Статья посвящена одному из важных вопросов современной отечественной образовательной политики — влиянию парламента (Государственной Думы) на решение некоторых системных проблем российского образования, таких как:
При этом, по данным ОНФ за 2015 год, средняя нагрузка российского учителя — 28 уроков в неделю, т. е. более 1,5 ставок.
По данным РАНХиГС (2018), количество учителей, работающих на две ставки (36 часов в неделю и более), с 2015 по 2017 год увеличилось почти вдвое — с 7 до почти 14%.
Недавно учителя передовой омской гимназии сказали мне, что их нагрузка стала еще больше: многие ведут по 40 часов в неделю, а некоторые — по 50. Это безумие.
Соответственно, нарастает и кадровый кризис. На «правительственном часе» 28 сентября 2017 года министр просвещения Ольга Васильева оценивала кадровый дефицит в 1,1%, а в июне 2019 г. на расширенных парламентских слушаниях — в 11%. На самом деле, если бы учителя работали на одну ставку, этот дефицит был бы несравненно выше.
В 2018 году эксперты ОНФ спросили у 1300 учителей, насколько велик, по их мнению, дефицит педагогических кадров в России. Результаты оказались следующими:
Уточню: в данном случае речь идет не только о дошкольниках (воспитанниках), но также о школьниках и студентах (обучающихся). Тема была одной из основных на расширенных парламентских слушаниях 24 июня 2019 года. Однако и в этом направлении не сделано ничего, а состояние здоровья наших детей продолжает ухудшаться. Вот данные Роспотребнадзора, которые радикально отличаются от чрезмерно оптимистических данных Минздрава.
25 февраля 2015 года министр здравоохранения РФ В. И. Скворцова (2015) сообщила, что за последние 10 лет здоровье школьников якобы значительно улучшилось: 85% всех детей от 0 до 18 лет практически здоровы или имеют обратимые функциональные изменения, а количество тяжелых «хроников» составляет всего 4,5%.
Но, по данным Роспотребнадзора за 2017 год, число абсолютно здоровых школьников составляет лишь 10−12%. Соответственно, доля школьников, имеющих хронические заболевания:
The article is devoted to one of the important issues of modern russian educational policy — the influence of the Parliament (State Duma) on the solution of some systemic problems of Russian education.
Among these problems: