Чтобы акцентировать внимание на переходе от вещей к лицам, я вслед за Андреем Русаковым выделяю следующие тезисы Павла Флоренского. Он отмечает, что причинно-следственные закономерности отступают, когда мы погружаемся в мир подлинной истории. Флоренский развивает представление о том, что история — это наука о своеобразии: о своеобразии действий и поступков людей. Для него лицо человеческое — это и есть предмет истории, которая творится человеком ради людей.
Для Флоренского история своим предметом имеет не безликие законы статистики, а уникальные, единичные, неповторимые закономерности человеческого бытия. История не обобщает, а обособляет. История не генерализирует, а индивидуализирует. Персонализация, индивидуализация и субъектность выступают как противоположности миру безликих масок и социальных ролей, а не уникальных лиц.