Современное образование и воспитание сочетают репродуктивную и продуктивную виды деятельности. Репродуктивная подразумевает копирование деятельности — как чужой, так и собственной, освоенной ранее. Продуктивная направлена на получение объективно или субъективно нового результата — продукта.
Вместо прежнего репродуктивного подхода П. О. Лукша, Д. Кубиста, А. Ласло, М. Попович и И. Ниненко выделяют четыре способа овладения знаниями: творческое мышление, критическое мышление, коммуникации, сотрудничество [9]. Ч. Фрейдл, М. Бялик и Б. Триллинг в книге «Четырехмерное образование» [18] отмечают: «…учитывая все сложности мира, программы должны стать гибкими, так как гибкость — ключ к выживанию. Необходимы встроенные механизмы для поддержания программ на уровне современных открытий и новых достижений. Другое проявление гибкости — выход программ за пределы классной комнаты (компьютер, кружок, скаутское движение, экскурсии и др.). В сферу дискуссии включаются споры о приоритетности гуманитарных дисциплин и предметов STEM[2]. Но большинство склоняется все — таки к универсальности школьного образования. Универсальность хорошо защищает от неуверенности в будущем. От гуманитарных предметов зависит критическое мышление, креативность. Знание абсолютно необходимо, но нужно переосмыслить, что является значимым в каждой предметной области, и переработать предметы так, чтобы они отражали задачи первостепенной важности. Важным является развитие и укрепление личных качеств учеников в дополнение к знаниям и навыкам, необходимым для достижения успеха. Все, что важно в условиях сложного мира, может дать проектное обучение…».
Реализация проектов в школе, коллаборации школьников, педагогов, родителей и консультантов — это возможность реальной трансформации школьного образования, преобразования классно-урочной системы, внедрения горизонтального, то есть взаимного — peer-to-peer — обучения (Р2Р), интеграции основного и дополнительного образования, формирования у детей мотивации к активному познанию, когнитивных и других компетенций XXI века. Проекты способны поддержать и развить в ребенке творческое начало, воплотить в продукте его идеи и замыслы [3, 5, 6, 14, 15].
Крайне важно понимать, что образовательные проекты обязательно содержат два результата: продуктовый (продукт или услуга, имеющие социальную/содержательную/научную/технологическую/бизнес и т. п. ценность, решающий ту или иную проблему) и образовательный (сформированные знания и универсальные учебные действия, приобретенные компетенции, опыт, история побед и поражений и пр.). При этом в ряде случаев образовательный результат много ценнее, чем продуктовый.
Авторы статьи сознательно избегают каких-либо классификаций проектов (по типам, видам и пр.), но считают принципиально важными следующие моменты:
Определение термина «проект». Школы используют различные трактовки данного понятия, в том числе заимствованные из «википедии» и других популярных интернет-источников, из многочисленных методических рекомендаций и учебных пособий. В результате утрачивается возможность унификации понимания термина, выделения ключевых отличий проекта от процессной деятельности и исследований. Это приводит к нецелевому и неэффективному использованию инструментов управления проектами и, соответственно, к недостижению ожидаемых результатов. Приведем лишь небольшую часть примеров трактовок:
В массовой школе в рамках классно-урочной системы можно мотивировать детей к познанию, избавиться от типовых заданий, трансформировать уроки и переключить позицию ученика с «объекта» на «субъект». С 2016 года в школе № 25 г. о. Балашихи началась апробация трансформации традиционных уроков с помощью инструментария Scrum методологии управления проектами Agile.
Совместно с педагогами для целей образования были адаптированы ценности манифеста Agile (варианты представления системы ценностей формулируют непосредственно школы, применяющие описываемый подход).
Созданная в школе № 29 г. Подольска мотивирующая интерактивная среда позволила реализовать принципиально новый проект «Инженерный класс» — это заключительный этап формирования образовательной технологии, которая ставит проектную деятельность вровень с другими парадигмами современного образования.
Программа инженерного класса строится на трех основах (таблица 3):