигма обучения, образовательные потребности, социальная справедливость.
Введение
Дешевая сельская рабочая сила сыграла важную роль в становлении Китая в качестве одной из ведущих промышленных держав мира, однако основными бенефициарами социально-экономических преобразований стали жители городов. Сельские жители до сих пор лишены многих благ и возможностей, которые есть у горожан. В современных условиях образование остается едва ли не единственным доступным социальным лифтом для сельской молодежи. Но у нее есть не так много возможностей воспользоваться им, поскольку сельские школы не дают ученикам качественных знаний, позволяющих им на равных конкурировать с городскими школьниками при поступлении на более высокую ступень обучения.
Подробнее об ограничениях системы регистрации населения см: Кузнецова & Машкина, 2020, с. 46−69.
Сегрегация населения по различным признакам, включая доступность образования, не только противоречит официально провозглашаемому государственному принципу социальной справедливости как важной ценности традиционной и современной культуры Китая, но и может привести к серьезной внутриполитической дестабилизации. Осознавая эту опасность, КПК на XIX съезде (2017) постановила устранить «узкие места в сфере жизнеобеспечения людей, повысить уровень социальной справедливости и равенства». В первую очередь это касается граждан, проживающих в труднодоступных и бедных районах. Китайское правительство последовательно проводит политику ликвидации сельской нищеты, в том числе путем создания условий для повышения уровня образования сельской молодежи.

В статье рассматриваются проекты и программы китайского правительства, направленные на подъем образования в сельской местности, а также ограничители, сдерживающие его достижение.
习近平:决胜全面建成小康社会 夺取新时代中国特色社会主义伟大胜利——在中国共产党第十九次全国代表大会上的报告 [Электронный ресурс] // Сайт Коммунистической партии Китая. 2017. URL: http://www.12 371.cn/2017/10/27/ARTI1509103656574313.shtml (дата обращения 20.06.2020).
На рубеже веков
С момента образования КНР в 1949 г. ликвидация неграмотности и повсеместное распространение базового образования становятся долгосрочными целями образовательной политики. Развитие образования в сельской местности играет критически важную роль для достижения этих целей. Повышение уровня образования сельских жителей рассматривается как фактор, не только способствующий диверсификации аграрной экономики, но и открывающий перед деревенской молодежью новые жизненные перспективы.
После образования КНР система всеобщего обучения создавалась на основе опыта советской педагогики. В 1950-е гг. в китайских деревнях открылось много новых школ. Большое внимание уделялось ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Однако школьные программы, скопированные с советских, были ориентированы на подготовку рабочей силы, востребованной в городской промышленности. Они не учитывали особенностей ведения сельского хозяйства в стране, где по-прежнему господствовали физический труд и традиционные ручные агротехнологии.
После образования КНР система всеобщего обучения создавалась на основе опыта советской педагогики
Поставленная в 1951 г. задача введения всеобщего начального образования осталась невыполненной. В десятилетие «культурной революции» (1966−1976) система образования как социальный институт была практически разрушена, большинство школ и вузов закрыты, а городскую грамотную молодежь (учеников СШВС и студентов вузов) отправили в деревню на «перевоспитание» физическим трудом. «Школу обучения через погружение в жизнь и труд простых крестьян» прошел и нынешний глава страны — председатель КНР Си Цзиньпин. Начиная с «поветрия коммунизации» (1958) и до начала социально-экономических преобразований (1978) ответственность за организацию обучения в сельской местности была возложена на народные коммуны как низовой уровень государственного управления. Коммуны отвечали за содержание школ и наем учителей. Как правило, преподавать шли грамотные крестьяне, прозванные «босоногими учителями», или высланные в деревню представители городской молодежи. Как и крестьянам, занятым в сельскохозяйственном производстве народных коммун, за работу им начислялись трудовые единицы.
В результате деградации школьного образования, как следует из данных переписи населения 1982 г., более трети жителей страны старше 15 лет оставались неграмотными (см. рисунок 1). Уровень неграмотности среди крестьян был еще выше, что объяснялось не только нехваткой школ, но и отсутствием в крестьянской среде потребности в книжных знаниях. По подсчетам экспертов, к концу 1970-х гг. (т. е. к началу социально-экономических преобразований) только четверть рабочих мест в деревне требовала от работников грамотности и специальных знаний (Кульпин & Машкина, 2002, с. 156).
Рисунок 1. Динамика доли неграмотного взрослого населения, 1982−2018, % [1] , [2]
Adult literacy rate in China from 1982 to 2015 [Электронный ресурс] // Statista. 2020. URL: https://www.statista.com/statistics/271 336/literacy-in-china/ (дата обращения 20.06.2020).
China Statistical Yearbook 2019. Тable 2−15 [Электронный ресурс] // National Bureau of Statistics of China. 2019. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2019/indexeh.htm (дата обращения 20.06.2020).

