Новые технологии и возможности онлайн-обучения, как полагает ряд специалистов, могут помочь сократить разрыв между уровнем развития обязательного образования в городе и в деревне. В подтверждение такой позиции приведем в качестве примера эксперимент, проводимый в провинции Сычуань в рамках проекта «Интернет + образование». С 2016 г. свыше 200 старших школ, расположенных в бедных уездах, были трансформированы в «классы прямой трансляции» обучения в СШВС № 7 в Чэнду, одной из элитных школ Китая. Программа объединяет две группы учащихся — городских школьников и их ровесников из сельских семей, не имеющих достаточного доступа к качественным образовательным ресурсам. Как сообщалось, в 2016—2018 гг. программа помогла многим из 72 тыс. учеников, обучавшихся дистанционно, поступить в вузы на программы бакалавриата. При этом 88 выпускников стали студентами Пекинского университета и университета Цинхуа, которые входят в число лучших университетов мира (中国教育蓝皮书, 2019, с. 335). В то же время, признавая важность применения цифровых технологий в сфере образования, многие специалисты полагают, что роль и эффективность подобного рода интегрированных школ, основанных на новых технологиях обучения, не следует оценивать однозначно. В частности, Ван Тяньдин, профессор Океанологического университета Китая, отмечает, что такие «супершколы», как средняя школа № 7 в Чэнду, следует рассматривать не как эталон развития системы обязательного образования, а как проявление «несправедливости», когда местные власти большую часть образовательного бюджета и ресурсов вкладывают в ограниченное число школ в ущерб остальным. Высокий уровень успеваемости учащихся таких элитных школ улучшает ведомственную отчетность местных правительств и еще выше поднимает в обществе репутацию и востребованность элитных школ. По его мнению, подобная образовательная политика лишь свидетельствует о пропасти между качеством обучения в городе и в деревне (国务院关于推城乡义务教育一体化发展提高农村义务教育水平工作情况的报告, 2018). Косвенно это мнение подтверждают и опрошенные в 2018 г. журналистом газеты «Циннянь бао» деревенские ученики, дистанционно осваивавшие программу обучения в школе № 7 (教育蓝皮书, 2019, с. 334−346). Многие из сельских ребят считались лучшими учениками в своих школах, но после начала обучения в школе № 7 почувствовали, насколько их знания уступают уровню подготовки городских школьников. У некоторых этот разрыв вызывал депрессию, порождал страх и чувство безысходности, но для других, наоборот, служил стимулом для личностного роста. Как образно выразился один из учеников, «это чувство можно сравнить с тем, как если бы для людей на дне колодца блеснул луч света и им вниз бросили бы веревку, и тогда для увидевших небо появился бы шанс не щадя сил карабкаться вверх» (Там же, с. 335).