Герои романа Эмили Сент-Джон Мандел «Станция Одиннадцать» часто повторяют: «Потому что выживания — недостаточно». Для них жизнь — нечто большее, чем просто забота о базовых потребностях, а ее смысл — творчество, поиск нового, развитие искусства и знаний. Но даже если говорить о выживании как таковом, его важнейшая составляющая — забота о будущем для нас самих, наших детей и страны. Ведь облик страны, эффективность экономики и качество жизни будут определять новые знания и технологии. Именно поэтому в условиях кризиса «простого» выживания в реактивном режиме для корпоративной науки недостаточно. Перспективы корпоративной науки, прикладных исследований и науки в целом будут определяться способностью ее лидеров увидеть перспективные возможности адаптации лучше, чем другие. Визионерство становится тем драйвером, который приведет нас в будущее, а не предметом изысканий интеллектуалов.
Горизонты планирования во всех компаниях стали короче, а аппетит к риску — намного меньше. Значит ли это, что нужно отказаться от перспективных проектов с горизонтом реализации 3−5 лет? Конечно, нет. Большие свершения в перспективных областях, таких как квантовые вычисления, микроэлектроника, синтетическая биология, не случаются за год или два. Как следствие, тот, кто предложит идею, достаточно обоснованную, но имеющую долгую перспективу, заложит основу для будущего в парадигме «потому что выживания недостаточно». В ситуации, когда все вокруг живут одним днем, победителями будут умные и терпеливые, те, кто сможет думать и планировать в категориях десятилетий несмотря ни на какое давление.
Отвечая на два вопроса, от которых зависит наше выживание, мы должны помнить о проектах, которые позволили собрать уникальные команды, решающие амбициозные задачи. Пусть сегодня некоторые прошлые задачи временно потеряли актуальность. Мы должны дать командам возможность работать над новыми амбициозными вызовами, а не «высвобождать» людей. Для наших исследователей необходимо командное видение — что строим, зачем и ради чего. Большая цель мотивирует всех членов команды, позволяет им встраивать свои проекты в большую, амбициозную задачу и достигать великого. Возможно, настало время для объединения усилий разных корпоративных R&D-команд, решающих различные задачи для одной масштабной цели — достижения технологического суверенитета России. У каждой из команд есть свои сильные стороны и экспертиза.