В первой половине 1980-х гг., когда были упразднены народные коммуны и получила распространение система производственной ответственности (семейный подряд), в школьном образовании в деревнях стали складываться разнонаправленные тенденции:

  • во многих сельских районах школы закрывались. Поскольку содержание школ вменялось в обязанность комитетам сельских жителей, иными словами, осуществлялось за счет подрядных дворов, то после длительного периода полуголодного существования крестьянские семьи не желали нести такие расходы. Многие «народные учителя», получив подрядные наделы, ушли из школы. После введения системы производственной ответственности благосостояние крестьянских дворов стало напрямую зависеть от числа рабочих рук в семье, поэтому многие родители забирали подростков из школ и привлекали их к трудовой деятельности. В результате в 1978—1984 гг. посещаемость сельских школ резко снизилась, набор в начальные школы упал на 30% (Машкина, 2004, с. 26);
  • в то же время в ряде сельских районов, где наблюдался избыток рабочих рук и дефицит земель сельскохозяйственного назначения, стали открывать специализированные школы, в том числе и неземледельческого профиля.
Чем беднее была деревня, тем меньше было у детей шансов получить полноценное базовое образование
В 1983 г. Госсовет КНР принял постановление «О некоторых вопросах сельского образования». В документе была поставлена цель к началу XXI в. создать в сельской местности широкую сеть профессиональных школ, в которых обучение грамоте должно было сочетаться с формированием практических навыков применения сельской техники. К середине 1990-х гг. намечалось оставить на 100 тыс. сельского населения лишь одну общеобразовательную старшую школу (Машкина, 2004, с. 28). Курс, закреплявший неравенство исходных образовательных возможностей сельских и городских школьников, был частью более общей политической установки того времени, предполагавшей, что сельская молодежь должна оставаться в деревне.
Нельзя однозначно оценить тенденции, преобладавшие в сельском образовании в 1980-е гг. С одной стороны, открытие специализированных профессиональных школ создавало условия для развития многоотраслевого товарного производства в деревне, а с другой, ориентация обучения на узкую трудовую специализацию, учитывающую лишь местные хозяйственные потребности, ограничивала возможности социальной, территориальной и профессиональной мобильности сельской молодежи.
В последующие годы китайское руководство отказалось от идеи насаждения в сельской местности исключительно профессиональных школ. В апреле 1986 г. был принят «Закон об обязательном образовании», провозгласивший необходимость установления единых общенациональных требований к качеству базового обучения. Принятие закона заложило правовые, но не экономические основы повсеместного распространения обязательного образования в объеме шестилетней начальной и трехлетней основной средней школы. В небольших деревнях стали открывать «пункты обучения», а в крупных поселках — «комплексные средние школы-интернаты». Дети из маленьких деревень были вынуждены пешком проходить несколько километров до школ, расположенных в крупных поселках, или жить в интернатах вдали от дома. В бедных и труднодоступных сельских уездах качество школьного обучения оставалось крайне низким.
В труднодоступных и малонаселенных поселениях открывались начальные пункты обучения, в которых дети из разных классов учились все вместе под руководством, как правило, малоквалифицированного учителя. Такое положение до сих пор сохраняется в ряде сельских районов. — Прим. авт.
После вступления в силу закона об обязательном образовании центральное правительство КНР стало субсидировать отдельные расходы на содержание начальных школ и средних общеобразовательных школ начальной/первой ступени (СШНС или основная школа). Многие школьные здания находились в аварийном состоянии, поэтому государственные средства в основном направлялись на ремонт и обустройство школьных помещений. С родителей учеников по-прежнему продолжали взимать сопутствующие платежи, в том числе на питание, школьную форму, покупку учебников, коммунальные расходы на проживание ребенка в школе-интернате и т. п. Эти расходы нередко превышали годовой доход сельских семей.
Задача распространения обязательного образования из-за дефицита ресурсов, необходимых для развития школьной инфраструктуры, оставалась острой проблемой и в 1990-е гг. Для ее успешного решения требовалось обеспечить школы квалифицированными учителями, учебными материалами, приборами и, наконец, просто достаточным количеством школьных зданий и классных помещений. Но в силу ограниченности бюджетных возможностей местных правительств сельские школы не получали достаточного финансирования. Чем беднее была деревня, тем меньше было у детей шансов получить полноценное базовое образование.

