5. Предельно значимым с практической точки зрения остаётся вопрос о базовой единице («клеточке») развития. До сих пор в качестве таких «единиц» зачастую рассматриваются статичные объекты, в том числе, описываемые предельно натурализованно: «человек», «социальная группа» как внутренне связная совокупность людей, «общественная норма» как знаково-символически объективированная сущность и т. д. Казалось бы, по данному вопросу П. Г. Щедровицкий дал целостные и содержательные ответы:
- Процесс развития в гуманитарной сфере фактически представляет собой борьбу форм организации человеческого содержания. Соответственно, единица, которая может развивается — это именно форма организации. Автор специально различает формы организации, воплощенные деятельностно (от формализованного общественного института до устоявшейся традиции) и воплощенные знаково (идеал, утопия, мода и т. д.). В процессе борьбы знаково воплощенные формы организации получают возможность опредмечивания, а деятельностно воплощенные формы трансформируются.
- Единицей же развития — тем наименьшим объектом, который способен и ориентирован развиваться, — является «формула человеческого в человеке», внутренняя форма, определяющаяся в процессе актуалгенеза, соразмерная притом развертыванию общего системного контекста культурно-исторической практики человечества и множеству текущих ситуаций интерсубъективного взаимодействия, коммуникации и понимания [12, с. 207]. Именно по отношению к ней целесообразны и необходимы специально организованные антропотехнические и в ряде случаев культуртехнические и социотехнические действия.
Однако, эти ответы лишь кажутся окончательными. Фактически они тоже являются, скорее, ориентирами для дальнейших поисков и конструирования технологических решений. Ведь и «борьба между деятельностно- и знаково-воплощенными формами организации» не происходит натурально, и необходимо определить те реальные социокультурные феномены, в рамках которых («на теле которых») происходит эта «борьба», выделить её реальные субъекты (если только они могут быть определены непосредственно), построить модели их взаимодействия — и уже на этих моделях определить точки целенаправленного воздействия и подобрать инструменты. Очевидно, что такая «борьба» не сводится ни к одной из существующих гуманитарных технологий, в том числе, ни к одной из форм PR, и именно поэтому кажется либо сугубо «естественным» процессом, либо следствием иных процессов и воздействий, совокупностью их эффектов. Аналогично «формула человеческого в человеке» сама по себе натурально не существует, необходимо определение конкретных форм её объективации, реализации и, соответственно, точек воздействия и инструментов развивающего воздействия. Практика показывает, что ни осуществление того или иного дискурса, ни помещение человека или социальной группы в специально сконструированную среду, не гарантирует даже простого преобразования «внутренней формы», не говоря уже о развитии в собственном смысле слова.
В общем виде эти проблемы фиксирует и сам П. Г. Щедровицкий, говоря, что «открытие-обретение человеком своей внутренней формы есть проблема. Оно никогда не гарантировано. Это усилие…» [12, с. 208]. Далее он указывает на опасность «схлопывания», сведения «внутренней формы человека» (того, что К. Маркс в своих ранних работах называл «сущностными силами человека» [6], а мы с известной долей редукции склонны называть «человеческим потенциалом») к функции, управляемой извне (феномен, описанный самим Марксом в терминах «отчуждение человека от своих сущностных сил» и подробно рассмотренный мыслителями XX века от Ж.-П. Сартра до Г. Маркузе) [4]. Но еще далее автор говорит о позиции субъекта, принципиально не допускающего внешних воздействий на его внутреннюю форму как определяющих, решающих по отношению к ней.
Практика открытого образования и соответствующая дидактика, на которую мы уже неоднократно ссылались, не предполагает «развитие» в строгом смысле слова в качестве системообразующей категории. Но, безусловно, как любая антропотехническая система, открытое образование ставит и решает вопрос о базовых целях, объектах и инструментах воздействия, позволяющих человеку и его активности принять более высокие (сложные, эффективные, персонально продуктивные и т. д.) формы. В рамках дидактики открытого образования в качестве ключевого предмета формирования и развития выступает
практическое мышление, которое является если не напрямую «деятельностным изводом» «внутренней формы человека», то, по крайней мере, способом самосознания и внешнего воплощения этой формы.