Важно отметить, что многие страны мира разрабатывали стандарты общего образования. В основе проектирования содержания образования в Сингапуре лежит универсальная модель компетенций, основанная на модели умений и навыков XXIвека и образовательных результатах, необходимых на современном этапе. Безусловно, модель была заложена еще в 60-х годах XXвека, претерпела изменения и сейчас обозначается как модель воспитания личности и гражданина (Character and Citizenship Education) [9].
В центре модели находятся базовые ценности (corevalues), которые представляют собой 5 элементов: самосознание, саморегулирование, ответственное принятие решений, социальное сознание, управление взаимоотношениями. Далее по кругу расположена модель умений и навыков в виде следующих групп:
- коммуникационные и информационные навыки, сотрудничество;
- гражданская грамотность, глобальная осведомленность (глобалистское сознание) и кросс-культурные умения и навыки;
- критическое и изобретательское мышление.
Далее расположены ключевые участники данной модели по группам:
- заинтересованные граждане;
- активные спонсоры;
- самостоятельные обучающиеся;
- уверенный в себе человек.
По мнению разработчиков модели, знания, умения и навыки напрямую зависят от сформированных ценностей конкретного человека, определяющих его характер. В свою очередь, ценности формируют убеждения, отношения и действия личности, которые и составляют ядро целостного образования [Там же].
Заслуживает быть отмеченным, что ключевые умения (компетенции XXIвека), формируемые сингапурской системой образования, — это желаемые образовательные результаты (впервые сформулированы в 1997 г., опубликованы в 2009 г.), обозначенные следующим образом: сингапурский школьник обладает хорошим самосознанием, здоровыми моральными качествами, а также необходимыми навыками и знаниями, чтобы принять вызовы будущего, ответственен перед своей семьей, обществом и нацией; ценит красоту окружающего его мира, обладает здоровым умом и телом и жаждой жизни. Таким образом, ученик уверен в себе, понимает, что такое хорошо и что такое плохо, адаптивен и гибок, знает себя, проницателен в принятии решения, мыслит независимо и критически, умеет эффективно учиться. Это самостоятельный человек, который задает вопросы, размышляет, упорствует и берет на себя ответственность за собственное обучение. Это активный участник (соучастник), который способен эффективно работать в команде, готов к восприятию инноваций, инициативный, умеет рассчитать риски и стремится к совершенству. Это заинтересованный гражданин, рожденный (имеющий корни) в Сингапуре, обладает сильным чувством гражданской ответственности, знает историю и культуру Сингапура и мира, принимает активное участие в улучшении жизни окружающих его людей [16].
В этой связи вспоминается «формула для определения хорошего образования, предложенная Майклом Барбером [4]: хорошее образование = Э (З + М + Л). Буква „З“ обозначает знание, „М“ — мышление, „Л“ — лидерские навыки и установки относительно себя и других, а „Э“ символизирует этические основания». Думается, что именно этой формуле соответствует современное сингапурское образование.