Описанию возможных вариантов ответа территориальной системы образования (в Подмосковье, в первую очередь) на эти процессы и посвящена настоящая статья.
В 2009 году был введен обязательный ЕГЭ. С этого времени отношение россиян к получению высшего образования существенно изменилось.
По данным «Левада-Центра» (2018), 79% россиян уверены, что высшее образование лучше получать в вузах, расположенных в мегаполисах. Если к этому добавить, что, по данным ВЦИОМ (2018), подавляющее большинство граждан РФ связывает карьерное продвижение с получением высшего образования (68,2% выпускников основной, 77,8% — полной средней школы), то можно сказать, что
образовательная миграция при переходе из средней школы в университет стала нормой.
Как следствие, средний балл ЕГЭ для поступления в вузы столицы значительно выше, чем на других территориях: в 2020 году — 68,7 по РФ, 80,3 — в Москве и Подмосковье. При этом только 23% выпускников подмосковных школ набирают 220 баллов (за три предмета ЕГЭ), т. е. средний балл — 73,3 [Высшая школа экономики, 2020]. В результате школы Подмосковья теряют конкурентоспособных учеников, что заставляет их руководство задуматься о привлекательности реализуемых ими образовательных программ. Однако не все территории Подмосковья имеют достаточно ресурсов для повышения качества предоставляемых образовательных услуг. Это стало причиной создания сетевых образовательных программ профильного обучения старшеклассников, что должно привести к сокращению образовательной миграции.
Прежде чем проектировать модели обучения старшеклассников, следует подробно остановиться на анализе теории и практики организации профильного обучения и сетевых образовательных программ. Это даст основания для проектирования моделей профильного обучения в старших школах Подмосковья, конструирования реализуемых ими образовательных программ в сетевой форме.