Особенность концепции «управления по результатам» состоит в том, что финансирование процесса развития выделяется только «под индикаторы», то есть под гарантию достижения определенных количественных значений тех или иных объективных показателей. Соответственно, цели развития образования в нормативных документах не могут формулироваться иначе, нежели как в формате ожидаемых (проектируемых) результатов, обладающих достижимостью, конкретностью, фиксируемостью, измеримостью. Последнее требование особенно значимо, поскольку ожидаемые и достигнутые результаты должны иметь финансовый эквивалент, на основе которого осуществляется бюджетирование (при этом количество выделяемых средств ставится в прямую зависимость от степени выполнения достигнутых результатов) (Йонк, 2019).
Таким образом, переход к управлению по результатам в значительной степени предполагает переход:
— во-первых, от качественных оценок к количественным измерениям, от субъективных ощущений «реализованных смыслов» к объективным данным. Они могут собираться как поверхностно, с помощью подсчета проведенных мероприятий, разработанных онлайн-курсов, закупленных серверов и т. д., так и более тонко -на основе технологии Big Data. Последнее уже осуществляется в сфере бизнеса, но пока еще не реализовано в массовом образовании, особенно если речь идет об обработке «цифрового следа» каждого обучающегося и педагога и определении на этой основе общей динамики развития образования;
— во-вторых, от промежуточных (процессных) — к конечным, социально-экономическим результатам: «по достижению конечных целей и задач и оценивается оптимальность и эффективность управления» (Запорожец, 1978, c. 61−62).
В деятельности исполнителей этот переход приводит к смещению цели — с достижения результатов на их демонстрацию в форме отчетности, либо в процессе проверок. Однако для демонстрации результатов далеко не всегда действительно необходимо их достичь — очень часто оказывается достаточно их сымитировать. Особенно часто прием «имитация вместо достижения» используется исполнителями в условиях ограниченности ресурсов, когда для заказчика критерии «быстро» и «дешево» оказываются более значимыми, чем критерий «качественно».
Базовым инструментом «управления по результатам», используемым в том числе в проектах и программах развития образования, является индикативный план, в котором фиксируются текущие и проектируемые значения целевых индикаторов (определенных характеристик объекта управления, которые приняты в качестве значимых показателей результата развития в рамках данного проекта). Алгоритм управления развитием образования с использованием целевых показателей реализуется следующим образом.
На первом этапе — «осознание социального заказа» (П. И. Третьяков) и на этой основе — определение критериев результативности образовательной системы и разработка количественно измеримых показателей (индикаторов) к ним, отражающих интересы и требования социальных заказчиков (Третьяков, 2001, c. 19). Этот этап является ключевым, поскольку именно на нем определяются рамочные требования к социальному качеству образования, отражающему обобщенные представления различных образовательных заказчиков о том, какие задачи должно решать образование в стране, регионе или муниципальной территории. Однако механизмы общественного или общественно-государственного управления образованием, позволяющие выявлять и согласовывать интересы различных социальных групп, в Российской Федерации не созданы или не работают; соответствующие традиции отсутствуют в отечественной образовательной и управленческой практике. Поэтому, вместо общественного осознания социального заказа, формирование общих требований к результатам развития образования на практике осуществляется монопольным заказчиком — государством (точнее, определенными ведомствами и его подведомственными организациями, что еще более ограничивает социальную значимость подобного подхода). В итоге развитие образования ориентируется на достижение не социального, а административного качества. Кроме того, как уже отмечалось выше, все показатели должны отвечать требованиям объективности и измеримости.
На втором этапе по каждому заданному показателю определяются текущие значения и устанавливаются плановые (более высокие) значения на период реализации проекта. Таким образом, формируется индикативный план.
Далее осуществляется управление образовательной системой, нацеленное на такое изменение ее параметров, которое приведет к достижению плановых значений показателей. Этот этап на практике также оказывается весьма уязвимым, поскольку в документах стратегического планирования, как правило, фиксируются лишь стратегические приоритеты (в обобщенной форме конечных социально-экономических эффектов развития) и индикативный план. Как именно реализовать обозначенные приоритеты, документы стратегического планирования не поясняют (это не соответствует его жанру). При этом нередко оказывается, что смысл заявленных приоритетов развития слабо соотносится с содержательно-смысловым пространством индикативного плана. Оказываясь, по сути, перед выбором: двигаться в направлении стратегических приоритетов либо работать над достижением заданных значений индикаторов, исполнители выбирают второе, поскольку именно это связано с контролем и финансированием. Например, в 2000-е гг. в некоторых школах все мероприятия по «развитию единой информационной образовательной среды» могли ограничиваться закупкой компьютеров и подключением к Интернету, поскольку именно эти показатели были заложены в индикативные планы по программе РЕИОС. При этом в таких школах не предпринималось никаких усилий по реальному использованию новых цифровых средств в образовательном процессе (последнее было обозначено в качестве стратегического приоритета, но не включалось в индикативные планы, ввиду затруднительности перевода в измеримые объективные показатели). Известны случаи, когда кабинет, в котором были установлены только что закупленные новенькие компьютеры, руководство школы просто запирало на ключ, «чтобы, не дай Бог, никто не испортил дорогостоящее оборудование, за которое надо отчитываться».