Чтобы переломить тенденции, ведшие к консервации бедственного положения школ в сельских уездах, центральным правительством был инициирован ряд политических мер. Перераспределение финансовых полномочий и сфер ответственности между органами власти разных уровней стало основным направлением реформы управления образованием в XXI в.
1. Обзор политических инициатив и программ по развитию сельского образования в XXI веке: период 2001—2010 гг.

В начале XXI в. руководством Китая был принят ряд программ, благодаря которым в большинстве административных субъектов страны создавались и/или полностью обновлялись основные фонды организаций обязательного образования в сельской местности (см. таблицу 1).

Таблица 1.
Проекты целевого финансирования центральным правительством КНР развития обязательного образования в 2000—2007 гг. (Yellow Book on Education in China, 2013, с. 68)
Среди принятых Госсоветом КНР нормативных актов следует особо отметить «Решение о дальнейшем укреплении образования в деревне» (2003). В документе была поставлена цель добиться к 2010 г. полного охвата обязательным девятилетним образованием всех детей соответствующего возраста. В документе подчеркивалось стратегически важное значение развития сельского образования для строительства общества средней зажиточности сяокан. В тридцати четырех статьях были прописаны меры по внедрению обязательного школьного обучения, ликвидации неграмотности среди взрослого сельского населения и профессиональному обучению крестьян. Сельским школам вменялась обязанность ежегодно организовывать профессиональную переподготовку не менее 20 млн крестьян, с тем чтобы сформировать у них первичные технические и производственные знания и навыки, которые позволяли бы им «уйти от сельского хозяйства, не уходя из деревни» (Министерство образования КНР, 2003). Особое внимание уделялось налаживанию образования в слаборазвитых Западном и Центральном регионах страны. В этих регионах находится большинство национальных меньшинств, плохо владеющих китайским языком и придерживающихся традиционных форм хозяйствования и уклада жизни. В ходе сельской налоговой реформы, проведенной в том же 2003 г., государство сняло с комитетов сельских жителей обязанность нести дополнительные расходы на образование.
Понятие «сяокан» вошло в употребление в древнем Китае для обозначения идеального общества, или, как его определял Конфуций, «общества малого благоденствия». Применительно к современному Китаю Дэн Сяопин использовал этот термин для обозначения «общества средней зажиточности». — Прим. авт.
Важнейшим нововведением стало внедрение многоступенчатой системы финансирования и управления базовым образованием на селе. Основные обязанности по планированию развития местного образования, использованию финансовых ресурсов, назначению директоров и учителей школ были возложены на уездные правительства. Крестьяне освобождались от бремени расходов на содержание местных школ.

Центральные, провинциальные и городские органы управления были обязаны увеличить трансфертные платежи бедным уездам для восполнения дефицитов образовательных бюджетов. Но, как следует из китайских официальных данных, несмотря на увеличение совокупных бюджетных ассигнований на развитие обязательного образования, в рассматриваемый период сохранялись «ножницы» в финансовом обеспечении одного ученика в городе и деревне. Так, в 2007 г. среднедушевые расходы на обучение одного ребенка в начальной и основной средней школе достигли 2752,28 и 3486,77 юаней. В то же время аналогичные расходы в сельских школах были на 11 и 16% ниже и составляли 2463,7 и 2926,6 юаней (Yellow Book on Education in China, 2013, с. 60−61). Дифференциацию среднедушевых расходов на обязательное образование по регионам иллюстрируют данные таблицы 2.
农村税费改革转移支付资金 管理办法 [Электронный ресурс] // Методы управления реформой налогов и платежных трансфертов в сельской местности. URL: wenku.baidu.com/view/cdf1fba302d276a200292ee1.html (дата обращения 20.06.2020).
Основная средняя школа, или средняя школа начальной/первой ступени (СШНС), наряду с начальным образованием входит в систему обязательного девятилетнего образования. — Прим. авт.
Таблица 2.
Среднедушевые расходы на обязательное образование школьников в сельских школах в отдельных административных субъектах Китая, 2007, юани (Yellow Book on Education in China, 2013, с. 64)
Как следует из данных таблицы 2, разрыв в финансировании сельского образования между экономически наиболее (Пекин, Шанхай) и наименее (провинции Гуйчжоу, Юньнань) развитыми административными субъектами составлял на ступени начального образования примерно 12−18 раз, а СШНС — до 22 раз.

