Обилие информации, представленной в данном докладе, — от аналитических данных, касающихся отдельных территорий и семей, до фиксирования уровня социально-экономической активности соответствующих субъектов Российской Федерации — даёт возможность и диктует необходимость широкого и заинтересованного обсуждения материалов доклада.
Из приведённых данных следует, что высшее образование в России, как и в других развитых странах, обеспечивает гораздо более высокие показатели трудоустройства выпускников в сравнении с образованием других уровней и способствует повышению экономической активности молодых людей.
Актуальной и важной темой для развития российского образования и усиления его роли в мировом масштабе является также схема экспорта отечественного образования. Аналитика доклада по данному вопросу отражает, с одной стороны, высокую активность России на мировом рынке образовательных услуг, с другой — указывает на специфические особенности российского экспорта образования. В связи с этим представляется важной аналитическая характеристика ниши, которую занимает Россия на мировом рынке образовательных услуг, анализ структуры контингента иностранных студентов, географии мест, из которых они приехали, а также распределения по уровню образовательных программ. Результаты анализа, приведённые в докладе, несомненно, помогут точнее наметить цели и разработать меры по привлечению иностранных студентов.
Ещё одна важная тема — дополнительное образование взрослых. В докладе показано, что в России, в отличие от общемировых тенденций, чем старше становятся люди, тем меньше они участвуют в программах дополнительного образования. Это является следствием комплекса факторов — от национальных до социально-экономических. Видеть и понимать природу проблемы в этой сфере необходимо, так как вовлечение лиц старшего поколения в социально-экономическую деятельность является важным ресурсом для развития национальной экономики в целом.
Нами затронуты лишь немногие темы и проблемы российского высшего образования, аналитика по которым развёрнута в докладе и, соответственно, позволяет расширить и уточнить представление о формате проблемного поля затронутых вопросов. Это, в свою очередь, очень важно для формулирования и принятия управленческих решений.
Убеждена, что данный доклад вызовет активный интерес профессионального сообщества, стремление обсудить информацию и обменяться мнениями. Заинтересованное обсуждение профессиональным кругом широкой палитры представленных аналитических данных, а также сделанные выводы способны стать фактором дальнейшего развития и совершенствования российского высшего образования.