У нас недавно прошла конференция в Сибири «Педагогика развития», посвященная субъектности. Мне кажется, уместно здесь привести такой беглый анализ всех докладов, которые там звучали. Мы посмотрели, систематизировали и поняли, что там раскрывались три разных смысла понятия «субъектность».
Первый смысл — это такая «самость», возможность себя проявить: понятно, что мне интересно, и понятно, как я это за этот интерес могу зацепиться и что‑то с ним делать.
Другая позиция — «agency». Она часто озвучивается в зарубежных исследованиях. Это когда мы говорим о том, что важно преследовать определенную миссию, понимать ценность, понимать значимость культуры, понимать вклад. Часто это связывается с волонтерством.
И третье — что редко встречается — это «subjectness», что связано этимологически с субординацией. Смысл в том, что человек понимает, в какой структуре деятельности, в каком пространстве он находится. Чего хотят другие? Чем они обременены? В чем может быть его предназначение в той или иной организации?
Понимание вот такой рамки разных позиций, понимание миссии и предназначения и есть понимание «самости».
Если это так, то что может сделать вуз, чтобы все это развивать, чтобы соответствующие элементы деятельности у студентов появлялись? Здесь возможны несколько ходов. У нас тоже нет окончательного системного ответа. Я не буду углубляться в то, как строятся образовательные программы. Скажу лишь о некоторых элементах.
Первым элементом, с которого все вузы начинали трансформироваться, был проект модернизации педобразования, разработанный командой нескольких вузов. Надо менять практику студентов. Практика должна начинаться рано. В этом мы согласились с командой МПГУ, но немного по‑другому посмотрели. МГПУ — университет городской, и для нас рамка развития человека — это не школа, а город в целом, социокультурная среда. Поэтому первое, на что мы настраиваем наших студентов, — попробуй ответить на вопрос: где в нашем городе есть что‑то такое, в чем «сидит» развитие? Где есть что‑то, что тебя «драйвит», что тебя зацепило, что тебя вдохновляет? И основная задача — найти такое место в городе (там порядка 50 предлагается на выбор), куда можно пойти и написать эссе, почему им кажется, что здесь «сидит» развитие. Это может быть театр, библиотека, галерея, школа… Были студенты, которые решили, что венец развития — это ректор, и надо изучать ректора. Я был таким объектом и испытывал на этот счет противоречивые чувства. Второй элемент — выбор элективных курсов, их наращивание. Очень много разных программ, где студенты нарочито перемешиваются. Это не связано с институтом, где они учатся, где мы их подталкиваем: выбери, что интересно, найди единомышленников. Поезжай туда, где людям интересно то же, что и тебе. Идет постоянная ротация элективных курсов. Есть конкуренция преподавателей за ведение этих курсов. Там присутствует элемент моды. Это огромная работа, связанная с электронными системами, с наращиванием осознанности выбора, с созданием базы данных, стимулированием выбора и т. д. Это тема отдельного большого доклада.
Кстати говоря, один из курсов, которые появляются во всех вузах обязательно, называется физкультура — и тут тоже все по выбору.