Начиная с XVI съезда КПК (2002), государство стало ежегодно оказывать ученикам из бедных семей регулярную материальную помощь. Данный курс был далее закреплен в «Постановлении Госсовета КНР об углублении реформирования механизма обеспечения расходов на обязательное образование в деревне» (2005). С 2006 г. от всех расходов, сопровождавших обучение на ступени СШНС, были освобождены ученики сельских школ слаборазвитого Западного региона страны, а с 2007 г. — сельские школьники Центрального и Восточного регионов. К 2010 г. были установлены твердые нормативы подушевого финансирования обучения школьников в начальной школе и СШНС. Всем нуждающимся школьникам предоставлялись дотации на оплату проживания, питания и других сопутствующих расходов из центрального бюджета. Так называемая программа «Два исключения и одна компенсация/восполнение» была распространена на 150 млн деревенских учащихся (The Road to Educational Equality in the People’s Republic of China, 2019, с. 18−19).
Программа 两免一补 предусматривает, что «плата за обучение и сопутствующие расходы, включая учебники, исключается; плата за проживание в общежитии частично компенсируется». — Прим. авт.
Другим важным направлением образовательной политики в 2000-е гг. стал начавшийся еще в 1990-е гг. процесс так называемой «оптимизации» школ за счет сокращения количества пунктов обучения и слияния небольших по численности учащихся сельских школ, функционировавших по принципу «один учитель — одна школа». Увеличилось число школ-интернатов, расположенных в крупных селах и уездных поселках. У подобного курса были экономические, демографические и социальные основания. Число детей школьного возраста в сельских районах уменьшалось как вследствие общегосударственной демографической политики, так и в результате миграции крестьян с семьями в города в поисках работы (Кузнецова & Машкина, 2020). Однако, как следует из официальных статистических данных, темпы ликвидации сельских школ опережали темпы демографических изменений. Так, в 2000—2010 гг. численность учеников деревенских начальных школ сократилась с 85 млн до 53,5 млн (на 37%), а количество начальных школ с 440 тыс. до 211 тыс., или на 52% (Annual Report on China’s Education, 2019, с. 313).
Важнейшим нововведением стало внедрение многоступенчатой системы финансирования и управления базовым образованием на селе
Особенно тревожная ситуация складывалась в районах компактного проживания национальных меньшинств. Например, во Внутренней Монголии в 1995 г. насчитывалось 13 645 начальных школ и 8809 учебных пунктов, а в 2010 г. — только 2996 и 466 (меньше на 78% и 95%) (Там же, с. 314−315). Дети из деревень, где закрывались начальные школы, направлялись на учебу в поселковые и уездные школы-интернаты, в которых преподавание ведется на китайском языке. Отсутствие учебников на национальных языках осложняло представителям малых народов процесс получения знаний такого же качества, как титульной нации — ханьцам. Возникла угроза утраты местных культур и традиций. Кроме того, ученики стали тратить на дорогу в школу больше времени. В 270 у.е.здах Западного региона дорога до начальной школы и СШНС составляла в среднем более 6 и 14 км соответственно (Там же, с. 14).
Серьезным вызовом распространению обязательного образования стала нехватка квалифицированных сельских школьных учителей. В 2009 г. в сельских школах только 1/3 учителей имели дипломы (Yellow Book on Education in China, 2011, с. 111). Для преодоления кадрового дефицита были введены программы профподготовки учителей без отрыва от процесса преподавания, что позволило перевести из категории «народных» в разряд государственных свыше 40% от 6 млн учителей начальной школы. Повышение категории сопровождалось улучшением их материально-финансового положения и социального статуса. К 2011 г. 78,6% преподавателей начальных сельских школ получили квалификацию не ниже уровня выпускников высших профессиональных колледжей (Yellow Book on Education in China, 2013, с. 152). Аналогичным образом 60% учителей СШНС прошли курсы повышения квалификации и получили соответствующие сертификаты (Yellow Book on Education in China, 2011, с. 111).
Для целевой подготовки учителей сельских школ Центрального и Западного регионов в 2006 г. началась реализация «Государственного плана учреждения специальных должностей сельских учителей на этапе обязательного образования». План предусматривал подготовку китайскими вузами учителей для сельских школ за счет средств центрального бюджета. Молодые специалисты, получившие бесплатное педагогическое образование, распределялись государственными органами управления образованием на работу в самые отдаленные и отсталые сельские районы (Кузнецова & Машкина, 2018). Одновременно центральное правительство КНР создало специальные бюджетные фонды, предназначенные для оплаты труда выпускников профессиональных колледжей и вузов, изъявивших желание стать сельскими учителями. Выпускники, подписавшие трудовой контракт, в течение трех лет получали зарплату из специального образовательного фонда. При продлении контракта учителям гарантировался социальный пакет постоянного педагога. В рамках данного плана некоторые провинции (например, Хунань) стали вводить собственные программы, нацеленные на подготовку сельских учителей из местных жителей. По таким программам выпускники местных СШВС направлялись в педагогические колледжи на трехлетнее обучение за счет провинциального бюджета, обязуясь после выпуска вернуться в родные места для работы сельскими учителями (Han Jialing, 2018). Несмотря на предпринимаемые меры, в сельских школах сохранилась текучесть кадров. Причинами этого стали непомерная нагрузка учителей, низкая заработная плата, плохие условия жизни, отсутствие пенсионного страхования.
Заключение
Подводя итог результатам формирования системы школьного образования в 2000—2010 гг., следует отметить, что реализация общенациональных и провинциальных программ развития образования позволила в большинстве административных субъектов страны создать и/или полностью обновить основные фонды организаций обязательного образования в сельской местности. Значительные бюджетные средства направлялись на развитие дистанционного обучения. Так, в 2003—2007 гг. из центрального и провинциальных бюджетов было выделено 10 млрд юаней на развитие дистанционного обучения в 360 тыс. деревенских школ (The Road to Educational Equality in the People’s Republic of China, 2019, с. 18−19). Но в целом процесс распространения всеобщего обязательного образования в 2000-е гг. проходил неравномерно, наблюдалось углубление разрыва в финансировании обязательного образования не только между городом и деревней, но и между богатыми и бедными провинциями. Многие проблемы, признанные актуальными в предыдущие годы, остались нерешенными, в т. ч. такие, как нехватка школьных учителей, низкий уровень их профессиональной подготовки, отток школьников из образовательных организаций, дороговизна обучения. В новой редакции «Закона КНР об обязательном образовании» (2006) вновь было подчеркнуто, что «плата за обучение и сопутствующие расходы не должны взиматься». Это положение закона, а также сообщения в средствах массовой информации косвенно подтверждали, что школы под различными предлогами (чаще всего при зачислении ребенка) продолжали собирать с родителей разнообразные взносы. Очевидно, что проблема высоких расходов семей на обучение детей в СШНС в первое десятилетие 2000-х гг., несмотря на требование закона, не была решена.
Продолжение этой статьи читайте в следующем номере журнала «Образовательная политика» № 1 (85), 2021 г.
Литература
1. Кузнецова В. В., Машкина О. А. Социально-психологический и профессиональный портрет сельского школьного учителя Китая // Вестник РосНОУ, серия "Человек в современном мире". 2018. № 4. С. 97−106. DOI: 10.25 586/RNU.V925X.18.04.P.097.

