Основной акцент делается на центральных (базовых) компетентностях, а не на точном списке компонентов. В логике
сети выполнено значительно меньше рамок, чем в логике
списка, однако они оказались весьма влиятельными. В частности, концептуальная рамка ключевых компетенций проекта DeSeCo (ОЭСР 2005); «Оценка и развитие навыков XXI века» (ATC21S 2012)
[5] ; «Доклад Фора» и «Доклад Делора» ЮНЕСКО
[6] , новый доклад Международного бюро образования ЮНЕСКО
[7] . Этой же логике в значительной степени следует рамка Национального исследовательского совета [Pellegrino & Hilton, 2012]
[8] , на основе которой выстроена рамка корпорации RAND
[9] ; Азиатского общества
[10] , гарвардской Глобальной инициативы по инновациям в образовании
[11] (включая подготовленный её экспертами сборник, анализирующий опыт шести стран
[12] ) и др. Этот подход использован и в докладе Всемирного банка (2018)
[13] . Единственная национальная система образования, разработавшая свою рамку компетенций в логике сети, — норвежская
[14] .
При этом практически для всех рамок характерно непрояснённое смешивание универсальных способов деятельности, предметных (дисциплинарных) способов и грамотности.
[5] Griffin P., Care E. (eds.) Assessment and Teaching of 21st Century Skills. Springer, 2015.
https://www.cisco.com/c/dam/en_us/about/citizenship/socioeconomic/docs/ATC21S_Exec_Summary.pdf [6] Faure E. et. al. Learning to be / UNESCO, 1972.
http://www.unesco.org/education/pdf/15_60.pdf; Delors J. et al. Learning: The Treasure Within / UNESCO, 1996.
http://www.unesco.org/new/en/education/themes/leading-the-international-agenda/rethinking-education/resources/ [7] UNESCO 2018. Future Competences and the Future of Curriculum. A Global Reference for Curricula Transformation / By Mmantsetsa Marope, Patrick Griffin, Carmel Gallagher / IBE UNESCO.
http://www.ibe.unesco.org/sites/default/files/resources/02_future_competences_and_the_future_of_curriculum_30oct.v2.pdf [8] Pellegrino J., Hilton M. (eds.) Education for life and work: Developing transferable knowledge and skills in the 21st century / National Research Council. Committee on Defining Deeper Learning and 21st Century Skills. Board on Testing and Assessment and Board on Science Education, Division of Behavioral and Social Sciences and Education. Washington, DC: National Academies Press, 2012.
[9] Yuan, Kun, Brian M. Stecher, and Laura S. Hamilton, The Feasibility of Developing a Repository of Assessments of Hard-to-Measure Competencies, Santa Monica, Calif.: RAND Corporation, RR-1204-WFHF, 2015. P. 7. As of May 25, 2018:
https://www.rand.org/pubs/research_reports/RR1204.html [10] Russell C. et al. (2016) System Supports for 21st Century Competencies/ Center for Global Education, Asia Society.
https://asiasociety.org/sites/default/fi les/system-supports-for-21st-century-competencies-2016_0.pdf [11] https://globaled.gse.harvard.edu/21st-century-education [12] Reimers F., Chung C. (eds.) (2016) Teaching and Learning for the Twenty-First Century: Educational Goals, Policies, And Curricula From Six Nations. Harvard Education Press.
[13] World Bank. 2018. World Development Report 2018: Learning to Realize Education's Promise. Washington, DC: World Bank. doi:10.1596/978-1-4648-1096-1. P. 103.
[14] Official Norwegian Reports NOU 2015: 8. The School of the Future. Renewal of subjects and competences.
https://www.regjeringen.no/contentassets/da148fec8c4a4ab88daa8b677a700292/en-gb/pdfs/nou201520150008000engpdfs.pdf