SCHOOLS' N' SKILLS. СПОСОБНОСТИ
Воспитание скрипача:
о
т гладиаторства к осмысленному исполнительству
DOI 10.22394/2078−838Х−2020−1−98−99
Сергей Георгиевич ГИРШЕНКО
Профессор, преподаватель Московской консерватории на кафедре скрипки, народный артист РФ (125 009, РФ, Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6).
Общеобразовательные школы переживают значительные перемены в плане содержания и организации учебных процессов, в то время как музыкальные школы, училища в силу своей консервативности не спешат корректировать методики и подходы.

И тем не менее исполнительский кризис требует активных действий, новых решений. Основная системная ошибка заключена в том, что музыкальное воспитание идет по пути разделения труда. Система учит инструменталистов техничной игре, тренирует для «музыкально-спортивных» конкурсных рекордов. При этом на второй план уходит вопрос музыкального воспитания, соединения авторской идеи и исполнительских средств.
Предыстория вопроса
С позиции мировой тенденции ВВП нашей страны, соответствующий уровню образования населения, должен был бы быть в два раза выше. Понятно, что на уровень благосостояния страны влияет не только образование населения, но и другие факторы. Тем не менее статистически значимая связь образования и подушевого ВВП указывает на то, что анализ особенностей системы образования нашей страны может позволить хотя бы частично объяснить, почему Россия не в полной мере использует преимущество, которое должен был бы обеспечить ей высочайший уровень образования населения. Сопоставительный анализ показателей российского образования с показателями образования стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), проведенный в данном докладе, позволил выявить ряд существенных отличий, которые позволяют частично ответить на этот вопрос.
Вектор системы музыкального образования
Великий скрипач Давид Ойстрах очень точно говорил, что многие музыканты начали играть в основном «обрывками чужой экспрессии», это значит как бы по слуху (Григорьев, 1991).

Сегодня ситуация стала еще более напряженной. Скрипачи и другие инструменталисты в массе своей сами не пишут музыку. Молодых музыкантов учат прежде всего выполнять технические моменты, связанные с игрой на инструменте. Появилось исполнительское гладиаторство. Все заметнее дисбаланс развития спортивно-физиологических исполнительских и творческих навыков.

Совершенно не обязательно каждому профессиональному исполнителю становиться профессиональным композитором. Но невозможно вырасти в настоящего, большого музыканта без практики сочинения собственной музыки. Как пример, Святослав Рихтер, один из крупнейших пианистов XX века, чья виртуозная техника сочеталась с глубиной интерпретаций, сочинял музыку, которую исполнял лишь в кругу друзей.
Необходимо почти забытые сейчас практики обучения всех инструменталистов композиторскому делу
Чтобы в полной мере владеть инструментом, представлять собой востребованную творческую единицу, нужно играть осмысленно, передавая мысли автора. Это под силу только всесторонне развитому музыканту, который на собственном опыте знает, что такое композиторская идея музыкального произведения. Ментальность моментально слышна в самом прикосновении к инструменту. И формировать эту ментальность надо с юных лет, с первых ступеней обучения музыке.

В современной педагогической практике подмечены не единичные случаи, когда возникающие трудности с музыкальным исполнительством у потенциально одаренных детей получалось скорректировать с помощью проб и ошибок в области сочинения музыки.

Программа музыкального обучения дает хорошие результаты, когда учитывает естественные психолого-возрастные периоды развития ребенка, когда есть творческое взаимодействие с педагогом и эмоционально-организаторская помощь со стороны родителей на начальных этапах занятий (Григорьев & Натансон, 1983). Эффективность музыкального развития детей разного возраста в процессе инструментальной подготовки в большой мере зависит от грамотного сочетания современных, нестандартных и традиционных методов обучения. Необходимо возродить почти забытые сейчас практики обучения всех инструменталистов композиторскому делу.
В музыкальной школе постепенно, но уже с первых дней ребят следует вовлекать в сочинительство. Пускай это сначала будет простая тема, песенка, которая, может быть, получится не очень хорошо. Тогда педагог сыграет тему из произведений Моцарта, ребенок услышит разницу, поймет, что такое истинно гармоничная музыка. Постепенно нужно научиться сочинять и аккомпанемент. Потом, если юный музыкант не знает, как завершить фразу, предложить ему сделать каданс. Если что-то с голосами не получается, показать песню Франца Шуберта. Ребенок услышит, как это просто и гениально сделано. Постепенно будет возникать большее понимание мира музыки, композиторского искусства, тесно связанного с исполнительским. Во главе угла должна стоять композиторская практика, а не только виртуозность.

Задача системы музыкального образования — выявить одаренного ребенка и на разных этапах развить его способности, найти к нему подход, построить индивидуальную образовательную траекторию, очертить серьезные критерии и распорядок занятий, определить дисциплинарные пропорции. Сочинение музыки, навыки композиторского мастерства нужно выделить в отдельную дисциплину, изучать которую будут все начинающие инструменталисты и вокалисты. Немного подправив вектор системы музыкального образования в этом вопросе, мы получим колоссальный положительный эффект.
Литература
1. Алексеев А. Д. Русские пианисты. — Москва; Ленинград: Гос. муз. изд-во, 1948. — 315 с.

2. Григорьев В. Ю. Некоторые черты педагогической системы Д. Ф. Ойстраха // Музыкальное исполнительство и педагогика. История и современность. Сб. статей / Сост. Т. А. Гайдамович. — М.: Музыка, 1991.

3. Музыкальное исполнительство. — М: Музыка. Сб. ст. Вып.11 // Сост. и общ. ред. В. Ю. Григорьева и В. А. Натансона. — М., 1983. — 303 с.

4. Сафонова Е. Л., Гиршенко С. Г. // Биографический энциклопедический словарь «Московская консерватория. От истоков до наших дней 1866−2006». — М., 2007. — 122 с.

5. Чичерин Г. В. Моцарт. Исследовательский этюд. — Л: Изд-во «Музыка», 1971. — 318 с.
Education of the violinist: from gladiatorship to meaningful performance
Sergey G. GIRSHENKO
Professor, teacher of the Moscow Conservatory (13/6 Bolshaya Nikitskaya, 125 009, Moscow, Russian Federation).
References
1. Аlexeev, А. D. (1948). Russian pianists. Moscow: Muzyka. (In Russian).

2. Chicherin, G. V. (1971). Моzаrt. Leningrad: Muzyka. (In Russian).

3. Grigoriev, V. Yu., & Natanson, V. A. (Eds). (1983). The musical perfomance, 11. Мoscow: Muzyka. (In Russian).

4. Grigoriev, V. Yu. (1991). Some features of D. F. Oistrakh’s pedagogical system. Music performance and pedagogy. History and modernity. Мoscow: Muzyka.

5. Safonova, Е. L., & Girshenko, S. G. (2007). Moscow State Conservatory. From the origins to the present day 1866−2006. Мoscow.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!