2. Кузнецова В. В., Машкина О. А. Трудовая миграция и проблемы обучения детей рабочих-мигрантов в Китае // История и современность. 2020. № 2. С.46−69. DOI: doi.org/10.30 884/iis/2020.02.03.

3. Кульпин Э. С., Машкина О. А. Китай: истоки перемен (Образование и мировоззрение в 1980-х годах). М: Московский лицей, 2002. 240 с.

4. Машкина О. А. Профессиональное образование в КНР (учебное пособие). М.: МАКС Пресс, 2004. 96 с.

5. Adult literacy rate in China from 1982 to 2015 [Электронный ресурс] // Statista. 2020. (дата обращения 20.06.2020).

6. China Statistical Yearbook 2019. Тable 2−15 [Электронный ресурс] // National Bureau of Statistics of China. 2019. (дата обращения 20.06.2020).

7. Han Jialing. China's Small Rural Schools: Challenges and Responses. Background paper prepared for the 2019 Global Education Monitoring Report. Migration, displacement and education: Building bridges, not walls [Электронный ресурс] UNESCO. 2018. (дата обращения 20.06.2020).

8. 习近平:决胜全面建成小康社会 夺取新时代中国特色社会主义伟大胜利——在中国共产党第十九次全国代表大会上的报告 (Доклад Си Цзиньпина на XIX съезде КПК) [Электронный ресурс] // Сайт Коммунистической партии Китая. 2017. (дата обращения 20.06.2020).

9. 中国教育黄皮书2011 (Yellow Book on Education in China 2011). Wuhan: Hubei Publishing House of Education, 2011. P. 367.

10. 中国教育黄皮书2013 (Yellow Book on Education in China. 2013). Wuhan: Hubei Publishing House of Education, 2013. P. 312.

11. 教育蓝皮书。中国教育发展报告2019 (Blue Book of Education. Annual Report on China's Education 2019). China: Social Sciences Academic Press, 2019. P. 365.

12. 国务院关于进一步加强农村教育工作的决定. 国发〔2003〕19号 (Решение Госсовета КНР о дальнейшем укреплении образования в деревне (Госсовет № 19 от 2003 г.) [Электронный ресурс] // Министерство образования КНР. 2003. (дата обращения 20.06.2020).

13. 农村税费改革转移支付资金 管理办法 (Методы управления реформой налогов и платежных трансфертов в сельской местности) [Электронный ресурс]. (дата обращения 20.06.2020).

14. 国务院关于深化农村义务教育经费保障机制改革的通知 (国发〔2005〕43号 (Постановление Госсовета КНР об углублении реформы механизма гарантирования сельских фондов обязательного образования. № 43 от 2005 г.) [Электронный ресурс] // Госсовет КНР. 2005. (дата обращения 20.06.2020).

15. 共和国 教育公平之路/袁振国 翟博 杨银付 主编. — 上海,华东师范大学出版社 (The Road to Educational Equality in the People's Republic of China). Ed. Yuan Zhenguo. Shanghai: East China Normal University Press, 2019. P. 364.