Наконец, на этапе завершения очередного управленческого цикла (например, ежегодно, а также по факту окончания действия проекта или программы) реальные значения показателей сопоставляются с заявленными ранее, на основе чего делаются те или иные выводы и принимаются управленческие решения.
Итак, использование концепции «управления по результатам» для решения задач развития образования, помимо некоторых преимуществ (фокусировка внимания исполнителей на цели деятельности, а также пресечение наиболее очевидных злоупотреблений в использовании выделяемых средств), имеет и ряд серьезных рисков. Анализируя их, отечественные педагоги, ученые и практики отмечают следующее.
— Не только конечные результаты образования, но и «используемые средства обучения и воспитания имеют в педагогике самостоятельное значение» (Немова, 2009). Поэтому критериями эффективности управления должны выступать не только достигнутые результаты, но и созданные в образовательном учреждении условия и качество самого образовательного процесса, далеко не всегда поддающееся количественному измерению и тем более не всегда имеющее «объективный» характер. Пример — психологическая атмосфера, которую педагог создает на уроке.
— Жесткая и однозначная увязка целей (планируемых результатов образования и его развития) с потребностями различных заказчиков лишает образовательный процесс высшего уровня целеполагания (уровня общественных воспитательных идеалов), в результате чего образование теряет свою исконную миссию, связанную с поддержанием культурного уровня общества и развитием личности, теряет свое педагогическое качество. По этому поводу метко замечено, что «у нас нет заказа на Человека. На профессионала есть, а на Человека нет» (Фельдштейн, 2012, c. 61). Этими словами Д. И. Фельдштейн указывает на низкий социокультурный уровень современного образовательного заказа, формирование и количественное выражение которого — исходная точка управленческого цикла «управления по результатам».
— Реализация личностно ориентированного подхода в образовании предполагает преимущественное использование относительных результатов, то есть речь идет о приросте образовательных достижений учащегося относительно его «вчерашнего» уровня. При этом необходимо учитывать, что такой тип результатов образования «имеет вероятностный характер, то есть не всегда напрямую зависит от созданных условий и приложенных педагогических усилий» (Сибилев, 2014). Это накладывает еще большие ограничения на использование подхода «управление по результату», поскольку подобные технократические концепции опираются на идею однозначной детерминированности результатов по формуле: «если меры будут приняты, то результат будет достигнут; если результат не достигнут, значит, меры не были приняты». Многофакторная и во многом непредсказуемая образовательная реальность (особенно в таких ее аспектах, как воспитание, личностное развитие, социально-профессиональное самоопределение) существует и изменяется отнюдь не в соответствии с этой формулой, а иногда и вопреки ей.
Рассматривая отечественную практику управления развитием образования на протяжении последних двадцати лет, можно привести множество разнообразных примеров, в том числе самых курьезных, иллюстрирующих постоянные попытки втиснуть образовательную и более широкую социокультурную реальность в пространство индикативного планирования. Так, еще на заре нового этапа П. И. Третьяков предлагал включить в число показателей результативности образовательного процесса «степень воспитанности и обученности учащихся, их начитанность и глубокое познание какой-либо области науки, отношение к учебе, труду, природе, общественным нормам и закону, отношение к себе» (Третьяков, 2001, c. 116). Но вскоре стало ясно, что эти показатели не подходят для индикативных планов, поскольку «необъективны» и «неизмеримы», за исключением «начитанности», которую можно определить как среднее количество книг (или страниц), прочитанных обучающимся определенного возраста за единицу времени. Творчески переработав эту идею, Министерство культуры Российской Федерации в 2019 г. разработало проект методических рекомендаций по развитию цифровой культуры, где одним из показателей «культурного норматива» предлагалась «насмотренность» — количество фильмов, просмотренных школьником за определенный период. В настоящее время следы этих рекомендаций найти в открытом доступе уже невозможно, что само по себе является признаком как минимум дискуссионности подобного подхода.