School Development in Rural China
  • Valentina V. KUZNETSOVA
    PhD in History, Associate Professor of World Economy and Foreign Economic Activities Management Subdepartment, State Administration Department, Moscow State University (27/4, Lomonosovsky pr., 119 192, Moscow, Russian Federation).
  • Olga А. MASHKINA
    PhD in Pedagogic sciences, Associate Professor of the Chinese Philology Department, MSU Institute of Asian and African Studies (11/1, Mokhovaya ul., 125 009, Moscow, Russian Federation).
Abstract
Educational policy of modern China is a part of the strategy of increasing the well-being of the population and establishing a more equitable system of distribution of social benefits and resources. An analysis of the educational situation in the country shows that there is a large gap between the quality of school education in the city and in the countryside due to insufficient financial, material and personnel provision in rural schools. The measures taken by the Chinese government over the past 20 years to improve educational conditions in rural areas have not yet produced the expected results. There are many reasons for this, including the Chinese traditional learning paradigm, which is focused mainly on preparing students for exams and has little to do with the practical application of the knowledge gained at school. The low quality of education at the compulsory education system puts rural schoolchildren at a disadvantage compared to their urban peers.

The article reviews the Chinese activities aimed at developing the system of compulsory education in rural areas, as well as achievements and unresolved problems that prevent young Chinese to reach equal access to good quality education.

Keywords: rural schools, quality of education, the shortage of resources, learning paradigm, learning needs, social justice.
References
  1. Kuznetsova, V. V., & Mashkina, O. A. (2018). Socio-psychological and professional portrait of rural school teacher of China. Vestnik RosNOU. Man in the modern world, 4, P. 97−106. DOI:10.25 586/RNU.V925X.18.04.P.097. (In Russian).
  2. Kuznetsova, V. V., & Mashkina, O. A. (2020). Labor migration and problems of training children of migrant workers in China. History and modernity [Istoriya i sovremennost], 2(36), P. 46−69. (In Russian). DOI: https://doi.org/10.30884/iis/2020.02.03. (In Russian).
  3. Kulpin, E. S., & Mashkina, О. А. (2002). China: the origins of change (Education and worldview in the 1980s). Мoscow. (In Russian).
  4. Mashkina, О. А. (2004). Professional education in China. Мoscow: MAKS Press. (In Russian).
  5. Statista. (2020). Adult literacy rate in China from 1982 to 2015. Retrieved from link.
  6. National Bureau of Statistics of China. (2019). China Statistical Yearbook 2019. Retrieved from link.
  7. Han Jialing. (2018). China's Small Rural Schools: Challenges and Responses. Retrieved from link.
  8. 习近平:决胜全面建成小康社会 夺取新时代中国特色社会主义伟大胜利——在中国共产党第十九次全国代表大会上的报告 (Xi Jinping's report at the 19th Congress of the Chinese Communist party). (2017). Retrieved from link. (In Chinese).
  9. 中国教育黄皮书2011 (Yellow Book on Education in China 2011). (2011). Wuhan: Hubei Publishing House of Education. (In Chinese).
  10. 中国教育黄皮书2013 (Yellow Book on Education in China. 2013). (2013). Wuhan: Hubei Publishing House of Education. (In Chinese).
  11. 教育蓝皮书。中国教育发展报告2019 (Blue Book of Education. Annual Report on China's Education 2019). (2019). China: Social Sciences Academic Press. (In Chinese).
  12. Ministry of education of China. (2003). 国务院关于进一步加强农村教育工作的决定. 国发〔2003〕19号 (Resolution of the state Council of the people's Republic of China on further strengthening of education in rural areas. State Council No. 19 of 2003). Retrieved from link. (In Chinese).
  13. 农村税费改革转移支付资金 管理办法 (Methods for managing tax and payment transfer reform in rural areas).(n.d.). Retrieved from link. (In Chinese).
  14. State Council of China. (2005). 国务院关于深化农村义务教育经费保障机制改革的通知 (国发〔2005〕43号 (Resolution of the state Council of the people's Republic of China on deepening the reform of the mechanism for guaranteeing rural compulsory education funds. No. 43 of 2005). Retrieved from link. (In Chinese).
  15. In Zhenguo, Y. (Ed). (2019). 共和国 教育公平之路/袁振国 翟博 杨银付 主编. — 上海,华东师范大学出版社 (The Road to Educational Equality in the People's Republic of China). Shanghai: East China Normal University Press. (In Chinese).
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!