Отмеченные тенденции невозможно списать на «особенности российского менталитета», поскольку они в равной степени проявляются и в других странах, как только начинает использоваться модель управления на основе показателей. Вот характерный пример из современной практики американского образования: «за шесть недель до стандартизированных тестов по чтению и письму директор школы дает учителям указание заниматься только подготовкой к тестам, а об остальных предметах просто забыть (эту стратегию обозначают эвфемизмом „подстраивание учебного плана“). „Натаскивание на тест“, как и приукрашивание статистики, — это способ введения в заблуждение, поскольку силы направляются не на истинную цель (общеобразовательную подготовку), а на достижение целевых показателей, от которых зависит существование учреждения» (Йонк, 2019, c. 7).
Наиболее тяжелые последствия принятие модели «управления по результатам» в образовании имело для процессов воспитания, развития личности, педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения. Это обусловлено целым рядом особенностей, затрудняющих объективную оценку результативности этих процессов, в том числе:
— большая отсроченность конечных результатов во времени (так, результативность сопровождения профессионального самоопределения школьников окончательно проявляется на этапе трудоустройства и далее, то есть через 7−15 лет после того, как соответствующие профориентационные программы, проекты и мероприятия были реализованы);
— зависимость от множества факторов, среди которых не только педагогически управляемые, но и воздействие семьи и других референтных взрослых, социальных сетей, СМИ, друзей и товарищей, состояние общественного сознания (включая господствующие мифы, стереотипы и страхи), общая ситуация в регионе и стране: «в результате чего результаты воспитательной работы „растворяются“ в сумме всех воспитательных воздействий» (Афанасьева, 2016, c. 91−92);
— высокая зависимость от индивидуальных, в т. ч. генетически заданных особенностей воспитанников, а также от особенностей социокультурной среды в территории и конкретной ситуации (вероятностный характер);
— влияние процессов развития личности, социализации, самоопределения на все стороны личности, жизни и деятельности обучающихся, а также их семей, причем не только прямое, но и опосредованное (например, под влиянием целенаправленного развития коммуникабельности может начать активно меняться мировоззрение; широкое развитие профориентационных практик для школьников может изменить роль родителей в процессе их профессионального самоопределения и т. д.);
— результаты воспитания и развития личности, как правило, недиагностичны — они тяжело поддаются операционализации и измерениям и вряд ли могут быть стандартизированы в такой же степени, как результаты обучения.
Помимо обозначенных здесь существуют и более тонкие, не всегда уловимые нюансы, в силу которых формула «цели — средства — путь — результаты — оценка» в образовательной практике далеко не всегда реализуется линейно. Попробуем пояснить это на примере «притчи о двух классных руководителях».
В каждой школе обязательно есть два классных руководителя: хороший и плохой. Оба они, принимая новый класс, сталкиваются с одними и теми же «вечными проблемами»: успеваемость и дисциплина. Один из них сразу же активно принимается за разрешение «больных вопросов». Проводит раз за разом классные часы, посвященные борьбе за дисциплину и успеваемость. Собирает тематические родительские собрания. В индивидуальных беседах то прорабатывает, то увещевает особо злостных нарушителей и отстающих. Он может также организовать соревнование в борьбе за успехи в учебе, «воздействие коллектива на личность» в традициях А. С. Макаренко, ведение графиков успеваемости и посещаемости, размещение Доски почета и «доски позора» на классном стенде и т. д. и т. п.
Но все-таки это, как оказывается, плохой классный руководитель. Потому что, несмотря на постоянно принимаемые меры, проблемы с дисциплиной и успеваемостью разрешить ему не удается. Он напоминает человека с мухобойкой, бегающего по комнате за мухами, которые постоянно от него улетают.
Другой классный руководитель действует, казалось бы, парадоксально. Он как будто не обращает внимания на неуспеваемость и недисциплинированность своих учеников. (Хотя за них его и ругают постоянно на всяческих педсоветах, ведь успеваемость и дисциплина — это те самые целевые показатели, которые он должен демонстрировать руководству и педколлективу как главные результаты своей работы.) Вместо этого он начинает заниматься чем-то совсем другим: ходит со своим классом в музеи, или ездит в другие города, или в театры; заводит фото- или видеолетопись класса; организует выпуск классной онлайн-газеты или журнала; создает туристическую секцию или театральную студию; организует ролевые игры или психологические тренинги; проводит конкурсы или КВНы… или занимается чем-то еще, что ему самому интересно, чем он сам увлечен и чем он может увлечь своих учеников. И вот, как по волшебству, — проходит полгода, самое большее год, и в этом классе «вечные проблемы» с успеваемостью и дисциплиной почему-то «сами собой» рассасываются…
Смысл этой вполне жизненной притчи прозрачен. Хороший классный руководитель достигает своих «целевых показателей», вовсе к ним не стремясь. И вообще, не всякая проблема может быть решена «в лоб», особенно если речь идет о сложной социально-гуманитарной системе. Не всякого результата можно достичь, двигаясь к нему по прямой. Неслучайно в педагогике известны «принцип сокрытия педагогического замысла», метод «опосредования» и другие подобные методы и приемы, которые позволяют достичь результатов путем их умышленной маскировки, «вывода за кадр». Не потому, что эти результаты имеют отталкивающий вид, а потому, что путь к ним не похож на прямую дорогу, он требует неочевидных, творческих усилий, проб и ошибок, а нередко связан и с ситуациями отступления, когда приходится «начинать все сначала». И здесь фокусировка на «ожидаемых результатах», которые постоянно маячат перед глазами (и за отсутствие которых с тебя строго спросят) способна лишь навредить, дезориентировать. Во многом поэтому современный российский учитель дезориентирован в своей миссии. Количественные, диагностично выраженные ожидаемые результаты застили ему глаза, и привычно кажется, что подготовка к ЕГЭ, прохождение в срок предметных программ и обеспечение посещаемости детей на «мероприятиях» — это и есть единственная реальность. Тогда как развитие личности гражданина России, поддержка социально-профессионального самоопределения (и даже просто пробуждение у школьников увлеченности своим предметом, через понимание красоты и целесообразности мироустройства и лучших образцов человеческой деятельности) — это просто красивый облачный миф, не имеющий отношения к повседневности.
Очевидно, что количественно оценить можно только внешние, формальные характеристики воспитания. Основные воспитательные задачи, выходящие за эти рамки, просто «не вписались» в новую модель управления образованием. Введение в 2004 г. подхода «управление по результатам», по существу, привело к «вымыванию» воспитательной составляющей образования, которая не поддается индикативному планированию и требует глубокого, тонкого и чрезвычайно дорогостоящего психолого-педагогического обеспечения оценки реальной результативности. На государственном уровне проблема «потери воспитания» была осознана лишь в конце 2010-х гг., но причинами ее были сочтены «недоработки на местах», а отнюдь не использование неадекватной модели управления в масштабах всей образовательной отрасли. Реализуемый с 2020 г. комплекс «авральных мер», при сохранении существующего управленческого подхода, по-прежнему нацелен на формальные показатели — наличие в школах и колледжах программ воспитания, количество мероприятий, охват ими обучающихся.
Итак, идеология «управления по результатам» — это идеология датацентризма, альтернативная человекоцентричному подходу. С точки зрения датацентричного управления, человек — это даже не столько исполнитель (как это было принято в период административно-командного управления), сколько лишь один из ресурсов, необходимых для достижения количественно заданных результатов. Истинная цель «управления по результатам» в развитии образования — достижение заданных значений показателей; педагоги — средства для достижения этой цели. Что касается обучающихся, то они в этой модели могут и вовсе не предполагаться.
«Бесчеловечность» рассматриваемого подхода наиболее отчетливо заметна даже не на примере воспитания, а в работе медицинской отрасли. «Многочисленные исследования показывают, — отмечает Дж. Мюллер, — что при оценке хирургов или их вознаграждения на основе процента успешных операций часть из них отказывается оперировать пациентов в тяжелом или критическом состоянии. Исключение сложных случаев, связанных с высоким риском, улучшает результаты работы хирургов и, соответственно, повышает репутацию и заработки. Разумеется, все это достигается за счет исключенных пациентов, которые платят за успех хирургов своей жизнью. Но потеря этих жизней ни в чей показатель результативности не входит» (Мюллер, 2019, c. 7).
На рис. 1 в графической форме представлен комплекс базовых противоречий, которые не может преодолеть (или даже, напротив, усиливает) подход «управление по результатам» по отношению к воспитательной подсистеме образовательного процесса. Это противоречия между:
— отдельными уровнями и элементами подсистемы воспитания в системе образования;
— целевой направленностью самого процесса воспитания на задачи развития личности — и целевой направленностью «системы управления воспитанием»;
— принципом целостности воспитательного процесса (определяемой внутренней целостностью процесса развития личности человека) — и организационным делением воспитательного процесса на урочную и внеурочную, «школьную» и «внешкольную» деятельность.